Тип урока: комплексное применение знаний
ДДЦ: сформировать у обучающихся умение применять алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел в нестандартных ситуациях
ТДЦ:
- Познавательный аспект:создать условия для формирования у обучающихся коммуникативной компетентности, умения применять алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел в нестандартных ситуациях
- Воспитывающий аспект: создать условия для воспитания чувства само- и взаимоуважения при работе в паре, культуре интеллектуального труда
- Развивающий аспект:создать условия для развития произвольного внимания, мышления, познавательного интереса и активности в решении познавательных задач
- Адаптивная цель:повторить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел научиться применять алгоритм в нестандартных ситуациях – при сложении смешанных чисел и десятичных дробей
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, технология игровой деятельности.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: общеклассная, групповая, индивидуальная.
Структура урока:
- Организационный этап – 2 мин.
- Подготовительный этап (мотивация и актуализация) – 10 мин.
- Основной этап: комплексного применения знаний – 23 мин
- Информация о домашнем задании – 5 мин
- Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия – 5мин
Приложение 1. Фотография учебного занятия по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел»
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Учитель приветствует обучающихся. Обучающиеся проверяют наличие всего необходимого к уроку.
2. Подготовительный этап
Учитель: Сегодня мы с вами совершим
небольшое путешествие на необычном поезде,
который останавливается только на станциях с
математическим названием. Путешествовать
интереснее с друзьями, поэтому мы с вами
разобьемся на экипажи. Выберите командира
экипажа. Задача командира экипажа –
организовывать, анализировать и оценивать
работу каждого члена экипажа. Чтобы наше
путешествие было познавательным и интересным,
вам нужно быть активными, внимательными,
прислушиваться к мнению своих товарищей.
Каждому обучающемуся выдается маршрутный лист,
командиру экипажа – лист контроля (Приложения
2).
1 станция: Отправительно-повторительная
- Устный счет: Найдите ошибку: а)
; б) 4
; в) 7
;
- Заполните пропуски: а) 2,3 = 2
; б) 11,8 = 11
; в) 5,36 = 5
;
- Поднявшись на верхнюю ступень лестницы, попробуйте сформулировать «название нашего путешествия».
Вспомогательные вопросы:
– С какими числами работали в устном счете?
– Что изучали на предыдущих уроках?
Учащиеся решают проблемную ситуацию, предлагают варианты темы учебного занятия. Оформляем работу на доске и в тетрадях.
Учитель: Как вы думаете, что мы узнаем и чему научимся во время путешествия? Обучающиеся формулируют адаптивную цель учебного занятия. На доске записана адаптивная цель и закрыта листами (узнаем, научимся).
3. Основной этап
2 станция: Познавательная
Учитель: Вернемся к нашему примеру: 2,6 +
. Выполните
действие самостоятельно в тетрадях, решение
обсудите в группе. Подсказка – способов два.
Обучающиеся работают в парах: одна пара одним
способом, вторая – другим; или десятичную
дробь записать в виде смешанного числа, или
смешанное число – в виде десятичной дроби. Оба
решения записываем на доске.
2,6 + 2,6 + 1,75 =
4,35 2,6 +
= 2
+
= 2
+
1
= 3
= 4
Учитель: Всегда ли можно выполнить решение первым способом? От чего это зависит?
Учитель подводит итог: действия можно выполнить двумя способами, перевод смешанного числа в десятичную дробь возможен только тогда, когда знаменатель дробной части является делителем 10, 100, 1000 и т.д.
3 станция: Примерная
– А сейчас проверим, как экипажи умеют дружно и
слаженно работать. Три группы выполняют пример
под буквой а), а другие три – под буквой б).
Первые две группы, выполнившие задание, по одному
примеру пишут на доске. Остальные проверяют и
записывают в тетрадь.
а) 2,4 + =
+ 1
=
+ 1
=
3
= 4
б) 3,7 – 2 =
– 2
=
– 2
= 1
=
1
Учитель: Можно ли было первый пример решить другим способом, а второй? Запишите решение на доске.
Физкультминутка:
– Пришло время отдохнуть.
А теперь все дружно встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели – вновь за дело!
Гимнастика для глаз
4 станция: Задачная (отгадываем ребус, учитель показывает на листе)
Решаем задачи:
1) Федя и Вася шли навстречу друг другу. Каждый
час расстояние между ними уменьшалось на 8 км. Найдите
скорость Феди, если скорость Васи 3,5 км/ч (тем
группам, которые решали пример на сложение).
Решение: 8 –
3,5 = 8
– 3
= 8
– 3
= 5
(км/ч)
– скорость Феди
2) Теплоход в стоячей воде проходит 28 км за 1 час. Скорость
течения 2,5 км/ч. Найдите скорость теплохода по
течению (тем группам, которые решали пример на
вычитание).
Решение: 28 +
2,5 = 28,375 + 2,5 = 30,875 = 28
+
2
= 28
+ 2
= 30
(км/ч)
5 станция: Уравнительная
Каждой группе выдается четыре уравнения: каждый участник решает по одному уравнению, затем идет проверка в группе друг у друга. Командир экипажа поднимает руку и учитель дает ключ с ответами. Решив все правильно, каждая группа должна получить слово «Молодцы!» (Слово разбивается по слогам, с обратной стороны приклеивается правильный ответ; приложения 1 и 3)
1. 5
+
= 8,4 3. 1
+ z = 2,5
2. 3– y = 1,3 4. k – 6
= 7,2
6 станция: Конечная
Учитель: Подведем итоги нашего путешествия. Достигли ли мы поставленной цели? На этот вопрос нам помогут ответить результаты теста (выполняют индивидуально, по вариантам)
Тест (на отдельных листочках). Ответы за закрытой доской.
Ключ:
1 вариант – Г, Б, В, А, А;
2 вариант – Б, Г, А, В, Г.
1 вариант 2 вариант
1. Выполните действие: 7![]()
|
1. Выполните действие: 9![]()
|
2. Найдите значение выражения: 2,3 + 4![]()
|
2. Найдите значение выражения: 4,7 + 5![]()
|
3. Решите уравнение: ![]()
|
3. Решите уравнение: y – 2![]()
|
4.Найдите корень уравнения: 3,7 – y = 2![]()
|
4.Найдите корень уравнения: ![]() ![]()
|
5. Решите задачу: Собственная скорость
лодки 25,6 км/ч.
|
5. Решите задачу: Собственная скорость
катера 32,4 км/ч.
|
4. Информация о домашнем задании
Учитель комментирует домашнее задание:
- выполнить № 422, 423, 426(а,в),
- творческое задание: составить и решить задачу в
несколько действий на применение сложения и
вычитания десятичных дробей и смешанных чисел.
5. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель предлагает вернуться к цели урока и ответить на вопросы:
– Чего узнали? Чему научились?
– Что еще не знаем, но хотели бы узнать?»
Учитель предлагает оценить удовлетворенность своей работой на уроке, используя рефлексию «Дерево».
– Украсьте дерево плодом, исходя из обозначения цвета
Обозначение цветов:
- Красный – урок очень интересный. Мне все понравилось, я все понял(а)
- Желтый – мне понравился урок, но я не все понял(а)
- Синий – я все понял(а),но урок был не очень интересный
- Коричневый – было скучно, я ничего не понял(а)