Цель: формирование учебной деятельности и коррекция её недостатков: развитие смысловой памяти.
Задачи:
- повторить и закрепить знания учащихся по теме «Весна – пробуждение природы»;
- расширить представления детей о признаках весны;
- направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности и активности;
- формирование последовательности воспроизведения, умения устанавливать причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями;
- воспитание безопасного поведения учащихся в весеннее время; пробуждение у учащихся понимания красоты окружающего мира.
Оборудование: мультимедийная установка, конверт с письмом от Бабушки Зимы, маска «медведь», коврик, открытки-веснянки, детские рисунки на выставку «Весенняя капель», листки календаря с названием месяцев, текст, открытки-пазлы с изображением цветка, лепестки цветка, конверты, тетрадные листки для изготовления корабликов, сосулька для экспериментальной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель-дефектолог: С приходом весны у всех бывает хорошее настроение.
– С добрым утром, глазки! (поглаживание век)
– Вы проснулись? (соединить пальцы, изображая
бинокль)
– С добрым утром, ушки! (поглаживание ушей)
– Вы проснулись? (прикладывание ладоней к ушам)
– С добрым утром, ручки! (поглаживание кистей
рук)
– Вы проснулись? (похлопать в ладоши)
– С добрым утром, солнце! (вытянуть руки в
стороны и вверх!)
– Я проснулся! (улыбка)
– Ровно все встали, посмотрели друг на друга, оглянулись, улыбнулись и гостям представились: я – Даша Аксенова и т.д.
Учитель: Да, дети, сегодня у нас с вами необычный урок, его буду вести я и Нина Леонидовна.
II. Постановка целей и задач урока
(Приложение 1. Слайд 1)
Тема урока: «Весна – пробуждение
природы». Весна – это особенности пробуждения
природы и связанные с этим изменения в растениях
и в повадках животных, птиц, поведении людей и мы
поговорим обо всём этом на сегодняшнем уроке.
– Что такое природа?
– Что означает слово «пробуждение»?
– Что такое весна? (Ответы детей)
– Давно уже прошли Новогодние, Рождественские
праздники, Масленица, надоели вьюги, ветра и
холода и все и люди и животные ждут – не
дождутся весны. Давайте позовём мы её, только
очень громко: (хором) «Весна – красна!
Объявись, покажись!»
(Стук в дверь, письмо)
«Здравствуйте, ученики 2 класса! По лесному радио я узнала, что у вас сегодня будет урок про Весну. Так вот, я её не отпущу, пока вы не придумаете интересную сказку для меня! Зима».
Учитель-дефектолог: Вся надежда на вас, ребята. Давайте придумаем с вами сказку и подарим её бабушке-Зиме, чтобы она стала добрее и приветливее. А как обычно начинаются сказки? (Дети делают предположение)
III. Систематизация и обобщение учебного материала
Учитель: Жила-была Красавица Весна. (Приложение 1. Слайд 2) И
было у неё три сына – МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ (Приложение
1. Слайд 3) И были они непослушные, ничего
не хотели делать. Мама Весна иногда огорчалась от
их проделок. Однажды она им сказала: «Уходите от
меня, пока не выполните добрые дела и вас не
похвалят люди, ко мне не подходите!» Делать
нечего, пошли сыновья наказ матери выполнять.
(Приложение 1. Слайд 4)
Первым пошёл старший сын – Март. Путь его будет
трудным и долгим, потому что он пошёл первым.
Вышел он на поляну, крикнул: «Солнышко, ясное,
солнышко, красное! Появись, пригрей всё вокруг!»
(Приложение 1.
Слайд 5)
Вышло солнце на небо, улыбнулось и вдруг всё
стало изменяться. Снег потемнел, появились
сосульки, стали просыпаться и выходить из своих
нор, берлог животные.
Учитель-дефектолог: Проснулся и медведь – хозяин Сибирских лесов. И мы для всех животных, которые долгую зиму проводят в норах, приготовили подарок. А вы, ребята, слушайте внимательно и выберите весенние слова, которые услышите.
(Инсценировка)
Автор:
Без заботы, без тревоги,
спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, наверное, видел сны.
Медведь:
Вдруг проснулся косолапый,
слышу – каплет – вот беда!
В темноте пошарил лапой,
И вскочил – кругом вода!
Автор: Заспешил медведь наружу!
Медведь:
– Заливает! Не до сна!
Вылез я – и вижу лужу,
Это к нам пришла весна!
Итог: Какие «весенние» слова вы услышали? (Каплет, вода, заспешил медведь наружу)
Учитель: Дальше идёт Март по дороге и видит, лежит что-то на дороге. А там, какие-то непонятные картинки, обозначения.
Учитель-дефектолог: Поможем Марту разгадать это задание?
(Приложение 1. Слайд 6)
(Даны картинки разных времён года, оставить только те, которые относятся к весне, число картинок соответствует числу детей, индивидуальная работа: слабый ребёнок говорит – убираем картинку, а сильный – называет с пояснением)
– Я сейчас узнаю, внимательно ли вы слушали о
добрых делах месяца Марта.
– Давайте обратимся к открыткам – веснянкам,
которые лежат у вас на партах и ещё раз назовём,
какие же добрые дела сделал этот братец. (Приложение 2)
Работа с открытками: дети называют основные
признаки месяца – марта
- яркое солнце,
- звери выходят из своих нор,
- появление сосулек
(Эксперимент)
– Что у меня в руках? (Сосулька)
– Давайте внимательно рассмотрим сосульку.
Какая она? (Дети дают свои ответы)
– А что с ней произойдёт к концу урока? (Предположения
детей)
Беседа об опасности падения сосулек и снега с крыш домов.
(Работа с текстом на открытках и с текстом, помещённым на доске, на котором записаны основные приметы марта, чтение текста учителем, дети про себя, хором, инд. работа. Аналогичная работа проводится с текстом к каждому месяцу)
Учитель: Хорошо поработали, хорошо и
помогли марту месяцу.
– А кто из вас подарит рисунки этому месяцу?
(Дети находят свой рисунок на классной выставке рисунков «Весенняя капель» и рассказывают, что изобразил на своём рисунке)
Довольна осталась мать своим сыном и подарила ему необычный лист календаря и стихотворение.
(Читает подготовленный ученик)
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки,
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.
– А вы довольны работой месяца марта? (Ответы детей)
Физкультминутка
Учитель-дефектолог: Давайте, при помощи жестов изобразим, какую работу провёл месяц март
- светит яркое солнце
- капает капель
- вышли звери из своих нор
(Имитация выражений движениями, кто как себе представляет это высказывание)
Учитель: Отправился в путь-дорогу месяц Апрель. (Приложение 1. Слайд 7) Махнул он рукой, и появились на деревьях почки, зажурчали звонкие ручейки, позвал птиц с юга к себе. (Приложение 1. Слайд 8)
Учитель-дефектолог:
– Какую работу провёл апрель?
(Работа с открыткой «Веснянка», чтение текста на открытке и на доске)
– Давайте представим себе: весна, тепло, бегут ручейки. Вы вышли на прогулку, и захотелось отправиться в дальнее путешествие. На каком виде транспорта можно осуществить свою мечту?
(Дети делают предположения)
– А сейчас мы с вами изготовим маленький кораблик, на котором и отправимся в путешествие. Выполняя кораблик, надо обязательно загадать желание и когда кораблик отправится в путь, ваше желание обязательно исполнится.
(Дети выполняют из бумаги лодочки, индивидуальная работа).
(Приложение 1. Слайд 9) – при выполнении кораблика звучит музыка
Учитель: Беседа «Правила поведения во время весеннего ледохода».
Физкультминутка
Учитель-дефектолог: давайте, изобразим при помощи жестов, какую работу провёл месяц апрель.
- появились почки
- прилетели птицы
- побежали ручейки
Довольна осталась мама и сыном Апрелем и подарила ему тоже необычный лист календаря и стихотворение.
(Читает подготовленный ученик)
Снег сошёл. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
– А кто из вас хочет подарить свой рисунок
апрелю?
– Что изображено на твоём рисунке?
– А вы довольны работой месяца апреля?
Учитель: Отправился в дальнюю дорогу месяц-май. (Приложение 1. Слайд 10) Пригласил людей на работу в сад и огород, позвал цветы в весенний хоровод на лужайки, выпустил молодые листочки на свет. (Приложение 1. Слайд 11)
Учитель-дефектолог:
(Работа с открытками-веснянками, какие признаки присущие для месяца мая. Работа с текстом.)
Учитель: Засмотрелся май на весёлый весенний хоровод цветов и не заметил, как он рассыпался.
(Детям даны открытки – пазлы с изображением цветка, индивидуальная работа).
– Давайте поможем месяцу Маю собрать открытку.
(Приложение 1. Слайд 12) – цветы и музыка
Учитель: Довольна осталась мама своим сыном и тоже подарила ему необычный лист календаря и замечательное стихотворение.
(Читает подготовленный ученик)
Дружно лопаются почки,
распускаются листочки,
на траве роса дрожит
лось за радугой бежит.
– А вы довольны месяцем маем?
– Кто из вас подарил свои рисунки маю?
– Что изображено на твоём рисунке?
Физкультминутка
Учитель-дефектолог: давайте, изобразим при помощи жестов, какую работу провёл месяц май.
- вышли люди на работу в сад, огород
- появились листочки
- появились первые весенние цветы
Учитель: Беседа о бережном отношении к природе. (Приложение 1. Слайд 13)
– Какую работу провели братья-месяцы за своё путешествие? (Ответы детей и чтение описательного текста на доске, в процессе урока после каждого этапа на доске появляется текст со всеми признаками весенних месяцев)
Посмотрела мама Весна на работу своих сыновей и
осталась очень довольна ими.
– А вы, ребята, довольны работой весенних
месяцев? (Ответы детей, мнение)
Стали сыновья послушными, стали уважать свою
мать, друг друга и всё то, что их окружает. И я
думаю, что наша сказка получилась интересная,
поучительная. Эту сказку отправим бабушке Зиме,
пусть она её прочитает и поймёт, что всегда, когда
есть дружба, взаимовыручка, работа идёт хорошо и
у всех бывает хорошее настроение.
Учитель-дефектолог: Давайте, ребята,
посмотрим, что же стало с нашей сосулькой? (Ответы
детей, вывод)
– Бабушка Зима старенькая, плохо слышит, давайте
громко, чётко расскажем обо всём, что интересного
мы узнали на уроке. (Чтение, а затем рассказ
описательного текста, который дан на доске и на
индивидуальных карточках).
IV. Итоги урока, оценка знаний
– А чтобы бабушка Зима стала ещё добрее, давайте подарим ей весенний цветок, но не совсем обычный, а сказочный. У вас на столе лежат лепестки, и из этих лепестков составим и оформим весенний букет.
(Дети прикрепляют лепестки на весеннюю открытку)
– Замечательный цветок получился у нас.
Учитель: Вот и закончился наш необычный урок и мы с нетерпением будем ждать и наблюдать как идёт весна к нам в Сибирь, в Омскую область и село Большие Уки, а всё , что увидим и услышим, будем записывать в наш необычный «Календарь природы», а рисунки с выставки «Весенняя капель» оформим в альбом и подарим ребятам из дошкольной группы. Пусть они тоже знают о весенних месяцах, и у них тоже будет хорошее весеннее настроение.
Выставление оценок.
V. Задание на дом
– Сходить в библиотеку, взять книги на весеннюю тематику, прочитать, рассмотреть внимательно иллюстрации в книгах, приготовить загадки о весне, сделать весеннюю зарисовку.