Тип урока. Получение новых знаний, умений и навыков
Формы урока. Индивидуальная, парная, групповая
Раздел: «Художественная обработка материалов»
Тема: | Художественная роспись по ткани. |
Цели: | Знакомство с художественной росписью
по ткани. Изучение приёмов росписи по ткани в технике батик. Привитие художественного вкуса. Воспитание трудолюбия, духа сотрудничества и взаимопомощи, воспитание стремления к взаимоуважению и самоопределению. |
Задачи: | Закрепить навыки художественной
обработки материала. Изучить способы художественной росписи по ткани. Прививать интерес к декоративно-прикладному искусству. Воспитывать самостоятельность в работе. Прививать интерес к духовному наследию народа. Создать комфортную обстановку на уроке. Формировать стремление к взаимоуважению и самоопределению. |
Объект работы: | Композиция «Цветок». |
Материал: | Ткань – креп-атлас 25х30, 10 штук; анилиновые краски, 3 штуки. |
Оборудование: | Подрамники, образцы изделий, эскизы в цвете, одноразовые стаканчики, кисти, соль, технологические карты, таблицы сочетания цветов, таблицы гармонии цветов, инструкции по т/б, памятки, фломастеры по ткани. |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Добрый день! За окном зима, а мы представим,
что сейчас весна или лето. Подумайте и скажите, в
чём своеобразие красоты этих времен? (Ответы
детей).
– На предыдущих уроках вы занимались
художественной обработкой материалов. Сегодня
вы познакомитесь с художественной росписью по
ткани.
– Как называется художественная роспись по
ткани? (Ответы детей).
– Действительно, вы правы – батик это
художественная роспись по ткани. Тема нашего
урока сегодня – «Техника художественной росписи
по ткани – батик».
– Сегодня цель нашего урока познакомиться с
теоретическими основами данной техники, и
научиться приемам росписи.
2. Объяснение нового материала
– Слово «батик» произошло от слова «амбатик»,
что на языке жителей острова Ява «рисовать»,
«писать», «гравировать». Остров Ява находится
в южном полушарии севернее Австралии. И там
впервые возникла технология нанесения рисунка
на ткань в 16 веке. В Европе батик стал известен в 19
веке, а в России – в 30-е годы 20-го века с
изобретением анилиновых красителей. Сейчас
батик становится популярным видом искусства во
всем мире, в том числе и в России. С помощью
техники батик можно создавать уникальные работы,
эксклюзивные вещи, существующие в единичном
экземпляре, которые нельзя купить в магазине.
– Какие способы художественной росписи по ткани
вы знаете? (Ответы детей).
Холодный батик. Для его выполнения применяется резервирующий состав, который наносится на ткань при помощи стеклянной трубки с замкнутым контуром по шаблону. Резервирующий состав предотвращает растекание красок по ткани.
Горячий батик. В качестве резервирующего состава применяется разогретый парафин с воском и наносится при помощи кистей, вороночек, штампов.
Техника свободной росписи. Этот метод основан на том, что краски могут растекаться по ткани с разной интенсивностью. В технике свободной росписи ценится универсальность и неповторимость. Даже если вы попробуете сделать 2 работы по одному и тому же эскизу, они не будут похожи.
Существует очень много технологий художественной росписи по ткани, описание этих технология я предлагаю вам найти в библиотеке и в Интернете. Это и будет вашим домашним заданием.
– Мы с вами будем выполнять художественную
роспись по ткани в технике «холодного батика». А
какие ткани применяют для художественной
росписи? (Ответы детей.)
– Что еще используется в росписи по ткани? (Ответы
детей) инструменты
– На столах у вас лежат технологические карты с
описанием технологии выполнения батика.
Ознакомьтесь с ними.
– Что было сделано на предварительном этапе? (Ответы
детей).
– Что еще мы с вами сделаем? (Ответы детей).
– На уроках ИЗО, вы изучали сочетания цветов,
это понадобится сегодня. Можете пользоваться
таблицами сочетания и гармонии цветов, которые
находятся у вас столе. Послушайте мой совет.
Чтобы работа получилась более живописной и
интересной, можно использовать «солевой эффект».
После того как нанесли краску на ткань, посыпьте
солью в некоторых местах. И вы увидите, какие
появятся интересные разводы. Обратите внимание
на эту работу.
– Напоминаю вам, что необходимо соблюдать
технику безопасности. Какой пункт техники
безопасности мы должны соблюдать сегодня? (Ответы
детей).
– А сейчас представьте, что вы находитесь в
творческой мастерской, почувствуйте себя
художниками. Вам предстоит создать галерею
цветов, произрастающих в Кузбассе. Одна группа
создаёт первоцветы, вторая – цветы, которые
цветут в начале лета. Третья – цветы, которые
цветут до самой осени. Выполнив работу,
расскажете о работе в группе. И мой вам совет:
создавая красочные композиции, не только
копируйте их, но и творите, фантазируйте, учитесь
чувствовать красоту! Обратите внимание на доску,
прочитайте, пожалуйста, стихотворение.
Природа – лучший наш учитель
И вдохновитель творчества, идей,
И красок буйство, линий чувства,
– всё воплотим в идее сей.Л. Н. Брагина
Итак, всё мы обсудили, повторили. А теперь работайте. В добрый путь творчества.
3. Самостоятельная работа
Физминутка и музыка
4. Подведение итогов
– Подведем итоги нашей работы. Слово
творческой мастерской, которая создавала
первоцветы. (Ответы детей)
– Слово второй группе художников.
(Ответы детей)
– Слово третьей группе художников. (Ответы
детей)
– Посмотрите, какую галерею мы с вами создали.
Все эти цветы украшают природу нашего Кузбасса.
Большинство из них находится на грани
исчезновения, а некоторые занесены в Красную
книгу. Так давайте же беречь и любить родную
природу. И пусть эти цветы красуются не только на
картинах, но и на лесных полянах! В нашей школе №
17 есть исследовательская лаборатория «Мир
растений», где выращиваются редкие декоративные
цветы. Приглашаю вас посетить нашу лабораторию!
Возможно, там у вас появятся новые творческие
идеи для воплощения в технике батик.
– Сегодня мы были не просто учитель и ученик, а
вместе были творцами прекрасного. У нас
получился замечательный процесс сотворчества.
Это мое мнение, а каково ваше?
5. Рефлексия
– Оцените, пожалуйста, нашу совместную
деятельность на уроке. Приклейте цветы,
которые находятся у вас к стебелькам на
поляне. Красный – очень хорошо, Жёлтый – хорошо.
– Спасибо за урок!
– Вы талантливы!
– Мне было очень приятно с вами работать!