Техника художественной росписи по ткани

Разделы: Технология


Тип урока. Получение новых знаний, умений и навыков

Формы урока. Индивидуальная, парная, групповая

Раздел: «Художественная обработка материалов»

Тема: Художественная роспись по ткани.
Цели: Знакомство с художественной росписью по ткани.
Изучение приёмов росписи по ткани в технике батик.
Привитие художественного вкуса.
Воспитание трудолюбия, духа сотрудничества и взаимопомощи, воспитание стремления к взаимоуважению и самоопределению.
Задачи: Закрепить навыки художественной обработки материала.
Изучить способы художественной росписи по ткани.
Прививать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Воспитывать самостоятельность в работе.
Прививать интерес к духовному наследию народа.
Создать комфортную обстановку на уроке.
Формировать стремление к взаимоуважению и самоопределению.
Объект работы: Композиция «Цветок».
Материал: Ткань – креп-атлас 25х30, 10 штук; анилиновые краски, 3 штуки.
Оборудование: Подрамники, образцы изделий, эскизы в цвете, одноразовые стаканчики, кисти, соль, технологические карты, таблицы сочетания цветов, таблицы гармонии цветов, инструкции по т/б, памятки, фломастеры по ткани.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Добрый день! За окном зима, а мы представим, что сейчас весна или лето. Подумайте и скажите, в чём своеобразие красоты этих времен? (Ответы детей).
– На предыдущих уроках вы занимались художественной обработкой материалов. Сегодня вы познакомитесь с художественной росписью по ткани.
– Как называется художественная роспись по ткани? (Ответы детей).
– Действительно, вы правы – батик это художественная роспись по ткани. Тема нашего урока сегодня – «Техника художественной росписи по ткани – батик».
– Сегодня цель нашего урока познакомиться с теоретическими основами данной техники, и научиться  приемам росписи.

2. Объяснение нового материала

– Слово «батик» произошло от слова «амбатик», что на языке жителей острова Ява «рисовать», «писать», «гравировать».  Остров Ява находится в южном полушарии севернее Австралии. И там впервые возникла технология нанесения рисунка на ткань в 16 веке. В Европе батик стал известен в 19 веке, а в России – в 30-е годы 20-го века с изобретением анилиновых красителей. Сейчас батик становится популярным видом искусства во всем мире, в том числе и в России. С помощью техники батик можно создавать уникальные работы, эксклюзивные вещи, существующие в единичном экземпляре, которые нельзя купить в магазине.
– Какие способы художественной росписи по ткани вы знаете? (Ответы детей).

Холодный батик. Для его выполнения применяется резервирующий состав, который наносится на ткань при помощи стеклянной трубки с замкнутым контуром по шаблону. Резервирующий состав предотвращает растекание красок по ткани.

Горячий батик. В качестве резервирующего состава применяется разогретый парафин с воском и наносится при помощи кистей, вороночек, штампов.

Техника свободной росписи. Этот метод основан на том, что краски могут растекаться по ткани с разной интенсивностью. В технике свободной росписи ценится универсальность и неповторимость. Даже если вы попробуете сделать 2 работы по одному и тому же эскизу, они не будут похожи.

Существует очень много технологий художественной росписи по ткани, описание этих технология я предлагаю вам найти в библиотеке и в Интернете. Это и будет вашим домашним заданием.

– Мы с вами будем выполнять художественную роспись по ткани в технике «холодного батика». А какие ткани применяют для художественной росписи? (Ответы детей.)
– Что еще используется в росписи по ткани? (Ответы детей) инструменты
– На столах у вас лежат технологические карты с описанием технологии выполнения батика. Ознакомьтесь с ними.
– Что было сделано на предварительном этапе? (Ответы детей).
– Что еще мы с вами сделаем? (Ответы детей).
– На уроках ИЗО,  вы изучали сочетания цветов, это понадобится сегодня. Можете пользоваться таблицами сочетания и гармонии цветов, которые находятся у вас столе. Послушайте мой совет. Чтобы работа получилась более живописной и интересной, можно использовать «солевой эффект». После того как нанесли краску на ткань, посыпьте солью в некоторых местах. И вы увидите, какие появятся интересные разводы. Обратите внимание на эту работу.
– Напоминаю вам, что необходимо соблюдать технику безопасности. Какой пункт техники безопасности мы должны соблюдать сегодня? (Ответы детей).
– А сейчас представьте, что вы находитесь в творческой мастерской, почувствуйте себя художниками. Вам предстоит создать галерею цветов, произрастающих в Кузбассе. Одна группа создаёт первоцветы, вторая – цветы, которые цветут в начале лета. Третья  – цветы, которые цветут до самой осени. Выполнив работу,  расскажете о работе в группе. И мой вам совет: создавая красочные композиции, не только копируйте их, но и творите, фантазируйте, учитесь чувствовать красоту! Обратите внимание на доску, прочитайте, пожалуйста, стихотворение.

Природа – лучший наш учитель
И вдохновитель творчества, идей,
И красок буйство, линий чувства,
– всё воплотим в идее сей.

Л. Н. Брагина

Итак, всё мы обсудили, повторили. А теперь работайте. В добрый путь творчества.

3. Самостоятельная работа

Физминутка и музыка 

4. Подведение итогов

– Подведем итоги нашей работы. Слово творческой мастерской, которая создавала первоцветы.  (Ответы детей)
–  Слово второй группе художников.  (Ответы детей)
–  Слово третьей группе художников.   (Ответы детей)
– Посмотрите, какую галерею мы с вами создали. Все эти цветы украшают природу нашего Кузбасса. Большинство из них находится на грани исчезновения, а некоторые занесены в Красную книгу. Так давайте же беречь и любить родную природу. И пусть эти цветы красуются не только на картинах, но и на лесных полянах! В нашей школе № 17 есть исследовательская лаборатория «Мир растений», где выращиваются редкие декоративные цветы. Приглашаю вас посетить нашу лабораторию! Возможно, там у вас появятся новые творческие идеи для воплощения в технике батик.
– Сегодня мы были не просто учитель и ученик, а вместе были творцами прекрасного. У нас получился замечательный процесс сотворчества. Это мое мнение, а каково ваше?

5. Рефлексия

– Оцените, пожалуйста, нашу совместную деятельность на уроке. Приклейте  цветы, которые находятся у вас  к стебелькам на поляне. Красный – очень хорошо, Жёлтый – хорошо.
– Спасибо за урок!
– Вы талантливы!
– Мне было очень приятно с вами работать!