Данный открытый урок имеет просветительскую
направленность с целью
познакомить обучающихся с охраняемыми
территориями Одинцовского района, формируя у них
бережное отношение к природе, экологическую
культуру, личное отношение к проблемам
окружающей среды.
Этот урок может использоваться как
самостоятельное занятие в рамках общешкольного
мероприятия (например, в дни недели биологии или
географии), в рамках цикла краеведческих занятий,
которые могут проводится совместно с учителями
истории, литературы, географии, а также как
элемент урока( в сокращенном виде, с выделением
наиболее важных разделов для изучения каждой
конкретной темы) в различных учебных
курсах при изучении вопросов экологии и охраны
природы.
Например:
Курс |
Тема |
Параграф |
Биология-6 под ред. В.В. Пасечника (2004) | Развитие растительного мира | П. 59 – Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений |
Биология-7 под ред. В.В. Пасечника (2004) | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | П. 59 – Законы России об охране животного
мира. Система мониторинга. П. 60 – Охрана и рациональное использование животного мира. |
Биология-9 под ред. В.В. Пасечника (2005) | Биосфера и человек | П. 10.3 – Основы рационального природопользования |
Биология 10-11 под ред. В.В. Пасечника | Основы экологии | П. 88 – Основы рационального природопользования |
География-6 Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. (2009) | Взаимосвязи компонентов природы | П. 50 – Природный комплекс |
География-7 Коринская В.А., Душина И. В., Щенев В. А. (2007) | Географическая оболочка – наш дом | П. 81 – Изменение природы хозяйственной деятельностью человека |
География-8 под ред. А. И. Алексеева (2005) | В природе все взаимосвязано | П. 30 – Человек в ландшафте |
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить с законами об охране природы(федеральными и местными);
- познакомить с охраняемыми территориям Одинцовского района;
- познакомить с понятиями памятник природы, природный резерват, природный заказник на примере конкретных охраняемых территорий;
- познакомить с природным разнообразием (охраняемыми видами растений и животных) охраняемых территорий Одинцовского района;
- познакомить с основными правилами поведения в особо охраняемых территориях.
- Воспитательные:
- формирование экологической культуры, бережного отношения к природе, личного природосберегающего отношения к проблемам окружающей среды;
- воспитание ответственности за природу родного края;
- формирование навыков поведения в природной резервате.
- Развивающие:
- развивать навыки работы с картами, схемами;
- развивать кругозор учащихся;
- развивать интерес к проблемам природы, охраняемыми территориям
- природному разнообразию.
- развивать навыки природоохранной деятельности.
Оборудование:
- карты Московской области и Одинцовского района с отмеченными на ней ООПТ;
- карты-схемы некоторых ООПТ;
- фотографии, рисунки и гербарные образцы охраняемых видов,
- фотографии и фильм о имении Щербатово.
ХОД УРОКА
Время |
Содержание урока |
Методы и средства обучения |
|
1 мин. 35 мин.
8 мин. |
I. Оргмомент II. Основная часть 1. Подведение к теме В наше сложное время, когда научно-технический
прогресс внедрен во все среды человеческой
деятельности, наиболее сильное влияние
оказывается на окружающую среду, которая
становится крайне уязвимой. 2. Знакомство с особо охраняемыми природными территориями Одинцовского района. А) на доске вывешиваются карты Московской
области и карта ООПТ Одинцовского района. Б) Одинцовский район, расположенный вблизи самого большого мегаполиса нашей страны-города Москвы, с ее выбросами вредных производств, выхлопными газами транспорта, с обжитым состоятельными землевладельцами Рублево-Успенским шоссе, становится крайне неблагополучным с точки зрения экологического равновесия. Поэтому очень отрадно, что в нашем Одинцовском районе ведется широкая природоохранная и экологически просветительская деятельность. На территории района организованы Особо Охраняемые природные территории (ООПТ). В) На карте показываются ООПТ района
сложившиеся к 2009-2010 годам – 8 объектов областного
значения и 15 местного. Особо охраняемые территории Одинцовского района: ООПТ областного значения: 1) Памятник природы «Леса Дороховского
лесничества с комплексом рыжих муравьев». ООПТ местного значения: 1. Природный резерват «Озеро Палецкое» 3. Нахождение близкорасположенных ООПТ А) Внимательно рассмотрите карту и найдите населенные пункты: – г. Кубинку, Б) Определите какие из особо охраняемых природных территорий расположены рядом с перечисленными населенными пунктами? – Покажите эти объекты на карте. 4. Рядом с нами расположены следующие ООПТ: Областного значения: 1) Леса Дороховского лесничества с комплексом гнезд рыжих муравьев – это памятник природы расположен также и в Рузском районе, примечателен, как видно из названия, тем, что здесь находится не менее 200 муравейников. Также тут обитает зеленый дятел (охраняемый вид в области), хохлатая синица, луговой конек; произрастают ветреница дубравная, орхидея – пальцатокоренник Фукса, встречается редкий гриб – лоециния студенистая. 2) Памятник природы местообитание кортузы Маттиоли – реликтового растения ледникового периода. Эта территория находится в непосредственной близости санатория им.Герцена. 3) Асаковская колония серых цапель – расположена вблизи Нарских прудов, где выращивают различные виды рыб, которые затем продают во всем ближайших населенных пунктах. – Как вы думаете ребята, почему численность цапель так сократилась? (Вокруг озер активно развернуто дачное строительство) 4) Нагорная дубрава «Улитинская» – анклав (что означает это слово? – отрезанная от основной территория) южных лесостепных широколиственных лесов. Произрастают дубы, липы и обитают в них характерные для таких лесов животные. Какие? 5) Звенигородская биостанция МГУ и карьер Сима – обширная территория, ельники, сосняки, березняки; встречается исчезающий папоротник многоножка обыкновенная. Именно здесь начинаются удивительные пейзажи Москвы-реки, давшие вдохновение непревзойденному русскому пейзажисту И.Я. Левитану (демонстрация его картины «Мостик», написанной в окрестностях Звенигорода) ООПТ местного значения: 1) Озеро Палецкое – окруженное болотами, прекрасное, живописное, место для отдыха на природе и рыбной ловли. Здесь цветет дикая калла – белокрыльник, встречаются синица – ремез, скопа, и черный коршун. 3) Волковский берег – называемый в народе
Обрывом любви или Поляной невест – место
неизменного паломничества всех молодоженов в
округе, т.к. с крутого обрывистого берега,
покрытого соснами и березняком, открывается
чудесный вид на окрестности. Здесь часто
проходили туристические сборы. III. Итог урока 1) Правила поведения в природе. – Что нового вы сегодня узнали? 2) При посещении ООПТ следует соблюдать режим охраны и простые правила поведения:
– Только ли на охраняемых территориях следует соблюдать эти правила? – А как вы думаете, как мы можем уберечь с природу своего родного края? 2. Деятельное участие в сохранении природы Действительно природу стоит не только
охранять, сохранять, но и стараться ее улучшить,
относится к ней бережно, созидательно. Таким
примеров могут служить бывшие дворянские
усадьбы, находившиеся на территории нашего
района в дореволюционное время.
– Старайтесь и вы, ребята, быть достойными нашей удивительно прекрасной Родины, созидайте, творите, преумножайте красоту Родного края, храните ее для потомков. |
Вступительное слово учителя
Рассказ с элементами беседы
Рассказ учителя, с элементами беседы по вопросам, работа с картами
Рассказ учителя
Демонстрация ООПТ на карте
На доске вывешивается перечень особо охраняемых природных территорий района
Работа с картой ООПТ района
Краткий рассказ учителя о некоторых охраняемых территориях района с подробными дополнениями учащихся, заранее подготовленными по материалам приложения( причем дети рассказывают об охраняемых территориях, которые находятся в непосредственной близости от их проживания), а также демонстрация карт-схем ООПТ и фотографий исчезающих и охраняемых видов растений и животных.
Беседа по вопросам
На доске вывешиваются правила поведения при посещении ООПТ
Рассказ с элементами беседы, демонстрацией фотографий и фильма о Щербатове и его владельцах
Работа с картой ООПТ района |