Цели:
- закрепить знания в проверке слов с глухими и звонкими согласными,
- развивать орфографическую зоркость,
- воспитывать любовь к природе,
- создать благоприятную психологическую обстановку на уроке.
Оборудование:плакат «Зимний лес», карточки со словами «отгадок», письмо от Деда Мороза, индивидуальные карточки со звонкими и глухими согласными, снежинки для каждого ученика, индивидуальные карточки со словами для работы в парах (игра).
ХОД УРОКА
1. Психолого-педагогический этап
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
Посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь и пожелайте удачи.
2. Введение в тему. Чистописание
– У меня в руках корзина. Сегодня мы отправимся
на прогулку в лес. Но в том лесу под деревьями
растут не грибы, а необыкновенные слова. (На
картине нарисован лес.)
Отгадав мои загадки, вы найдете слова, которые
спрятались под деревьями.
Идет, а ног нет,
Лежит, а постели нет,
Легкий, а крышу ломит. (Снег)Меня ждут, не дождутся,
А как увидят – разбегутся. (Дождь)Он сковал моря и реки,
Он зимой, как камень, крепкий.
По нему скользить легко,
По нему коньки летят,
Бриллианты в нем блестят. (Лед)Зимой вырастает,
Весной тает. (Сугроб)Любят снег, снежинки, лед,
И на санках с горки катят,
И на лыжах круглый год!
Потому что эскимос
Любит зиму и … (Мороз)
– Какие буквы стоят в конце слов отгадок?
Почему?
– Прочитайте отгадки еще раз, а какое слово в
отгадках лишнее? Почему?
– Придумайте со словом снег предложения.
А какие пословицы (поговорки) вы знаете?
Минутка чистописания
Снег, дождь, лед, сугроб, мороз.
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
3. Грамматическая сказка
«Спор согласных»
– А сегодня к нам пожаловала сказка, послушаем.
В одном королевстве жили-были согласные звуки.
Однажды между звонкими и глухими согласными
произошел спор.
В таких словах как ГРИБ, УЛОВ, БЕРЕГ, ГОРОД,
НОЖ, АРБУЗ нужно писать на конце букву
звонкого согласного – твердили они. Нет,
неправда, нужно писать глухую согласную, –
говорили глухие.
– Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД,
ДУБ, ЗУБ, КОЛХОЗ, ОБЕД нужно писать букву
звонкого согласного звука на конце, а не глухую,
– усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали…
– А чего они не знали? Давайте, ребята, поможем
(правило в стихотворной форме).
– Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Труд – труды, кот – коты,
Будешь грамотным и ты.
4. Работа в парах
– А теперь мы с вами поиграем. Нужно правильно разделить слова на 2 группы и разложить в 2 конверта: СТУК, СКАЗКА, ЯСТРЕБ, РУКАВ, КАРП, МАЛЫШ, ШАРФ, МОРОЗ, ШКАФ, СЮРПРИЗ.
СТУК СКАЗКА
ШАРФ МОРОЗ
МАЛЫШ СЮРПРИЗ
КАРП РУКАВ
ШКАФ ЯСТРЕБ
(2 ученика работают у доски)
– Докажите, что вы правильно распределили слова.
5. Физкультминутка
Мы дружно трудились,
Немного устали,
Быстро все сразу
За партами встали.
Руки поднимем, потом разведем
И очень глубоко
Всей грудью вдохнем.
Левую ногу поднимем вперед
И дальше пойдем мы в поход.
– А теперь мы пришли в зимний лес. Прочитайте текст, вставьте нужные буквы.
Зима в лесу
Зима. Моро… . Сне… укрыл пни и кусты. Снежные шубы надели сосны. На ветках дуба лежит пушистый шар… Вот сугро… .Тихо в лесу.
– Кто был в зимнем лесу?
– Чем привлекает вас зимний лес?
– А теперь давайте вставим в словах пропущенные
буквы (показывают сигнальной карточкой)
– Докажите, что пишутся эти буквы.
– Какое правило вы использовали для проверки
слов?
6. Игра «Чей ряд лучше?»
– С каждого ряда выходят по одному ученику и вставляют в словах пропущенные буквы.
БУМА…КА ПУ…КА ТРУ…КА
Ю…КА КНО…КА ПА..КА
ШУ…КА ГРЯ…КА БЕСЕ…КА
КРА…КА БЕРЕ..КА МЫ…КА
СЕ…КА ФЛА…КИ ША…КА
ОБРЕ…КИ СКА…КА СКО..КИ
7. Чтение письма Деда Мороза
– У каждого на парте лежит письмо. Посмотрим, от кого пришло письмо.
Здравствуй, _________________
Приветствует тебя Де… Моро… Прими поклон
ни…кий, пожелания добра.
Надеюсь, что ты сделаешь очень много добрых дел в
этом году. А я буду поддерживать твои старания
своей волшебной силой.
Присылай мне рисунки, фотографии, сказочные,
забавные истории.
Приезжай ко мне в гости, в мой сказочный горо…
.буду, ра… встрече с тобой.
До свидания.
Твой Де… Моро…
8. Обобщение
– В письме у Деда Мороза не хватает букв. На
какое правило пропущены буквы?
– Как проверить звонкие и глухие согласные?
9. Домашнее задание
Деду Морозу отправить письмо, которое сочините дома. Можно нарисовать рисунки, сочинить стихи о зиме. А самое интересное, он вам прислал снежинки, чтобы вы написали слова на изученную тему без ошибок.