Звонкие и глухие согласные в корне слова. Урок-игра "В лес на прогулку"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания в проверке слов с глухими и звонкими согласными,
  • развивать орфографическую зоркость,
  • воспитывать любовь к природе,
  • создать благоприятную психологическую обстановку на уроке.

Оборудование:плакат «Зимний лес», карточки со словами «отгадок», письмо от Деда Мороза, индивидуальные карточки со звонкими и глухими согласными, снежинки для каждого ученика, индивидуальные карточки со словами для работы в парах (игра).

ХОД УРОКА

1. Психолого-педагогический этап

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
Посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь и пожелайте удачи.

2. Введение в тему. Чистописание

– У меня в руках корзина. Сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Но в том лесу под деревьями растут не грибы, а необыкновенные слова. (На картине нарисован лес.)
Отгадав мои загадки, вы найдете слова, которые спрятались под деревьями.

Идет, а ног нет,
Лежит, а постели нет,
Легкий, а крышу ломит. (Снег)

Меня ждут, не дождутся,
А как увидят – разбегутся. (Дождь)

Он сковал моря и реки,
Он зимой, как камень, крепкий.
По нему скользить легко,
По нему коньки летят,
Бриллианты в нем блестят. (Лед)

Зимой вырастает,
Весной тает. (Сугроб)

Любят снег, снежинки, лед,
И на санках с горки катят,
И на лыжах круглый год!
Потому что эскимос
Любит зиму и … (Мороз)

– Какие буквы стоят в конце слов отгадок?  Почему?
– Прочитайте отгадки еще раз, а какое слово в отгадках лишнее? Почему?
– Придумайте со словом снег предложения. А какие пословицы (поговорки) вы знаете?

Минутка чистописания

Снег, дождь, лед, сугроб, мороз.

Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

3. Грамматическая сказка

«Спор согласных»

– А сегодня к нам пожаловала сказка, послушаем.
В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошел спор.
В таких словах как ГРИБ, УЛОВ, БЕРЕГ, ГОРОД, НОЖ, АРБУЗ нужно писать на конце букву звонкого согласного – твердили  они. Нет, неправда, нужно писать глухую согласную, – говорили глухие.

– Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, КОЛХОЗ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, – усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали…
– А чего они не знали? Давайте, ребята, поможем (правило в стихотворной форме).

– Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Труд – труды, кот – коты,
Будешь грамотным и ты.

4. Работа в парах

– А теперь мы с вами  поиграем. Нужно правильно разделить слова  на 2 группы и разложить в 2 конверта: СТУК, СКАЗКА, ЯСТРЕБ, РУКАВ, КАРП, МАЛЫШ, ШАРФ, МОРОЗ, ШКАФ, СЮРПРИЗ.

СТУК                              СКАЗКА
ШАРФ                             МОРОЗ
МАЛЫШ                         СЮРПРИЗ
КАРП                              РУКАВ
ШКАФ                            ЯСТРЕБ

(2 ученика работают у доски)

– Докажите, что вы правильно распределили слова.

5. Физкультминутка

Мы дружно трудились,
Немного устали,
Быстро все сразу
За партами встали.
Руки поднимем, потом разведем
И очень глубоко
Всей грудью вдохнем.
Левую ногу поднимем вперед
И дальше пойдем мы в поход.

– А теперь мы пришли в зимний лес. Прочитайте текст, вставьте нужные буквы.

Зима в лесу

Зима. Моро…  . Сне… укрыл пни и кусты. Снежные шубы надели сосны. На ветках дуба лежит пушистый шар…  Вот сугро… .Тихо в лесу.

– Кто был в зимнем лесу?
– Чем привлекает вас зимний лес?
– А теперь давайте вставим в словах пропущенные буквы (показывают сигнальной карточкой)
– Докажите, что пишутся эти буквы.
– Какое правило вы использовали для проверки слов?

6. Игра «Чей ряд лучше?»

– С каждого ряда выходят по одному ученику и вставляют в словах пропущенные буквы.

БУМА…КА                    ПУ…КА                      ТРУ…КА
Ю…КА                           КНО…КА                    ПА..КА
ШУ…КА                         ГРЯ…КА                     БЕСЕ…КА
КРА…КА                        БЕРЕ..КА                     МЫ…КА
СЕ…КА                          ФЛА…КИ                    ША…КА
ОБРЕ…КИ                      СКА…КА                    СКО..КИ

7. Чтение письма Деда Мороза

– У каждого на парте лежит письмо. Посмотрим, от кого пришло письмо.

Здравствуй, _________________

Приветствует тебя Де… Моро…  Прими поклон ни…кий, пожелания добра.
Надеюсь, что ты сделаешь очень много добрых дел в этом году. А я буду поддерживать твои старания своей волшебной силой.
Присылай мне рисунки, фотографии, сказочные, забавные истории.
Приезжай ко мне в гости, в мой сказочный горо…  .буду, ра… встрече с тобой.

До свидания.
Твой Де… Моро…

8. Обобщение

– В письме у Деда Мороза не хватает букв. На какое правило пропущены буквы?
– Как проверить звонкие и глухие согласные?

9. Домашнее задание

Деду Морозу отправить письмо, которое сочините дома. Можно нарисовать рисунки, сочинить стихи о зиме. А самое интересное, он вам прислал снежинки, чтобы вы написали слова на изученную тему без ошибок.