Организация работы детского сада по профилактике детского дорожного-транспортного травматизма

Разделы: Работа с дошкольниками


По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно – транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно – транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.

Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на улице, находит своё отражение в образовательных программах, которые мы реализуем – “Детство” (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева), в интеграции с программой “Безопасность” (О.Князевой, Р. Стёркиной – раздел “Ребёнок на улице города”).

Программы Задачи программы Возрастная категория
“Детство” Дать представления о правилах поведения в общественных местах (на улице, в транспорте), а также о некоторых правилах и знаках дорожного движения. Дети подготовительной группы
“Безопасность” Знакомство детей с правилами поведения на улицах и в транспорте, с правилами дорожного движения для водителей и пешеходов, с устройством проезжей части, информирование о работе ГИБДД. Дети старшей и подготовительной групп.

Как видно из таблицы, задачи, решаемые данными программами, ориентированы в большей степени на старший дошкольный возраст. А ведь каждый возрастной период дошкольника характеризуется возрастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

В нашем детском саду обучение культуре поведения на улице тесно связано с общими задачами воспитания детей: развитием внимания, собранности, ответственности, осторожности, адекватной уверенности в себе и способности ориентироваться в пространстве. Ведь часто отсутствие именно этих качеств, становится причиной дорожных происшествий с детьми.

И в рамках реализации работы в этом направлении был создан долгосрочный проект “Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения”.

Цель проекта: Формирование у детей устойчивого навыка переключения на самоконтроль в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи проекта Участники проекта Основные направления работы с детьми Ожидаемые результаты
1. Обучать детей безопасному

поведению в дорожно–транспортн. среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3.Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей среды.

4.Расширять у детей словарный запас детей по дорожной лексике.

5.Проводить тематические недели по ПДД

Прилож.1

Дети средней, старшей и подготовительной групп,

воспитатели,

младшие воспитатели,

родители, музыкальный руководитель, специалисты ДОУ, заместитель директора по ВМР,

инспектор ГИБДД.

Организованные формы обучения на занятиях;

Совместная деятельность взрослого и ребёнка;

Экскурсии и наблюдения;

Самостоятельная деятельность ребёнка;

Ознакомление с окружающим;

Развитие речи;

Художественная деятельность;

Игра;

Викторины, развлечения по ПДД;

Встречи с инспекторами ГИБДД;

ИЗО деятельность.

Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

Сформирован

ность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Разработано 3 этапа реализации проекта “Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения”.

1 этап - средняя группа (дети 3-4 лет)

2 этап - старшая группа (дети 4-5 лет)

3 этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Реализация этого проекта в саду происходит уже в течение 2 лет, педагоги и специалисты обмениваются опытом работы по данной проблеме, в группах накоплен дидактический материал по правилам дорожного движения, сделанный руками детей, педагогов и младших воспитателей.

Работа по теме профилактики дорожно – транспортного травматизма в нашем детском саду ведётся и пополняется новыми формами и приёмами работы с детьми и родителями.

Одна из годовых задач воспитательно – образовательной работы в этом учебном году воспитание навыков безопасности детей, как фактор успешной социализации дошкольников. Эта работа была направлена на детей всех возрастных групп. Прежде всего, три больших блока, которые мы охватили: “Ребёнок и улица”, “Ребёнок дома”, “Ребёнок и здоровье”.

“Ребёнок и улица”: опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, контакты с животными, правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.

Цель: Знакомство детей с ситуациями, правилами, нормами поведения пассажира и пешехода.

Задачи:

  • Учить правилам обеспечения безопасности дорожного движения: дорожное движение и его участники; дорога и её составные части.
  • Знакомить с правилами поведения пассажиров в транспорте, с правилами безопасного поведения пешехода на дорогах.
  • Познакомить с дорожными знаками.

Для решения поставленной цели нами сделано следующее:

  • определено содержание работы по проблеме;
  • разработаны формы организации работы с детьми, родителями и педагогами.
  • разработаны и подготовлены наглядно-дидактические материалы;
  • обеспечено методическое сопровождение данного направления работы.

Система организации работы по теме “Ребёнок и улица”.

Работа по теме “Ребёнок и улица” велась в следующих направлениях.

Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
  формы работы
Практические игры-тренинги;

Организация сюжетно-ролевых игр и подвижных игр;

Экскурсии;

Наглядное моделирование и театрализация;

Упражнения;

Творческое рассказывание;

Продуктивная деятельность;

Викторины, развлечения;

Организация выставок детских работ;

“Встреча с интересными людьми”; Изготовление наглядных пособий и дидактического материала.

Общие родительские собрания с привлечением инспектора ГИБДД;

Оформление информационного стенда;

Агитация с раздачей листовок, брошюр;

Анкетирование;

Оформление уголка безопасности;

Организация выставки детских работ;

Совместная деятельность детей и родителей;

Методическое сопровождение:

тематические консультации, тренинги;

Практические игры – тренинги;

Совместная организация викторин,

Обмен опытом;

Публикации на информационных сайтах.

Формы работы с детьми 1 и 2 младшей групп: знакомство с различным видом транспорта, с сигналами в виде игры. На таком доступном для детей уровне, мы готовили их к знакомству со светофором. Именно с этого возраста начинается подготовка ребёнка к пожизненной “профессии” участника дорожного движения, пешехода. Мы считаем, что именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.

В этих возрастных группах были также организованы сюжетно – ролевые игры “Водитель и пешеходы”, “Автобус”, где дети узнали, кого называют водителем, пешеходом и пассажиром. Работа в данном направлении просмотрелась и в продуктивных видах деятельности: конструировании, изобразительной деятельности.

К возрасту 4–5 лет у детей накапливается определённый двигательный опыт, обогащается словарный запас, и именно в этом возрасте уже стоит целенаправленно знакомить с правилами дорожного движения, расширять представления об улице.

Работа с детьми средней группы была нацелена на наглядное моделирование и театрализацию дорожных ситуаций, ситуаций в общественном и личном транспорте. Эта форма работы с детьми особо приветствовалась педагогом и детьми, т.к. в этой группе реализуется дополнительная платная услуга - театрализованный кружок “Колокольчик”.

Такие формы работы, как экскурсии к светофору - закрепляли знания о пешеходном переходе, о правилах пешехода, идущего по тротуару, через дорогу. На занятиях педагог включал упражнения на развитие глазомера и бокового зрения для формирования умения чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде; практиковались такие задания, как составление рассказов о дорожной ситуации на развитие воображения, памяти и логического мышления.

В старшем дошкольном возрасте, отдельные сведения о правилах дорожного движения складываются в последовательную систему представлений.

Большое значение в работе с детьми старшей и подготовительной групп играет организация экскурсий, где дети овладевают практическими навыками пешеходов, использовали такой приём, как обращение внимания на правильное или неправильное поведение других пешеходов, проведение тематических недель. (Приложение 1)

В таком возрасте также эффективными являются практические игры – тренинги для детей с целью овладения практическими знаниями и умениями.

(Например, ситуация: 2 водителя двигаются навстречу друг другу – какой стороны каждый из них должен придерживаться; постовой регулирует движение транспорта – водители остановились – пешеходы идут).

Продуктивная деятельность - дети подготовительной группы на занятиях художественной деятельности, сами изготовили миниатюрные дорожные знаки для игры в автогородок.

Интересной и эффективной формой работы стала организация подвижных и ролевых игр, например, “Регулировщик”, “Водители и пешеходы”, в которых дети доводили до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Итоговым занятием по теме “Ребёнок и улица”, стала викторина “Знатоки дорожных правил”, для старших дошкольников, цель: закрепление знаний о правилах поведения на улицах города, закрепление знаний о дорожных знаках.

Дети группы были разделены на 2 команды и соревновались между собой. Были применены различные виды эстафет: групповые, подгрупповые, индивидуальные, где соревновались капитаны команд. Использовала различные приёмы: загадки, решение логических задач, “собери из частей целое”, музыкальная пауза, подвижные игры. Дети были активны и организованы, обе команды были награждены сладкими призами.

В детском саду накоплен практический опыт по проведению такой формы работы, как “Встреча с интересными людьми”, поэтому нами был приглашён инспектор ГИБДД , встреча с которой была очень интересна и познавательна для ребят.

Работа с родителями.

Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице, может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведётся совместно с родителями, ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания. В середине учебного года нами было проведено общее родительское собрание на тему “Воспитание навыков безопасности у детей”, где приглашённый инспектор ГИБДД выступил перед родителями с призывом правильной перевозки маленьких пассажиров, с агитацией на плакатах и листовках.

В каждой возрастной группе оформлен уголок безопасности с информацией для родителей и с выставкой детских работ. Также совместно с детьми, родители старшей и подготовительной групп, рисовали маршруты безопасности, выясняя опасные места по дороге в детский сад, эта форма работы особенно привлекла родителей и детей, т.к. в предстоящей школьной поре это необходимо знать каждому ученику.

Но, настораживает то, что не все родители считают, что возникновение опасных ситуаций на дорогах лучше предотвратить, чем исправить. Так, при проведении анкетирования 5 родителей на вопросы “ведёте ли вы беседу с ребёнком о важности сохранения его здоровья”, “знакомите ли вы своего ребёнка с опасными для здоровья ситуациями, источниками и мерами их предотвращения” ответили не утвердительно. Это обстоятельство нацелило нас на дополнительную работу с родителями в форме бесед, педагоги групп рассказывали о проводимых в ДОУ занятиях по безопасности, приобщали к сотрудничеству, именно родители стали активными помощниками в подготовке к смотру – конкурсу “Безопасные дороги – детям”.

Большое внимание уделяется совершенствованию профессионального мастерства педагогов, этому способствует методическое сопровождение по данной проблеме: тематические консультации, тренинги, практические игры-тренинги, совместная организация праздников, викторин, обмен опытом.

Анализ деятельности по данной проблеме, мы начали с выявления уровня знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, которые проводились в виде беседы, наблюдений, игр – занятий. Одним из видов тематического контроля по теме “Воспитание навыков безопасности детей, как фактор успешной социализации дошкольников”, был мониторинг знаний, умений и навыков детей по данной теме. Разработав инструментарий для отслеживания эффективности работы, мы увидели результаты.

Они позволили определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению. Проанализировав работу по теме “Ребёнок и дорога”, мы увидели, что у основного контингента детей, которые мало считаются с опасностями на дороге - это дети 2, 3 лет, они не умеют ещё управлять своим поведением. А избежать опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста.

Поэтому опыт работы по проекту “Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения” и решение одной из годовых задач этого учебного года нацелили нас на разработку нового долгосрочного проекта по основам безопасности дошкольников.