Ветер. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: сформировать общее представление о природном явлении – ветер, причинами его возникновения; познакомить с понятиями “шквал”, “смерч”, “муссон”, а также с ролью ветра в жизни человека.

Оборудование: учебник 2 класса “мы и окружающий мир” Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова; карта полушарий; портрет А.С. Пушкина, эпиграф к уроку – высказывание А.С. Пушкина. Репродукции картин И. Айвазовского “Черное море”, “Девятый вал”; карточки с загадками; слова-карточки: шквал, смерч, муссон; листочки бумаги; 2 тарелочки с водой, 2 бумажных кораблика; аудиозапись “Шум океана”.

Тип: урок-исследование

Ход урока

І. Организационный момент

Учитель:

Дана нам возможность экологами стать,
Проблемы экологические решать.
Природа дарит людям чудеса,
Мы навечно стали должниками.
Дом природе мы обязаны отдать,
Ведь иначе мы не сможем выжить сами.

ІІ. Проверка домашнего задания.

– Давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке?
– Верно, вы должны были нарисовать запрещающие знаки загрязнения воздуха.
– Отчего загрязняется воздух?
– Что нужно делать, чтобы сохранить чистый воздух? (Сажать деревья, ставить очистные сооружения на заводах и т.д.)

ІІІ. Раскрытие темы урока.

1. Вступительное слово.

– Ребята, послушайте стихи А.С. Пушкина. (Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта.)

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.

– Как вы думаете, почему мы начали изучение новой темы с этих слов? (Нам сегодня предстоит сделать открытия и узнать новое.)

– Да, нам предстоит сегодня сделать несколько открытий, вы будете учеными-исследователями, которые исследуют и объясняют явления природы, делают открытия и познают новое. Но для того, чтобы знать, что вы будете изучать, вам необходимо прочитать задания на листочках, исследовать их и высказать свое мнение. (Дети получают загадки.)

1 группа.

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать?

2 группа.

Хоть бескрылый, а летает.
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, он бывает,
Груши с веток он сбивает,
Сосны с корнем вырывает –
Так порою, он сердит!
Только что он был везде.
Миг – и нет его нигде.

– Правильно, это ветер. А как вы узнали, что это ветер, докажите. Подтвердите строчками из своих текстов.

2. Практическая работа

– А теперь юные исследователи, давайте попробуем объяснить, что же такое ветер, как он образуется.

Опыт

– Возьмите маленькие листочки, которые лежат у вас на столах, положите их на свои ладошки и дуньте.
– Что произошло с вашими листочками? (Остался на ладошке, улетел, взлетел и т.д.)
– О чем это говорит? (Листочек улетел из-за ветра.)
– А теперь давайте попробуем, на сделанном нами наблюдении, ответить на такой вопрос: Что такое ветер?
– Каждая исследовательская группа посовещайтесь и выскажите свое предположение. (Это движение воздуха лил сильный поток воздуха.)
– Правильно, молодцы!

3. Работа по учебнику “мы и окружающий мир” Н.Я.Дмитриевой и А.Н. Казакова, 2 класс (1-4)

– Откройте учебник на с. 115–116, прочитайте и скажите, кто был ближе к истине.
– Хорошо, молодцы! Мы с вами выяснили, что такое ветер.
– А сейчас немного отдохнем, у нас впереди ещё много работы.

4. Минутка отдыха

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.

5. Практическая работа

Опыт

– У вас на столах тарелочки с водой и маленькие бумажные кораблики. Вам нужно опустить кораблик на воду и посмотреть, что с ним происходит. (Кораблик стоит на воде неподвижно.)
– Что же нужно сделать, чтобы кораблик поплыл? (Нужен ветер, сила, которая будет двигать его.)
– А где его взять? (Нужно дунуть на кораблик.)
– Может ли кораблик опрокинуться?
– От чего это будет зависеть? (От силы, с которой будет дуть ветер.)
– Каким может быть ветер?

6. Объяснение учителя

– Ветры носятся над землей – над сушей и океанами. Одни из них постоянно дуют в одном направлении. Другие время от времени меняют свое направление, на противоположное. Есть ветры, которые охватывают весь земной шар, но есть и местные ветры, действие которых ограничено сравнительно небольшой территорией. Всего же на Земле насчитывается около 300 разных названий ветров.

7. Работа с учебником “Грозные ветры” с.118-119

1 группа.

– Прочитайте описание шквала и расскажите об этом ветре.

Шквал – сильнейшая гроза, ливень, ураганный ветер. Он налетает внезапно, резким порывом свирепого ветра.

2 группа.

– Прочитайте описание смерча и расскажите о нем.

Смерч – спиральный столб, который в нижнюю свою воронку втягивает всё, что попадается на пути.

8. “Ветры Индийского океана”

1 группа.

– Покажите, пожалуйста, Индийский океан.

2 группа.

– Покажите материк Евразия.
– Ребята, вы слышали когда-нибудь слово МУССОН? Что оно обозначает?

Муссон – это сезонный ветер. В переводе с арабского муссон означает “сезон”. Эти ветры возникают на больших пространствах по границам материков и океанов. Муссоны меняют своё направление 2 раза в году. Зимой они дуют с суши к океану, а летом – с океана на сушу.

Чтение текста с.117

9. Работа по репродукциям И. Айвазовского “Черное море” и “Девятый вал”

– Мы с вами сказали, что ветры бывают разными. Давайте попробуем по репродукциям И. Айвазовского увидеть это и почувствовать. (Включить аудиозапись “Шум океана”)

“Черное море”

– Что вы видите? Что почувствовали?
– Почему вам сейчас стало холодно, тревожно? (Много мрачных красов, которые передают состояние погоды, ветра и т.д.)

“Девятый вал”

– Что вы видите на этой репродукции?
– Здесь мы видим, что люди пережили беду. Но опасность ещё не отступила. Подтверждение этому волны на море.

10. Работа над стихотворением С. Жупанина “Нарисую ветер”

Нарисую ветер тихий, нежный,
Нарисую грозовой и снежный,
И такой, что с травами играет.
И такой, что волны поднимает,
Что листает книгу на террасе,
Что кружится с темной тучкой в вальсе,
Что колышет в праздники знамена,
Что качает и дубы и клены.
Проникает сквозь плетни садовые
И разносит запахи медовые…
Я уже изрисовал тетрадь,
А ветров еще – не сосчитать!

11. Значение ветра

– Мы сегодня на уроке перечислили несколько видов ветра. Сказали, что он бывает разный по силе, а как же человек в своей жизни использует силу ветра?

а) Ветер бывает полезным

– приносит дождь, прохладу;
– очищает воздух городов от пыли, гари, вредных газов;
– переносит семена растений, пыльцу с цветка на цветок;
– подгоняет корабли;
– поднимает воздушные шары;
– приводит в движение ветряные мельницы.

б) Ветер бывает разрушительным, приносит ущерб

– ломает деревья;
– срывает крыши домов;
– топит и переворачивает корабли и т.д.

ІV. Итог урока

– Что нового узнали?
– Что мы исследовали?
– Что узнали о ветре?
– Как образуется ветер?
– Какие бывают ветры?
– Какой ветер мы называем шквал, смерч, муссон?
– какое значение имеет ветер для человека?

V. Домашнее задание

1) с.113–119, читать и пересказывать;
2) записать 5 разных названий ветров.