Цели:
образовательные:
- познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями;
развивающие:
- расширить знания детей о живой природе Земли и природе Владимирского края;
- развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;
- развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками; вести диалог;
воспитательные:
- способствовать формированию бережного отношения к природе;
- прививать любовь к родному краю.
Оборудование.
- мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, презентация;
- дом природы (картинки с объектами живой и неживой природы);
- конверты с представителями царства животных для работы в парах;
- карточки для индивидуальной работы по растениям;
- микроскоп.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Приложение 1. Слайд 1 “Природа”.
Учитель:
Всё в тающей дымке-
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Учитель: Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.
3. Повторение пройденного материала
На магнитной доске прикреплен силуэт домика и расставлены картинки с объектами живой и неживой природы.
Учитель: Посмотрите на картину. Что художник
забыл нарисовать?
Дорисовав картину вы уточните название темы
урока. Рисовать будем не красками, а уже готовыми
объектами природы. Их нам приготовил – Лесовик.
Учащиеся, выходя к доске, располагают объекты на картине.
Учитель: А что украсило картину? (Природа.)
Вспомните, на какие 2 группы делится природа? (Живая
и неживая.)
Назовите объекты неживой природы.
Назовите объекты живой природы.
А теперь проверим.
Просмотр слайда 2
Учитель: Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О живой природе.) Правильно. А познакомимся мы с царствами живой природы.
(Открыть тему урока на доске: “Царства живой природы”.)
4. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы. Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда мы все вместе найдём правильный ответ.
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, не царь с царицей….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы.
Просмотр слайда 3 “Царства живой природы”- без названий.
Учитель: Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим каждому царству название.
Царство “Животные”
Просмотр слайда 4 Царство “Животные”
Учитель: Рассмотрите внимательно фотографии.
На какие группы вы разделили представителей
живой природы? (Дикие и домашние.)
Как одним словом можно назвать этих
представителей живой природы? (Животные.)
Учитель: Да, ребята и дикие и домашние животные относятся к царству животных/
Просмотр слайда 5 Царство “Животные”
Работа в парах.
Учитель: Лесовик приготовил задание. Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах. В них картинки с представителями царства животных. Внимательно рассмотрите их и выберите тех, кто обитает в лесах Владимирской области.
Просмотр слайда 6 (проверка)
Учитель: Поднимите руки, кто выбрал именно
этих представителей царства животных. В лесах
Владимирской области много животных. Наша задача
их охранять. А подробно об этом мы будем говорить
на следующих уроках.
А мы с вами отправляемся на прогулку в лес!
Физкультминутка
Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка в шубке стоит,
Слева ёлка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
А вон там волчище рыщет,
Он себе добычу ищет!
Вот мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит!
Пролетают снегири.
Как они красивы!
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой.
Царство “Растений”
Учитель: Ребята, а куда же мы с вами ходили? (в лес)
Просмотр слайда 7 Царство “Растения” (Лес – дерево, кустарник, трава)
Учитель: Оказывается, мы ходили в царство растений. Замечали ли вы в лесу “этажи”? Узнать, что это за лесные этажи поможет нам “соображалка”.
Задание: Соедини рисунки с названием. А Лесовик нам поможет. Он приготовил, задание, выполнив его мы узнаем : Какие в лесу бывают этажи?
Просмотр слайда 8 (Дерево, Кустарник, Трава)
Учитель: Верхний “этаж” образован самыми высокими – деревьями (слайд). Второй “этаж” - это кустарники (слайд). А самый нижний “этаж” - травы (слайд). А вот чем отличаются представители каждого “этажа” нам расскажет учебник на странице 93.
Дети делают вывод: Все растения делятся на три группы – травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое.
Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.
Физкультминутка для глаз
Учитель: Давайте по гуляем по лесу. Будьте
внимательны. Если я покажу дерево – вы смотрите
влево, кустарники – вверх, трава – вправо, а если
покажу грибы – закрывайте крепко глаза.
Молодцы, все справились с заданием. А теперь пора
отправляться за грибами.
Царство “Грибы”.
Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Женя шла, шла, шла,
Белый гриб в лесу нашла.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Их положим в кузовок.
(Дети имитируют шаги по лесу и движения руками во время сбора грибов)
Учитель: Сколько грибов нашла Женя? Поможем Жене набрать целую корзину. (Стихотворение про грибы.)
(Дети-грибы выходят к доске.)
В лес осенний по тропинке
Мы несём свои корзинки.
Соберём грибы – опята,
Сыроежки и маслята.
Нарядились мухоморы
В ярко красные узоры,
Рыжик прячется в листочках
Боровик стоит на кочке.
Целый день в лесу гуляли,
Много мы грибов набрали.
Учитель: Какие грибы положили в кузовок? А почему мухомор не взяли? (Грибы бывают съедобные и несъедобные.)
Просмотр слайда 9
Учитель: Дети, а какие грибы можно собирать в
наших лесах?
Вы догадались, в каком царстве мы сейчас были?
И так мы побывали в царстве “Грибы”.
Просмотр слайда 10 (царство “Грибы)
Царство “Бактерии”
Учитель: Мы были в царстве грибов. А сейчас нам предстоит путешествие в самое необычное и неизведанное для многих царство.
Сценка по сказке К.Чуковского “Мойдодыр”.
Учитель: Ребята, вы узнали из какой сказки этот герой! Почему от него все отвернулись, а одежда убежала? (Он грязный, неумытый.)
Учитель: Там где грязь, там и болезни.
(Микроскоп) Если посмотреть под микроскопом грязь, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. Именно они являются возбудителями многих болезней – грипп, туберкулёз, пневмония и множество других инфекций. Поэтому чистота залог – здоровья. Послушайте очень важные слова грозного Мойдодыра.
Учитель: Кроме вредных бактерий, которые вечно досаждают нам, есть полезные бактерии, которые помогают людям перерабатывать пищу, попавшую в кишечник (это – кефир, творог, биойогурт – показ).
Дети, какое же название имеет это царство?
Просмотр слайда 11 (царство “Бактерии”)
5. Закрепление нового материала
Просмотр слайда 12 (Царства живой природы) – названиями.
Учитель: Сделаем вывод: вот мы с вами и побывали в каждом из этих царств, и дали название каждому царству.
Учитель: Ребята, можно ли увидеть на нашей картине царство бактерий? (нет, т.к. мы их без микроскопа не увидим)
Дидактическая игра “”Царства природы” (групповая работа по динамической картине).
Учитель: Лесовик приготовил задание по
группам: Выбрать представителей каждого царства
с картины. 1 - представителей царства животных, 2 –
растений, 3 – грибы.
Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием
(садятся за парты с рисунками).
6. Итог урока
Учитель: Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.
7. Экология
Учитель: Ребята, вы не слышите, нас на помощь зовёт Лесовичок. Что случилось с картиной? (Опустела, стала некрасивой.)
Учитель:
Все-все
На свете, на свете нужны!
И мошки, не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете!
(Музыка, исполняется песня “Не рвите цветы!”)