Цели:
образовательные:
- закрепить знания, умения и навыки решения задач с помощью ЭТ,
- расширить представление о практическом применении ЭТ для решения прикладных задач,
- научить делать выводы по результатам исследования;
развивающие:
- продолжить формирование умения работы над проектом,
- развивать творческие способности при решении прикладных задач;
воспитательные:
- осознание ценности совместной работы,
- формирование навыков индивидуальной и групповой работы,
- познакомить учащихся с использованием информационных технологий в профессиональной деятельности.
Методы обучения на уроке: проблемный, компьютерное моделирование, частично-поисковый.
Формы работы учащихся:
- фронтальная работа при повторении материала,
- самостоятельная работа на карточках,
- работа в парах на персональном компьютере при решении задач.
Оснащение:
- мультимедийный проектор, персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть, приложение Microsoft Excel.
Требования к знаниям и умениям:
- создавать и исследовать табличную модель,
- использовать приемы эффективного заполнения таблицы,
- выполнять операции форматирования данных и таблиц,
- применять стандартные функции для расчетов,
- составлять формулы с абсолютными и относительными адресами.
План урока:
- Приветствие. Организационный момент.
- Фронтальный опрос.
- Самостоятельная работа.
- Решение задач в парах.
- Отчеты о работе.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Здравствуйте, садитесь.
В начале изучения темы “Электронные таблицы Excel” мы говорили о том, что области использования этой программы очень широки, так как она позволяет решать задачи самого разного характера. Сегодняшний урок мы посвятим тому, чтобы доказать это на практике.
Тема нашего урока: “Применение электронных таблиц Excel в различных сферах деятельности”.
*** На экране слайд с темой урока*** (Презентация для урока, см. Приложение 1)
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость.
Из этого эпиграфа вытекает основная цель нашего урока: Познакомиться с применением электронных таблиц в разных прикладных областях.
2. Работу мы сегодня начнем с небольшой устной разминки.
*** На проекторе выводятся вопросы для фронтальной работы***
- К какому типу программного обеспечения относится табличный процессор Excel? (Прикладное программное обеспечение).
- На решение каких задач ориентированы электронные таблицы?
(Табличные вычисления, аналитические и статистические исследования, деловая графика, работа с базой данных).
- Основным элементом ЭТ является?
(ячейка)
- Какие идеи лежат в основе технологии электронных таблиц?
(“Шахматная” структура рабочего поля, использование формул и механизма их пересчета, принцип относительной адресации).
- Что такое “принцип относительной адресации”?
(В формулах используются адреса ячеек, обозначающие их расположение относительно ячейки, содержащей формулу).
- Как отменить действие относительной адресации?
(Использовать символ “$”.
- Перечислите основные типы данных для работы в ЭТ?
(Текст, число, формула)
- Каким символом начинается ввод формулы в ячейку?
(=)
3. Продолжаем работу. Возьмите листочки с названиями элементов окна, подпишите их. (Приложение 2)
*** На экране проектора окно программы “Excel” с цифровыми обозначениями***
На экране проектора вы видите окно программы с цифровыми обозначениями основных элементов, поставьте ручкой напротив каждого названия, соответствующий ему номер. На эту работу у вас всего 2 минуты.
Закончили работу.
4. Вам скоро предстоит покинуть школу. Вы выходите во взрослую жизнь, а, следовательно, стоите перед выбором “Кем быть?” И я уверена, каждый из вас в своей профессиональной жизни может использовать ЭТ.
Предстоящую работу вы будете выполнять в парах. Задачи, которые вы будете решать, связанны с различными профессиональными ситуациями и были взяты мной из реальной жизни.
Вам предстоит выполнить роли:
- Ученых-лингвистов
- Работников кредитного отдела банка
- Криминалистов
- Инженеров-конструкторов
- Медиков-биологов
- Аналитиков и социологов.
В папках, которые вы получили, вы найдете описание ситуации и постановку задачи, формальное описание задачи и инструкции для выполнения компьютерного эксперимента.
Приложение 3 – “Анализ рейтинговых оценок по результатам мониторинга”
Приложение 4 – “Воссоздание модели человека по следу (отпечатку обуви)”
Приложение 5 – “Получения трехмерных изображений сложных поверхностей”
Приложение 6 – “Анализ фонетико-графической окрашенности художественного текста”
Приложение 7 – “Расчет аннуитетных и дифференцированных платежей по кредиту”
Приложение 8 – “Расчет биоритмов человека”)
Вам предстоит:
- Прочесть и проанализировать материал
- Составить расчетную таблицу и заполнить ее данными, ввести формулы для необходимых вычислений (по необходимости пользуясь достаточно-подробной инструкцией)
- Сделать выводы после анализа результатов
- Представить нам свою работу.
Если вам понятно задание, можно приступать к его выполнению. Помните о правилах ТБ при работе с компьютером.
5. Работа подходит к концу. У нас уже есть первые проектные группы, готовые рассказать о результатах работы. (Примерный план изложения отчета Приложение 9)
***На проектор выводятся изображения рабочего окна группы (используя возможности локальной сети в кабинете информатики), ученики рассказывают о работе и озвучивают выводы***
6. Наш урок подходит к концу.
Какие возможности ЭТ вам пришлось использовать сегодня?
- Ввод формул,
- абсолютные и относительные ссылки,
- использование встроенных функций,
- различные форматы данных,
- создание диаграмм и графиков.
Я думаю, что эпиграф к нашему уроку мы смогли сегодня реализовать. Вы успешно применили свои знания для решения профессиональных задач. Знания и умения, полученные на уроках не должны быть “вещью в себе”, решая такие задачи, вы сразу видите, какую практическую пользу приносят вам уроки информатики и информационных технологий.
Откройте дневники и запишите ДЗ: привести свои примеры и разработать расчетную таблицу для применения ЭТ в домашнем хозяйстве.
Поставьте оценки за урок и на перемене подойдите ко мне с дневниками.
Спасибо за работу.