Практическое применение электронных таблиц Excel

Разделы: Информатика


Цели:

образовательные:

  • закрепить знания, умения и навыки решения задач с помощью ЭТ,
  • расширить представление о практическом применении ЭТ для решения прикладных задач,
  • научить делать выводы по результатам исследования;

развивающие:

  • продолжить формирование умения работы над проектом,
  • развивать творческие способности при решении прикладных задач;

воспитательные:

  • осознание ценности совместной работы,
  • формирование навыков индивидуальной и групповой работы,
  • познакомить учащихся с использованием информационных технологий в профессиональной деятельности.

Методы обучения на уроке: проблемный, компьютерное моделирование, частично-поисковый.

Формы работы учащихся:

  • фронтальная работа при повторении материала,
  • самостоятельная работа на карточках,
  • работа в парах на персональном компьютере при решении задач.

Оснащение:

  • мультимедийный проектор, персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть, приложение Microsoft Excel.

Требования к знаниям и умениям:

  • создавать и исследовать табличную модель,
  • использовать приемы эффективного заполнения таблицы,
  • выполнять операции форматирования данных и таблиц,
  • применять стандартные функции для расчетов,
  • составлять формулы с абсолютными и относительными адресами.

План урока:

  1. Приветствие. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Решение задач в парах.
  5. Отчеты о работе.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Здравствуйте, садитесь.

В начале изучения темы “Электронные таблицы Excel” мы говорили о том, что области использования этой программы очень широки, так как она позволяет решать задачи самого разного характера. Сегодняшний урок мы посвятим тому, чтобы доказать это на практике.

Тема нашего урока: “Применение электронных таблиц Excel в различных сферах деятельности”.

*** На экране слайд с темой урока*** (Презентация для урока, см. Приложение 1)

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость.

Из этого эпиграфа вытекает основная цель нашего урока: Познакомиться с применением электронных таблиц в разных прикладных областях.

2. Работу мы сегодня начнем с небольшой устной разминки.

*** На проекторе выводятся вопросы для фронтальной работы***

  • К какому типу программного обеспечения относится табличный процессор Excel? (Прикладное программное обеспечение).
  • На решение каких задач ориентированы электронные таблицы?

(Табличные вычисления, аналитические и статистические исследования, деловая графика, работа с базой данных).

  • Основным элементом ЭТ является?

(ячейка)

  • Какие идеи лежат в основе технологии электронных таблиц?

(“Шахматная” структура рабочего поля, использование формул и механизма их пересчета, принцип относительной адресации).

  • Что такое “принцип относительной адресации”?

(В формулах используются адреса ячеек, обозначающие их расположение относительно ячейки, содержащей формулу).

  • Как отменить действие относительной адресации?

(Использовать символ “$”.

  • Перечислите основные типы данных для работы в ЭТ?

(Текст, число, формула)

  • Каким символом начинается ввод формулы в ячейку?

(=)

3. Продолжаем работу. Возьмите листочки с названиями элементов окна, подпишите их. (Приложение 2)

*** На экране проектора окно программы “Excel” с цифровыми обозначениями***

На экране проектора вы видите окно программы с цифровыми обозначениями основных элементов, поставьте ручкой напротив каждого названия, соответствующий ему номер. На эту работу у вас всего 2 минуты.

Закончили работу.

4. Вам скоро предстоит покинуть школу. Вы выходите во взрослую жизнь, а, следовательно, стоите перед выбором “Кем быть?” И я уверена, каждый из вас в своей профессиональной жизни может использовать ЭТ.

Предстоящую работу вы будете выполнять в парах. Задачи, которые вы будете решать, связанны с различными профессиональными ситуациями и были взяты мной из реальной жизни.

Вам предстоит выполнить роли:

  • Ученых-лингвистов
  • Работников кредитного отдела банка
  • Криминалистов
  • Инженеров-конструкторов
  • Медиков-биологов
  • Аналитиков и социологов.

В папках, которые вы получили, вы найдете описание ситуации и постановку задачи, формальное описание задачи и инструкции для выполнения компьютерного эксперимента.

Приложение 3 – “Анализ рейтинговых оценок по результатам мониторинга”

Приложение 4 – “Воссоздание модели человека по следу (отпечатку обуви)”

Приложение 5 – “Получения трехмерных изображений сложных поверхностей”

Приложение 6 – “Анализ фонетико-графической окрашенности художественного текста”

Приложение 7 – “Расчет аннуитетных и дифференцированных платежей по кредиту”

Приложение 8 – “Расчет биоритмов человека”)

Вам предстоит:

  • Прочесть и проанализировать материал
  • Составить расчетную таблицу и заполнить ее данными, ввести формулы для необходимых вычислений (по необходимости пользуясь достаточно-подробной инструкцией)
  • Сделать выводы после анализа результатов
  • Представить нам свою работу.

Если вам понятно задание, можно приступать к его выполнению. Помните о правилах ТБ при работе с компьютером.

5. Работа подходит к концу. У нас уже есть первые проектные группы, готовые рассказать о результатах работы. (Примерный план изложения отчета Приложение 9)

***На проектор выводятся изображения рабочего окна группы (используя возможности локальной сети в кабинете информатики), ученики рассказывают о работе и озвучивают выводы***

6. Наш урок подходит к концу.

Какие возможности ЭТ вам пришлось использовать сегодня?

  • Ввод формул,
  • абсолютные и относительные ссылки,
  • использование встроенных функций,
  • различные форматы данных,
  • создание диаграмм и графиков.

Я думаю, что эпиграф к нашему уроку мы смогли сегодня реализовать. Вы успешно применили свои знания для решения профессиональных задач. Знания и умения, полученные на уроках не должны быть “вещью в себе”, решая такие задачи, вы сразу видите, какую практическую пользу приносят вам уроки информатики и информационных технологий.

Откройте дневники и запишите ДЗ: привести свои примеры и разработать расчетную таблицу для применения ЭТ в домашнем хозяйстве.

Поставьте оценки за урок и на перемене подойдите ко мне с дневниками.

Спасибо за работу.

Приложение 10