Что такое характер?

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • познакомить учащихся с понятием “характер”;
  • создать образные представления о понятиях “черты характера”;
  • соотношение характера с темпераментом;
  • умение контролировать настроение, находить и усваивать способы его коррекции.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний и постановка проблемы

Беседа с учениками.

– Все люди на свете одинаковые?
– Почему они разные?
– Встречалось ли вам когда-нибудь слово “характер”?
– Что вы хотите сказать, употребляя слово “характер”?

III. Открытие нового знания

Учитель: Помогите Незнайке определить, какие черты характера принадлежат этим героям.

Показ портретов разных сказочных героев и их характеристика.

Какие они? (Баба-Яга, Василиса Премудрая, Хаврошечка, Морозко,Кащей Бессмертный, Золушка, Буратино, Дровосек, Волк, Лисичка, Гарри Поттер и т.д.)

Высказывания детей.

Ученики. Значит, мы используем слово “характер”, когда хотим сказать о человеке, какой он?

Учитель. А какие сказочные герои вам нравятся? Почему?

Ученики рассказывают.

Учитель. Если характер нам нравится, что мы говорим о нём?

Ученики. Весёлый, честный, смелый, добрый, общительный, отзывчивый.

Учитель. Мы называем положительные черты. А если нам не нравится. Что мы говорим о нём?

Ученики. Злой, грубый, врун, хвастливый.

Учитель. Мы назвали его отрицательные черты. А теперь подумайте, как можно определить, что же такое характер?

Высказывание детей.

– А где мы можем найти точное определение слова “характер”?

Ученики. Мы можем найти в словаре.

Характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.

IV. Расширение полученных знаний

1. Оптимист и пессимист.

Учитель читает рассказ Геннадия Цыферова “Спор”.

Ослик и медвежонок всегда спорили. Это потому, что один говорил: “Всё уходит”. А другой: “Всё приходит”.
Просыпался утром медведь и радовался:
– Смотри, пришло утро.
– Ну да, – плакал ослик. – Ведь ушла ночь.
И днём было так же. Опять медведь кричал:
– День явился!
И снова плакал ослик:
– Ну да, ведь ушло утро.
А однажды было вот что. К ним в гости пришёл слон.
– Смотри, смотри! – заорал Мишка. – К нам пришёл слон.
– Ну да, заплакал ослик. – Ведь он ушёл из дома”.

Учитель. Как вы думаете, какие черты характера у медведя, а какие – у ослика ?

Ученики рассказывают.

Учитель. Ослик не верит ни во что хорошее, и потому его можно назвать ПЕССИМИСТОМ.

Учитель. Медведь верит в добро, просыпается с улыбкой. Его можно назвать ОПТИМИСТОМ.

Учитель. Каких героев мультфильмов, фильмов мы можем назвать оптимистами, а кого пессимистами?

Показ отрывка из мультфильмов про кота Леопольда и двух мышей, ослика Иа– Иа, друга Винни-Пуха.

Учитель. Какие черты характера у кота, у ослика Иа-Иа?

Учитель. Кто из них оптимист, а кто пессимист?

2. От чего зависит характер человека.

Учитель. А теперь как вы думаете, когда человек рождается, у него уже есть характер?

Ученики. Нет характера.

Учитель. Почему? От чего зависит: как вырастет ребёнок?

Подвести детей к тому, что формирование характера зависит от воспитания.
Показ отрывка из В. Одоевского “Мороз Иванович”.

– Распределите в два столбика черты характера Ленивицы и Рукодельницы.

Вежливая, завистливая, трудолюбивая, скромная, послушная, строптивая, добрая, ленивая, терпеливая, высокомерная, грубая.

Учитель. Ребята, а кто хочет быть похож на Ленивицу, а кто – на Рукодельницу? Как воспитывали этих девочек? Как вы думаете, какие вырастут Ленивица и Рукодельница?

Высказывания учеников.

3. Наши положительные и отрицательные черты характера.

Учитель. Давайте разберёмся, какие черты характера проявляются у вас. Напишите ваши “положительные” и “отрицательные” черты характера.

По желанию дети могут прочитать эти черты характера.

V. Итог урока

– Что такое характер? От чего зависит характер?
– Кто такие оптимисты и пессимисты?
– Что ещё интересного для себя вы узнали на уроке?

Выслушиваются ответы детей.