Цели и задачи:
- профилактика формирования у учащихся вредной привычки – курения;
- познакомить учащихся с химическим составом табачного дыма;
- показать токсичность и действие никотина на организм человека;
- развивать умение применять на практике знания, полученные на уроках ознакомления с окружающим миром;
- способствовать выработке навыков здорового образа жизни.
Ход мероприятия
Учитель. Ребята, прочитайте пословицу.
(Чтение с доски, объяснение учащимися эпиграфа (слайд 2)). Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
- Посеешь поступок – пожнешь привычку,
- Посеешь привычку – пожнешь характер,
- Посеешь характер – пожнешь судьбу.
Учитель. Люди, совершая поступки, часто не задумываются о их последствиях. Хорошие поступки превращаются в хорошие привычки, становятся хорошей чертой характера человека, украшают его жизнь. И наоборот. Могут в человеке укорениться и плохие привычки.
– Какие хорошие черты характера вы знаете?
– Какие вредные привычки бывают у людей?
– Прочитаем тему классного часа (слайд 3).
– Как вы думаете, что мы должны сегодня усвоить?
(Постановка цели классного часа.)
Учитель. Ребята, рассмотрим, из чего состоит сигарета?
Учащиеся в группах исследуют строение сигареты.
– Из чего состоит сигарета? (бумага, фильтр, высушенное растение)
Учитель. Рассмотрим механизм горения сигареты.
Демонстрируется опыт. (В пластиковую бутылку положить кусочки ваты, в крышку вставить трубку – муштук, в нее – сигарету. Бутылка сжать, “прикурить” сигарету, в бутылку начнет нагнетаться табачный дым.) <Рисунок 1>
Учитель. При горении сигареты образуются различные вещества.
(Ватные шарики извлекаются, обнаруживается, что
они покрыты копотью.)
Учащиеся читают с доски (слайд 4):
эфирные масла
смолы
никотин
ацетонорганические кислоты
аммиак
свинец
ртуть
Учитель. Что вы слышали о других веществах?
– Все эти вещества входят в состав табачного дыма и опасны для здоровья. Во время курения в организм человека попадает (слайд 5) 3950 химических соединений, среди которых находятся ядовитые вещества, отравляющие организм. Если человек выкуривает в день одну пачку сигарет, он посылает в свои легкие 1 кг табачного дегтя. Табак плохо влияет и на растения. Если цветок полить крепким раствором табака, он погибнет. Ученые провели такой опыт: к телу человека приложили пиявок. После выкуривания этим человеком сигареты пиявки отваливались в судорогах.
– Почему? (Ответы учащихся.)
Учитель. Смерть от курения может наступить и у человека в результате остановки сердца, если он одновременно выкурит полпачки сигарет. Население земного шара выкуривает около (слайд 5) 12 000 000 000 000 сигарет, на каждого жителя планеты, включая вас, бабушек, мам и даже грудничков, приходится более 2000 сигарет в год. Одних окурков, загрязняющих нашу планету, выбрасывается 2 520 000 000кг. В воздух курильщики отправляют 720 000 000кг синильной кислоты, 384 000 000 кг аммиака, 108 000 000кг никотина, 550 000 000кг угарного газа, отравляющих организмы некурящих людей. Научно доказано, что влияние табачного дыма на молодой растущий организм губительно. У курящих школьников наблюдается снижение памяти, плохое усвоение учебного материала, невнимательность, вялость. Такие школьники, как правило, плохо учатся. Они обидчивые и драчливые.
– В какой же последовательности происходит отравление организма человека? Вспомните, какие системы функционируют в организме человека?
– Когда человек берет сигарету в рот(слайд 6) , дым попадает в носоглотку, проходит через всю дыхательную систему, попадает в кровь. Кровь, насыщенная угарным газом способствует кислородному голоданию организма, от которого в первую очередь страдают нервные клетки. Во рту химические вещества от табачного дыма попадают в слюну, проникают в пищеварительную систему.
– Послушайте отрывок из произведения М. Твена “Приключения Тома Сойера”.
После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком…
Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
– Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уже давно научился бы.
– И я тоже, – подхватил Джо. – Плевое дело!.. Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще. Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших пальцев, у Тома тоже… Наконец, Джо выговорил расслабленным голосом:
– Я потерял ножик… Пойду поищу…
Том дрожащими губами произнес, запинаясь:
– я помогу тебе. Ты иди в ту сторону, а я туда… к ручью… Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдем.
Гек снова уселся на место, прождал целый час. Потом он соскучился и пошел разыскивать товарищей. Он нашел их в лесу далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном. Но что-то подсказывало ему, что теперь им полегчало, а если и случилось им пережить несколько неприятных минут, то теперь уже все позади.
За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и , когда Гек после ужина, набив трубку для себя, захотел набить и для них, оба в один голос сказали: “Не надо, так как они чувствуют себя неважно”.
Учитель. Как вы думаете, что произошло с мальчиками?
– Почему так отреагировал организм юных героев?
Просмотр слайд-шоу из м/ф “Ну, погоди!” (слайды 7-18)
– Какие признаки отрицательного влияния
табачного дыма на организм Волка вы увидели?
– Как повлиял дым на Зайца?
– Как музыка помогла вам понять состояние Волка?
Инсценировка сказки С. Михалкова “Как медведь трубку нашел” (слайд 19)
Действующие лица: автор, Медведь, Лиса, Волк, Дятел, Лесник.
Автор. Расскажу я вам, ребята, что случилось недавно в нашем лесу, а вы послушайте внимательно и подумайте хорошенько… Потерял Лесник свою трубку, кисет с табаком да самодельную зажигалку. А медведь их нашел. С этого все и началось. Стал Медведь трубку курить, изо рта не выпускает. И так он привык к этой трубке, что когда лесников табак весь выкурил, то стал собирать в лесу сухой лист и трубку им набивать. Раньше, бывало проснется Медведь вместе с солнышком, в траве покувыркается – разомнется, да и на реку побежит. Умоется холодной водой или искупается, а потом начнет рыбу ловить на завтрак. Если захочет – или в малинник за малиной отправится, или мед в дуплах ищет. А теперь…
(Появляется Медведь. Идет медленно, еле ноги волочит, головой трясет.)
Медведь. Ой! Как трудно вставать поутру, кости ноют, голова болит, плохо что-то мне. Не пойду я никуда, лягу под кустом, отдохну немного, трубку покурю.
(Медведь опускается на пенек. На поляну выбегает, напевая, Лиса.)
Лиса.
Я Лисичка-хитричка,
Всех людей я хитрей.
Обману я Медведя
И Волка, ей-ей!
Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!
Это все пустяки!
Медведь. Здорово, Лисичка – хитричка. Где была? Что делала?
Лиса.
Я в крапиве пролежала,
Петуха за хвост поймала,
Сытно Волка накормлю –
Очень серого люблю!
Медведь. Хорошо тебе, Лиса… А я вот захворал – мочи нет!
Лиса (оглядев Медведя удивленно). Миша! Друг мой! Ты ли это? Не видались мы все лето. Как ты, бедный, похудел, что с тобой?
Медведь (хрипло).
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Совсем не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь…
Лиса (сочувствующе).
Что ж ты к Дятлу не пойдешь?
К Дятлу надо обратиться!
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему!
Медведь. Вот недельку обожду, станет хуже – вот пойду!
(Лиса убегает.)
Автор. Прошла неделя, прошла другая, а Медведю все хуже и хуже. И вот однажды плетется Медведь по оврагу, еле лапы передвигая, а навстречу ему Серый Волк напевает, пританцовывает.
Волк.
В гости я иду голодный,
Съесть могу я что угодно!
Так ужасно есть хочу,
Что любого проглочу!
Чем накормят, то и съем – р-р-р,
Не побрезгую ничем – р-р-р!
Автор. Увидел Волк Медведя, да так и присел от удивления от удивления на задние лапы.
Волк (удивленно).
Слушай, Миша-Михаил!
Что ты делал? Как ты жил?
Провалилися бока –
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?..
Медведь (грустно, опустив голову). Да… хвораю…
Волк. Что с тобой?
Медведь (нездоровым голосом).
Я сам не знаю…
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем-
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Совсем не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь…
Пропадаю…
Волк (взволнованно).
И пропадешь!
Если к Дятлу не пойдешь!
Надо к Дятлу обратиться!
Он у нас такая птица:
Разберется, даст совет,
Да – так да, а нет – так нет!
Медведь. Завтра я к нему пойду!
Волк. А найдешь его?
Медведь. Найду!
Автор. Разыскал Медведь Дятла в лесу на сосне. Подошел медведь к дереву, поднял голову и говорит жалобным голосом.
Медведь. Дятел, Дятел, старый друг! Ты спустись на нижний сук!
Дятел (внимательно глядя на Медведя, отвечает приветливым голосом). Ба, Топтыгину привет! Ты здоров ли?
Медведь.
Видно нет!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем-
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Совсем не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь…
Дятел. Верно, куришь, коль не пьешь?
Медведь. Да, курю. Откуда знаешь?
Дятел (строго).
Больно дымом ты воняешь!
Ну-ка, сядь под этот сук!
Дай-ка спину! Тук-тук-тук!
Да-с! Выстукивать непросто
Медведей такого роста!
Не дышать! И не сопеть!
Ты больной, хоть и Медведь!
Ну-с!.. Мне все как будто ясно…
Медведь (испуганно). Не смертельно? Не опасно?
Дятел (строго).
Накопилась в легких копоть.
От куренья вся беда!
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь (жалобно).
Бросить трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не могу! Не брошу! Жалко!
Дятел (очень строго).
– Выполняй-ка мой совет,
А не то в своей берлоге
Ты протянешь быстро ноги!
Автор. Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплелся домой. Все лето и всю осень до самой зимы бросал Медведь трубку курить, да не смог справиться со своим желанием баловаться табаком.
Наступила зима. Поехал Лесник в лес за дровами. Выбрался на поляну и видит: большая ель, бурей повалена, с огромными вывороченными корнями. А у корней – большой снежный бугор. Догадался Лесник, что это медвежья берлога. Но вот только что странно: из берлоги синий дымок. Удивился Лесник. Вытащил он Медведя из берлоги, а тот от курения так ослаб, что стоять даже на четырех лапах не может – качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочками висит, а в зубах трубка дымит! Узнал Лесник свою трубку, вынул ее из медвежьей пасти, а в берлоге кисет с зажигалкой нашел. Спрятал Лесник находку в карман, Медведя на сани повалил и отвез его в город, в цирк зверей, где теперь и работает наш Мишка. (слайд 20)
Дятел.
В нашем цирке есть Медведь -
Приходите посмотреть!
Смел и ловок Мишка бурый,
И ребята говорят,
Что артист с мохнатой шкурой –
Самый лучший акробат!
Если кто проходит мимо
С папиросою во рту
Или с трубкой – запах дыма
Мишка чует за версту
И, топчась на задних лапах,
Начинает вдруг реветь,
Потому что…
Учитель. Почему Медведь начинал реветь, когда рядом кто-то курил?
– Как формировалась его привычка курить?
– О каких симптомах отравления организма
табаком рассказал Медведь?
– Вредная привычка курить едва не стоила Мишке
жизни. И только случай, встреча с Лесником, спас
Медведя.
Учащиеся исполняют частушки. (слайд 21)
Коля, Коля, не кури,
Вредно для здоровья.
Лучше пей ты каждый день
Молоко коровье.
Говорили, говорили,
Чтоб мальчишки не курили.
А Андрюшка за углом
Подавился табаком.
Каждый день у нас Денис
Курит по полпачки.
Лучше ел бы мальчик наш
Леденцы на палочке.
Никотин – здоровью враг,
Учат детей в школе.
Дома папа курит так,
Что взвоешь поневоле.
Никотином травят всех,
Те, кто курит рядом.
Чтобы не было беды,
Не кури, не надо.
Подведение итогов. (слайд 22)
– Что нового узнали сегодня?
– Какие выводы сделали для себя?
Литература.
- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение.
- Багрова Н.Г. Губительная сигарета. М.: Педсовет №4, 2006.