Цели:
Образовательная:
Воспитательная:
- воспитание познавательной потребности, интереса к предмету.
Основные понятия:
- содержание понятия;
- объем понятия;
- единичное понятие;
- общее понятие.
Оборудование урока:
- компьютер;
- проектор;
- презентация “Содержание и объем понятия”;
- практическая работа “Создание диаграмм в МS WORD”;
- учебник Л.Босова “Информатика 6 класс”
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка целей урока
Учитель: На прошлых уроках мы познакомились с вами с понятием, как оно образуется. Сегодня на уроке мы продолжаем работать с понятиями и рассмотрим, что понимается под содержанием и объемом понятия.
2. Актуализация опорных знаний
Для активизации ранее изученного материала учащимся предлагается продолжить предложения:
- Свойство объектов вызывают у нас …… (ощущение)
- Целостное отражение объекта, воздействующего на наши органы чувств вызывает у нас……..(восприятие)
3. Чувственное восприятие объекта воспринимаемого ранее происходит за счет …………(представление)
- Совокупность существенных признаков отдельного объекта – это …. (понятие)
- Мысленное разделение объекта на составные части …..(анализ)
- Мысленное соединение в единое целое частей объекта….(синтез)
- Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам – это….(сравнение)
- Мысленное выделение существенных признаков предмета и отвлечение от несущественных- это…(абстрагирование)
- Мысленное объединение отдельных предметов в общие понятия, от частного к общему – это……(обобщение)
- Древнейшая наука, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств – это….(логика)
Так как этот урок планируется как первый в III четверти, т.е. после длительного перерыва в учебе, то при обсуждении приведенных выше вопросов учащиеся могут активно использовать свой учебник.
3. Изучение нового материала “Содержание и объем понятия”
Запишите в тетради тему урока: “Содержание и объем понятия”
Объяснение материала провести с помощью презентации (см. Приложение 1)
Слайд 2 Слайд 3 |
Учитель: Дайте характеристику
объектам представленным на экране. Все объекты можно характеризовать по трем признакам: форма, цвет, размер. Если объект реальной действительности характеризуется формой, размером, цветом и другими признаками, то понятие характеризуется содержанием. |
Слайд 4 | Учитель: Давайте дадим определение
понятия “содержание”. Учащиеся записывают определение в тетрадь |
Слайд 5 | Учитель: На экране представлены содержание понятия. Определите по содержанию понятие (устно) |
Слайд 6 | Учитель: А как вы думаете, что будем
понимать под объемом понятия? Ученики: Объекты, которые могут входить в это понятие. Учитель: Т.е. можно сказать, что это множество объектов, которое составляет содержание понятия. Учащиеся записывают определение в тетрадь. Учитель: Множество может, в частности, состоять из трех, двух, одного объекта или быть пустым (например множество отличников в классе). Множество может быть конечным (например, множество цифр, множество букв). Множество может быть бесконечным (например множество натуральных чисел) |
4. Закрепление материала
На доске приготовлена таблица
Понятие | (существенные признаки) | (множество объектов) |
Алфавит (русский алфавит) | ||
Календарь | ||
Животные | ||
Школьник |
Учитель: Предлагаю вам заполнить следующую таблицу.
Совместно с учащимися заполняется таблица.
Итог заполнения таблицы (см. Приложение
2)
5. Изучение нового материала “Виды понятий”
Объяснение материала провести с помощью презентации. (см. Приложение 1)
Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 |
Учитель: Выделяют несколько видов понятий единичные и общие понятия |
Слайды 10–15 | Закрепление понятий: единичного и
общего. Учитель: Назовите едичные и общие понятия представленные на экране. |
6. Закрепление материала
Учитель предлагает в таблицу – шаблон, распределить следующие понятия: Объ, автобус, учебник по математике, посуда, яблоко, деревья, береза, фрукты, тарелка, учебник, транспорт, река. (см. Приложение 3)
Проверку провести: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют с шаблон на экране.
7.Практическая работа “Построение диаграмм в МS WORD”
Цель практической работы:
- закрепить навыки создания таблиц в МS WORD;
- научить вставлять и редактировать диаграммы в МS WORD.
Задание: Из 27 учащихся класса за контрольную работу 9 человек получили оценку “5”, 15 – “4” и 3 – “3”.
Учащиеся занимают рабочие места за компьютером. Учитель раздает “Порядок выполнения практической работы” (см. Приложение 4)
8. Итог урока. Комментарии домашнего задания
Учитель: Давайте подведем итог сегодняшнего урока.
- Как можно определить содержание понятия?
- Что понимаете под объемом понятия?
- Какие виды понятий мы изучили?
9. Домашнее задание
§ 2.3 (страница 42-44), РТ: № 21-22 (стр. 50).