Общие и отличительные свойства объектов. 3-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 3


Цели:

  • актуализировать знания о многообразии свойств объектов, их категорий;
  • сформировать представление об общих и отличительных свойствах объектов;
  • познакомить со спецификой общих и отличительных свойств.

Педагогические задачи урока:

  • раскрыть смысл понятия “общие свойства” на основе анализа примеров;
  • раскрыть смысл понятия “отличительные свойства” на основе анализа примеров;
  • закрепить умение производить характеристику объекта;
  • развивать основные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения на предметном, образном, понятийном материале;
  • развивать информационную культуру посредством формирования общих способов решения информационных задач.

Ключевые понятия:

  • общие свойства
  • отличительные свойства

Вспомогательные (дополнительны) понятия:

  • группы объектов
  • характеристика объектов

Форма урока – диалог с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради)

Тип урока – урок объяснения

Стратегия – опережающая, развивающая.

Обеспечение урока:

  • учебник;
  • рабочая тетрадь № 2;
  • демонстрационный ПК и мультимедиа-проектор;
  • презентация к уроку;
  • карточки с изображением предметов.

Полезные правила для урока:

  • Улыбнись себе и другим.
  • Научись любить.
  • Не заносись.
  • Радуйся успеху.
  • Береги своё здоровье.
  • Не бойся ошибок, помни – в классе тебе всегда помогут. (Слайд 1, см. Приложение 1).

План урока

  1. Организационный момент (1–2 мин)
  2. Повторение материала предыдущей темы в виде игры (3 мин)
  3. Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал (6 мин)
  4. Физкультминутка (1–2 мин)
  5. Продолжение работы над темой урока с закреплением полученных знаний (3 мин)
  6. Психологическая пауза (1 мин)
  7. Выполнение заданий в рабочей тетради (12 мин)
  8. Обобщение и закрепление. Подведение итогов (3 мин)
  9. Комментарии к домашнему заданию (1 мин)
  10. Рефлексия (2 мин)

Ход урока

1. Организационный момент

– Добрый день, ребята! Добрый день. уважаемые гости. Я хочу, чтобы у всех сегодня было доброе настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И будем по-доброму относиться друг к другу, по-доброму работать, мыслить. Не зря народная мудрость гласит:

Слайд 2

“Где доброта, там красота”
– Пусть это станет девизом нашего урока!

2. Повторение материала предыдущей темы

а) – Предлагаю проверить домашнее задание и провести игру-разминку.

Правила игры следующие:

К доске выходят четыре ученика и получают карточки с названием предметов. Никто никому не говорит, какая карточка ему досталась. Я называю свойство, а ученики поднимают руки, если их объект этим свойством обладает. Затем мы должны будем отгадать, какой объект изображён на карточке у каждого из них. Договорились?

Яблоко
Арбуз
Машина
Самолёт

Свойства объектов:
круглый, может летать, съедобный, вкусный, сочный, гудит, перевозит людей, большой.

– Кто догадался, какой предмет у каждого ученика?
– Что помогло вам в этом (свойства предмета)

Слайд 3

b) – Скажите:

  • Какими свойствами обладает книга?
  • Какими свойствами могут отличаться друг от друга книги?
  • Назовите известные вам свойства

– человека;
– собаки;
– кошки.

Назовите несколько объектов, которые обладают свойством “круглый”, “прямоугольный”, “бумажный”, “стеклянный”.
Назовите какое-нибудь свойство объекта с именем “телевизор”, “магнитофон”, “компьютер”

3. Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал

– Как вы поняли из предыдущих уроков, у каждого объекта множество свойств. Но если мы будем сравнивать объекты между собой, то увидим, что свойства объекта бывают общими и отличительными. Этой теме и посвящён наш сегодняшний урок.

Слайд 4

– Исходя из темы как думаете, какие информационные задачи мы сегодня будем решать, т. е. что нам предстоит делать?

Слайд 5

– Посмотрите на экран и скажите, чем похожи самолёт и пароход? (Это средства передвижения, и то, и другое транспорт).
– Можно сказать, что это общее свойство данных объектов? (можно)
– А теперь скажите, чем они различаются? (Самолёт воздушный транспорт, а пароход – водный)
– Правильно, это их отличительные свойства: плавать по воде и летать по воздуху.
– Теперь давай те рассмотрим сразу несколько объектов – например, учеников нашего класса. Давайте все встанем. Какое общее свойство у всех? (Быть учениками, быть детьми).
– Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством “быть девочкой”. Девочки сядьте. Для девочек это свойство общее или отличительное? (Общее)
– Теперь выделим из группы девочек объекты, с отличительным свойством “быть выше всех”. Пусть такие девочки встанут. Это их отличительное свойство.
– Садимся на места. Давайте обсудим то, что мы наблюдали. Как видим, одно и то же свойство “быть девочкой” может быть и общим, и отличительным. Оно отличительное, когда группа девочек входит в более широкую группу объектов – в класс, в котором кроме них есть ещё и мальчики.
– Рассмотрим ещё один пример. Внимание на экран

Слайд 6

– Как назвать одним понятием изображённые на слайде объекты?(геометрические фигуры)
– Решим такую задачу: выделим из представленных на этом рисунке геометрических фигур такие, которые имеют свойства “иметь углы”
– Это отличительное свойство выделенных фигур от остальных.
– Рассмотрим получившуюся новую группу:

Слайд 7

Заметим, что теперь свойство “иметь углы” уже не отличительное, а общее, поскольку все фигуры этой группы имеют углы.
Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством “иметь ровно три угла”. Такой объект в этой группе один – треугольник. Слайд 8
– Проанализируем проделанную работу.
– Мы видим, что одно и то же свойство может быть либо общим для группы объектов, либо отличительным.
– Так свойство “иметь углы” является для квадратов, прямоугольников и треугольников общим. Это же свойство будет отличительным для квадратов, прямоугольников и треугольников, если в состав группы ввести круги и овалы.

4. Физкультминутка

5. Продолжение работы над темой урока с закреплением полученных знаний

– В нашей работе встретились такие ключевые понятия как

Слайд 9

  • общие свойства
  • отличительные свойства

– Кто может дать определение этим понятиям? (ответы детей)
– А теперь давайте обратимся к учебнику и познакомимся с определением, которое даёт этим понятием Н.В. Матвеева

Работа с учебником (с. 95)

Слайд 10

– Итак свойства объектов бывают общие и отличительные.

Слайд 11

– Назовите хотя бы одно общее свойство у таких разных объектов, как луна и мяч.
– Назовите отличительные свойства данных объектов.
– А теперь посмотрим как эти знания могут помочь нам на других уроках, например на уроке русского языка.

Слайд 12

– Объектами выступают слова: картина, квартира, корова
– Найдите общие и отличительные свойства.

(Общие свойства: все словарные слова,
все имена существительные,
все трёхсложные,
все начинаются с один. звука
все имеют окончание а
Отличаются безударными гласными а и о)

Слайд 13

Литературное чтение: “Курочка Ряба”, “Теремок”, “Золотая рыбка”

(Общие свойства – одна жанровая
принадлежность – сказки
Отличия: по классификации)

– Попробуйте сами привести подобные задания например с числами (заготовка 3 12 15 18) Слайд 14

6. Психологическая пауза

Слайд 15

Ох, как хочется трудиться!
Делать всё охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа.

Я и бодр, и силён,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу.

7. Выполнение заданий в рабочей тетради

с. 26–27, с. 30–31 (табличка)

8. Обобщение и закрепление. Подведение итогов

– А теперь давайте снова поиграем.
– Угадайте животное по выделенным признакам (Слайд 16)

  • Бегает, прыгает, длинные уши, белый или серый (заяц)
  • Жёлтый, полосатый, рычит, символ года (тигр)
  • Бурый, косматый зимой спит (медведь)

– А сейчас – заключительный разговор. Подведём итог нашей работе.
– Что узнали нового?
– Что получилось легко?
– В какие моменты урока испытывали трудности?
– Как вы сможете использовать свой новый опыт?

9. Комментарии к домашнему заданию

Слайд 17

Выполнить упражнения в рабочей тетради к §16.

10. Рефлексия

– Закончите предложения:

Слайд 18

Я работал с ______________ настроением.
Я _____________ доволен собой.
Я бы хотел стать более ____________.

Слайд 19

– Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить вас за активность и инициативу. Наша совместная работа заканчивается, но наше сотрудничество продолжается.
– Я хочу похлопать Насте, потому что мне понравилось, как она работала сегодня на уроке.
– Настя, а чья работа понравилась тебе? (Поочерёдно дети хлопают друг другу, пока весь класс не будет хлопать последнему ученику)