Цели:
- актуализировать знания о многообразии свойств объектов, их категорий;
- сформировать представление об общих и отличительных свойствах объектов;
- познакомить со спецификой общих и отличительных свойств.
Педагогические задачи урока:
- раскрыть смысл понятия “общие свойства” на основе анализа примеров;
- раскрыть смысл понятия “отличительные свойства” на основе анализа примеров;
- закрепить умение производить характеристику объекта;
- развивать основные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения на предметном, образном, понятийном материале;
- развивать информационную культуру посредством формирования общих способов решения информационных задач.
Ключевые понятия:
- общие свойства
- отличительные свойства
Вспомогательные (дополнительны) понятия:
- группы объектов
- характеристика объектов
Форма урока – диалог с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради)
Тип урока – урок объяснения
Стратегия – опережающая, развивающая.
Обеспечение урока:
- учебник;
- рабочая тетрадь № 2;
- демонстрационный ПК и мультимедиа-проектор;
- презентация к уроку;
- карточки с изображением предметов.
Полезные правила для урока:
- Улыбнись себе и другим.
- Научись любить.
- Не заносись.
- Радуйся успеху.
- Береги своё здоровье.
- Не бойся ошибок, помни – в классе тебе всегда помогут. (Слайд 1, см. Приложение 1).
План урока
- Организационный момент (1–2 мин)
- Повторение материала предыдущей темы в виде игры (3 мин)
- Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал (6 мин)
- Физкультминутка (1–2 мин)
- Продолжение работы над темой урока с закреплением полученных знаний (3 мин)
- Психологическая пауза (1 мин)
- Выполнение заданий в рабочей тетради (12 мин)
- Обобщение и закрепление. Подведение итогов (3 мин)
- Комментарии к домашнему заданию (1 мин)
- Рефлексия (2 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
– Добрый день, ребята! Добрый день. уважаемые гости. Я хочу, чтобы у всех сегодня было доброе настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И будем по-доброму относиться друг к другу, по-доброму работать, мыслить. Не зря народная мудрость гласит:
Слайд 2
“Где доброта, там красота”
– Пусть это станет девизом нашего урока!
2. Повторение материала предыдущей темы
а) – Предлагаю проверить домашнее задание и провести игру-разминку.
Правила игры следующие:
К доске выходят четыре ученика и получают карточки с названием предметов. Никто никому не говорит, какая карточка ему досталась. Я называю свойство, а ученики поднимают руки, если их объект этим свойством обладает. Затем мы должны будем отгадать, какой объект изображён на карточке у каждого из них. Договорились?
Яблоко
Арбуз
Машина
Самолёт
Свойства объектов:
круглый, может летать, съедобный, вкусный, сочный,
гудит, перевозит людей, большой.
– Кто догадался, какой предмет у каждого
ученика?
– Что помогло вам в этом (свойства предмета)
Слайд 3
b) – Скажите:
- Какими свойствами обладает книга?
- Какими свойствами могут отличаться друг от друга книги?
- Назовите известные вам свойства
– человека;
– собаки;
– кошки.
Назовите несколько объектов, которые обладают
свойством “круглый”, “прямоугольный”,
“бумажный”, “стеклянный”.
Назовите какое-нибудь свойство объекта с именем
“телевизор”, “магнитофон”, “компьютер”
3. Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал
– Как вы поняли из предыдущих уроков, у каждого объекта множество свойств. Но если мы будем сравнивать объекты между собой, то увидим, что свойства объекта бывают общими и отличительными. Этой теме и посвящён наш сегодняшний урок.
Слайд 4
– Исходя из темы как думаете, какие информационные задачи мы сегодня будем решать, т. е. что нам предстоит делать?
Слайд 5
– Посмотрите на экран и скажите, чем похожи
самолёт и пароход? (Это средства передвижения, и
то, и другое транспорт).
– Можно сказать, что это общее свойство данных
объектов? (можно)
– А теперь скажите, чем они различаются? (Самолёт
воздушный транспорт, а пароход – водный)
– Правильно, это их отличительные свойства:
плавать по воде и летать по воздуху.
– Теперь давай те рассмотрим сразу несколько
объектов – например, учеников нашего класса.
Давайте все встанем. Какое общее свойство у всех? (Быть
учениками, быть детьми).
– Теперь выделим из данной группы объекты с
отличительным свойством “быть девочкой”.
Девочки сядьте. Для девочек это свойство общее
или отличительное? (Общее)
– Теперь выделим из группы девочек объекты, с
отличительным свойством “быть выше всех”. Пусть
такие девочки встанут. Это их отличительное
свойство.
– Садимся на места. Давайте обсудим то, что мы
наблюдали. Как видим, одно и то же свойство “быть
девочкой” может быть и общим, и отличительным.
Оно отличительное, когда группа девочек входит в
более широкую группу объектов – в класс, в
котором кроме них есть ещё и мальчики.
– Рассмотрим ещё один пример. Внимание на экран
Слайд 6
– Как назвать одним понятием изображённые на
слайде объекты?(геометрические фигуры)
– Решим такую задачу: выделим из представленных
на этом рисунке геометрических фигур такие,
которые имеют свойства “иметь углы”
– Это отличительное свойство выделенных фигур
от остальных.
– Рассмотрим получившуюся новую группу:
Слайд 7
– Заметим, что теперь свойство “иметь углы”
уже не отличительное, а общее, поскольку все
фигуры этой группы имеют углы.
– Теперь выделим из данной группы объекты с
отличительным свойством “иметь ровно три угла”.
Такой объект в этой группе один – треугольник. Слайд
8
– Проанализируем проделанную работу.
– Мы видим, что одно и то же свойство может быть
либо общим для группы объектов, либо
отличительным.
– Так свойство “иметь углы” является для
квадратов, прямоугольников и треугольников
общим. Это же свойство будет отличительным для
квадратов, прямоугольников и треугольников, если
в состав группы ввести круги и овалы.
4. Физкультминутка
5. Продолжение работы над темой урока с закреплением полученных знаний
– В нашей работе встретились такие ключевые понятия как
Слайд 9
- общие свойства
- отличительные свойства
– Кто может дать определение этим понятиям? (ответы
детей)
– А теперь давайте обратимся к учебнику и
познакомимся с определением, которое даёт этим
понятием Н.В. Матвеева
Работа с учебником (с. 95)
Слайд 10
– Итак свойства объектов бывают общие и отличительные.
Слайд 11
– Назовите хотя бы одно общее свойство у таких
разных объектов, как луна и мяч.
– Назовите отличительные свойства данных
объектов.
– А теперь посмотрим как эти знания могут помочь
нам на других уроках, например на уроке русского
языка.
Слайд 12
– Объектами выступают слова: картина,
квартира, корова
– Найдите общие и отличительные свойства.
(Общие свойства: все словарные
слова,
все имена существительные,
все трёхсложные,
все начинаются с один. звука
все имеют окончание а
Отличаются безударными гласными а и о)
Слайд 13
Литературное чтение: “Курочка Ряба”, “Теремок”, “Золотая рыбка”
(Общие свойства – одна жанровая
принадлежность – сказки
Отличия: по классификации)
– Попробуйте сами привести подобные задания например с числами (заготовка 3 12 15 18) Слайд 14
6. Психологическая пауза
Слайд 15
Ох, как хочется трудиться!
Делать всё охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа.Я и бодр, и силён,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу.
7. Выполнение заданий в рабочей тетради
с. 26–27, с. 30–31 (табличка)
8. Обобщение и закрепление. Подведение итогов
– А теперь давайте снова поиграем.
– Угадайте животное по выделенным признакам (Слайд
16)
- Бегает, прыгает, длинные уши, белый или серый (заяц)
- Жёлтый, полосатый, рычит, символ года (тигр)
- Бурый, косматый зимой спит (медведь)
– А сейчас – заключительный разговор. Подведём
итог нашей работе.
– Что узнали нового?
– Что получилось легко?
– В какие моменты урока испытывали трудности?
– Как вы сможете использовать свой новый опыт?
9. Комментарии к домашнему заданию
Слайд 17
Выполнить упражнения в рабочей тетради к §16.
10. Рефлексия
– Закончите предложения:
Слайд 18
Я работал с ______________ настроением.
Я _____________ доволен собой.
Я бы хотел стать более ____________.
Слайд 19
– Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить
вас за активность и инициативу. Наша совместная
работа заканчивается, но наше сотрудничество
продолжается.
– Я хочу похлопать Насте, потому что мне
понравилось, как она работала сегодня на уроке.
– Настя, а чья работа понравилась тебе? (Поочерёдно
дети хлопают друг другу, пока весь класс не будет
хлопать последнему ученику)