Краткая аннотация
В современном обществе и, в первую очередь, в образовании ведущей целью является создание условий для саморазвития личности, ее социализации с учетом индивидуальных способностей, склонностей и потребностей.
Программа элективного курса художественно-эстетического профиля “Вышивка в Декоративно-прикладном искусстве” предназначена для предпрофильного обучения учащихся 9 классов общеобразовательной школы с целью оказания им помощи при выборе профиля обучения на старшей ступени школы, развития творческих способностей, инициативности и самостоятельности, привить любовь к труду, что, в дальнейшем, поможет им правильно спланировать свою профессиональную карьеру.
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство всегда играло большую роль в жизни человека, ведь важно не только качественно изготовить какое-либо изделие, но и придать ему эстетический вид. Русское народное декоративно-прикладное искусство имеет богатые традиции в различных видах прикладного искусства но, к сожалению, в современных условиях большое значение стали уделять функциональным характеристикам изделий, часто забывая об их внешнем виде.
Программа элективного курса художественно-эстетического профиля обучения “Вышивка в Декоративно-прикладном искусстве” составлена для учащихся 9 классов с целью не только научить школьников производить собственными руками красивые веши, но и привить любовь к народному искусству, сохранять традиции русского декоративно-прикладного искусства, научить ценить красоту окружающего мира.
Обучение по данному курсу направлено на творческое развитие школьников, развитие у них проектных умений и навыков, на формирование художественной культуры как составной части духовной общества культуры общества.
Основные задачи данного курса: привить любовь к народному искусству, научить ценить красоту и многообразие окружающего мира через ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства, способствовать освоению технологии выполнения разнообразных видов вышивки, развить дизайнерское мышление, сформировать инициативную, самостоятельную, разносторонне развитую личность, развить навыки коллективной творческой деятельности.
Занятия декоративно-прикладным искусством позволяют соединить предпрофильную подготовку с эстетическим воспитанием, сформировать культуру труда, так как изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда.
Содержание элективного курса предусматривает ознакомление учащихся с произведениями декоративно-прикладного искусства, историей возникновения и традициями такого вида ДЛИ как вышивка, технологией изготовления изделий в различных видах вышивки. Занятия построены по проектному методу обучения, что позволяет учащимся проявить свои художественно-творческие способности и создать свои авторские творческие работы.
Новизна и актуальность данного курса заключается в разнообразии представленных для знакомства учащимся видов вышивки. Овладев основами вышивки бисером, учащиеся смогут перейти к другому виду вышивки: подобрав цветовую гамму ниток мулине, выполнить вышивку миниатюры, а затем попробовать себя в изображении графического пейзажа.
Объем учебного материала, заложенный в программе, предполагает организацию самостоятельной работы учащихся в виде проектной деятельности. Проектные работы носят интегрирующий характер и способствуют закреплению знаний и умений по конкретной теме и практическому их применению. Курс обучения рассчитан на 34 часа, 2 часа в неделю и заканчивается защитой проектных работ.
По окончанию элективного курса работы учащихся участвуют в городских и районных конкурсах по декоративно-прикладному искусству, выставках творческих работ, фестивалях проектов.
Учебный план “Вышивка в Декоративно-прикладном искусстве”
№ n/n | Темы и разделы | Количество часов |
I | Введение. Выбор профессии | 4 |
II | Вышивка в Декоративно-прикладном
искусстве 1. История возникновения вышивки ДЛИ 2. Виды художественной вышивки. 3. Технология выполнения вышивки. 4. Гармония цвета и рисунка вышивки 5. Вышивка бисером 6. Вышитая миниатюра 7. Вышитая графика |
26 1 1 2 2 6 6 8 |
III | Основы проектирования. Защита проектов. | 4 |
Итого | 34 |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Разделы и темы | Всего кол-во часов |
Теор | Практ. |
I. | Введение. Выбор профессии | 4 | ||
1. ДПИ в современной культуре | 1 | |||
2. Профессии в области ДПИ. Востребованность профессий на современном рынке труда. | 1 | |||
3. Экскурсия в Лицей Петербургской моды. | 2 | |||
Вышивка в Декоративно-прикладном искусстве. | 26 | |||
1. История возникновения вышивки в ДПИ. | 1 | 1 | ||
2. Виды художественной вышивки. | 1 | 1 | ||
3. Технология выполнения вышивки. Необходимые инструменты и материалы. | 2 | 1 | ||
Практическая работа по выполнению вышивальных швов. | 1 | |||
4. Гармония цвета и рисунка вышивки | 2 | 2 | ||
5. Вышивка бисером. | 6 | |||
5.1. Техника вышивки бисером. | 1 | |||
5.2. Самостоятельная работа по освоению приемов вышивки бисером | 1 | |||
5.3. Практическая работа по изготовлению изделий в технике вышивки бисером. | 4 | |||
6. Вышитая миниатюра. | 6 | |||
6.1. Элементы дизайна при подборе рисунков, заготовок, материала. | 2 | |||
6.2. Практическая работа по изготовлению изделий в технике вышивки миниатюры. | 4 | |||
7. Вышитая графика. | 8 | |||
7.1. Технологические приемы, характерные для вышивания рисунка в технике графика. | 1 | |||
7.2.. Этапы выполнения вышитой графики, коррекция цвета, отдельных элементов графики, приемы окончательного оформления работы. | 1 | |||
7.3. Практическая работа по выполнению вышитой графики. | 6 | |||
III | Основы проектирования. Защита проектов. | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 34 | 14 | 20 |
Знания и умения
Учащиеся должны знать:
- Правила техники безопасности; Профессии в области ДПИ. Историю искусства вышивания.
- Возможности использования вышивки в оформлении интерьера и ее применение в народном и современном костюме.
- Виды художественной вышивки.
- Технологию выполнения вышивки бисером, вышитой миниатюры, вышитой графики.
- Разновидности швов и технику их выполнения Гармонию цвета.
- Приемы работы с бисером, разновидности бисера. Что такое дизайн.
- Правила перевода рисунка на основу, закрепления ткани в пяльцах. Что такое графика.
- Приемы коррекции цвета, отдельных элементов в выполнении вышитой графики. Требования к качеству выполняемой работы.
- Средства и способы поиска технических и технологических решений в проектной деятельности.
- Требования к разработке и оформлению проекта.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться инструментами: иголкой, ножницами, пяльцами.
- Правильно подобрать бисер, нитки мулине, материал, сочетание цветов в изделии Зарисовать образец, понравившееся изделие и перевести рисунок на ткань.
- Вышивать бисером, изготавливать вышитую миниатюру, вышитую графику, используя вышивальные швы.
- Различать виды вышивки по образцам.
- Произвести дизайнерскую проработку изделия.
- Разработать этапы проектной деятельности: подобрать инструменты и материалы, выполнить эскизы, чертежи; составить технологические карты.
Содержание программы
I. Введение. Выбор профессии
- Содержание и задачи курса. Декоративно-прикладное искусство в современной культуре.
- Профессии в области ДПИ. Востребованность профессий на современном рынке труда.
- Экскурсия в Лицей Петербургской моды.
II. Вышивка в Декоративно-прикладном искусстве.
История возникновения вышивки в ДПИ.
Декоративно-прикладное искусство, его
исторические корни. Роль
Декоративно-прикладного искусства в жизни
человека.. Многовековая история искусства
вышивания. Применение вышивки в народном и
современном костюме. Возможности использования
вышивки в оформлении интерьера.
Виды художественной вышивки.
Ручная вышивка: крестом, гладью, бисером,
стеклярусом, вприкреп; вышивка миниатюры,
графики, пейзажа.
Понятие о машинной вышивке. Краткие сведения из
истории машинной вышивки, возможности ее
применения в отделке современной одежды и
украшении интерьера.
Технология выполнения вышивки. Необходимые
инструменты и материалы.
Основные технологические приемы. Технология
выполнения стежков: гладкого, зернового,
“елочки” (крестообразного), стебельчатого,
петельного, тамбурного, французского узелка,
критского, пучков, рококо.
Инструменты, приспособления и материалы, применяемые при вышивании.. Правила работы с ножницами, пяльцами, иглами, булавками. Рабочее место вышивальщицы.
Практическая работа по приобретению навыков выполнения вышивальных швов.
Гармония цвета и рисунка вышивки.
Свет и цвет – основные понятия.
Хроматические и ахроматические цвета. Основные
цвета. Цвета теплые и холодные. Дополнительные
цвета. Цветовая гармония. Цветовой тон,
насыщенность и светлота
Вышивка бисером.
Виды бисера и способы его подбора. Техника
вышивки и многообразие приемов работы с бисером.
Самостоятельная работа по освоению приемов
вышивки бисером Зарисовка и разработка схем для
вышивания бисером. Практическая работа по
изготовлению изделий в технике вышивки бисером.
(“Бабочка”, “Знаки зодиака”, “Цветы” и т.д.).
Вышитая миниатюра.
Понятие о дизайне. Элементы дизайна при подборе
рисунков, заготовок, материала, переводе
рисунков на основу. Закрепление ткани в пяльцы.
Приемы вышивки.
Практическая работа по изготовлению изделий в
технике вышивки миниатюры. (“Герань”, “Сирень”,
“Малина” и т.д.) Подбор цветовой гаммы ниток.
Вышитая графика.
Что такое графика? Знакомство с основными видами
графических изображений: чертеж, эскиз,
технический рисунок, схема, диаграмма и т.д.
Краткая история развития графики.
Технологические приемы, характерные для
вышивания рисунка в технике графика. Этапы
выполнения вышивки графики, коррекция цвета,
отдельных элементов. Приемы окончательного
оформления работы.
Практическая работа по изготовлению картин в
технике вышитой графики (пейзажи, вышитые одним,
двумя цветами ниток).
III. Проектная деятельность. Защита проектов.
Выбор темы проекта. Средства и способы поиска технических и технологических решений. Разработка этапов работы над проектом. Выполнения эскизов, чертежей, изделий: составление технологических карт, подбор материалов и инструментов. Конструкторская и дизайнерская проработка изделий. Изготовление и оформление проекта. Защита проекта. Темы проектных работ:
- Картина, выполненная в технике вышивки бисером.
- Вышитая миниатюра: “Герань”, “Сирень”, “Малина” и т.д.
- Картина, выполненная в технике вышивки графики.
Список литературы
Основная литература:
- Технология. Учебник для 9 кл. под редакцией В.Д.Симоненко. М., “Вентана-Граф”, 2001.
- Иванова А.А. “Вышитый пейзаж” М., “Культура и традиции”, 2004
- Никол К. “Искусство вышивки: секреты мастерства”, М, “Контэнт @”, 2004
- Ньюхауз С. “Вышивка пейзажей” Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2003
- Климов Е.А., Чистякова С.Н. “Выбор профессии”. М. “Просвещение”, 1988.
- Романовская М.Б. “Метод проектов”. М., АКАДЕМИЯ АПК и ПРО,2004.
- Якимовская Л.В., Свиридова А.А., Шичанина B.C. “Уроки бисероплетения” Санкт-Петербург, Корона-принт, Велена, 1999
Дополнительная литература
- Рукоделие. Популярная энциклопедия. М., “Советская энциклопедия”, 1991
- Подборка журналов и буклетов по ручной вышивке: “Лена”, “Дуплет”, “Валентина”, “Чудесные мгновения”, М., 2000-2005
- Серия “Современная вышивка крестом”, Киев, “Юнивест принт”, 2005
- Серия “Вышивка крестом”, М., ООО “Мир книги”, издание на русском языке. 2003
Литература для учащихся
- Технология. Учебник для 9 кл. под редакцией В.Д.Симоненко. М., “Вентана-Граф”, 2001.
- Иванова А.А. “Вышитый пейзаж” М., “Культура и традиции”, 2004
- Калюга С.У., Чечель И.Д. “Основы производства. Выбор профессии” в 2-х частях. М., “Просвещение”, 1988.
- Никол К. “Искусство вышивки: секреты мастерства”, М., “Контэнт @”, 2004
- Степанов А.Н., Бендюков МА, Соломин И.Л. “Азбука профориентации”. С-Пб., АОЗТ “Литера плюс”, 1995.
- Якимовская Л.В., Свиридова А.А., Шичанина B.C. “Уроки бисероплетения” Санкт-Петербург, Корона-принт, Велена, 1999.