"С чего начинается Родина". 2–4-е классы

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

I. Актуальность разработки и внедрения предлагаемой программы

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – изучение истории родных мест, культурного и духовного наследия предков, личности самого ребенка, жизни его семьи, родной природы.

Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Изучая историю родного края, дети глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества.

Программа дает возможность проследить взаимосвязь событий на территории Колпашевского района, г. Колпашева с историей России.

Патриотическое воспитание является приоритетным воспитательной работе школы: в 2000 году открыт школьный музей “Страницы истории нашей”, в 2005 году разработана программа “Патриот”.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам.

Однако, начальное звено слабо охвачено данной работой. Данная программа “С чего начинается Родина?” позволит расширить границы гражданско-патриотического воспитания и позволит приобщить детей младшего школьного возраста к поисково- исследовательской работе, поможет понять особенности культурного и духовного наследия своих предков.

Очень важно с малых лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь необходимо раскрыть смысл Пришвинской фразы: “…Охранять природу – значит охранять Родину…”

Наша область была образована 13 августа 1944 года и является частицей нашей необъятной страны. Население области успешно трудится в различных сферах деятельности. Бескрайние лесные дали, реки и озера создают неповторимую прелесть природы области и нашего города. Свой посильный вклад в развитие области, в победе над фашизмом в годы Великой Отечественной войны внесли и наши земляки. Их имена помнят в родном городе. И данная программа способствует одной из важнейших задач – воспитание патриотизма у обучающихся с раннего школьного возраста.

Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности, в исследовательской работе.

Содержание программы выполняет следующие функции:

  • общеразвивающая – ориентирует на формирование культуры поведения, социальной адаптации; расширяет кругозор и удовлетворяет познавательный интерес обучающихся.
  • познавательная – углубляет и расширяет знания по истории города Колпашева и микрорайона Матьянга.
  • организационная – формирует и развивает навыки организации поисковой деятельности, научно-исследовательской работы.
  • научно-исследовательская – формирует навыки сбора информации, умения организовать разговор; развивает гражданскую и коммуникативную компетентности.

Программа рассчитана на три года и охватывает обучающихся 2–4-х классов.

II. Цель и задачи программы

Цель: знакомство с историей, культурным и духовным наследием предков, углубление знаний о природе родного края

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;
  • Формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
  • Развивать самостоятельность, ответственность;
  • Способствовать развитию у обучающихся навыков познавательной, творческой деятельности.
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

III. Особенности программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (2–4-й класс) Реализуется полностью за 3 года, один академический час в неделю.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • Историческое краеведение
  • Краеведение
  • Изобразительное искусство
  • Трудовое обучение
  • Чтение

Формы проведения занятий:

  1. Классный час.
  2. Интегрированный урок
  3. Инсценированное представление
  4. Экскурсия
  5. Комбинированный урок
  6. Краеведческая викторина
  7. Встречи со старожилами города и микрорайона Матьянга
  8. Встречи с ветеранами войны и труда
  9. Творческие работы детей

Ресурсы:

  • Городской краеведческий музей;
  • Школьный музей “Страницы истории нашей”;
  • ДЮЦ;
  • ДЭБЦ;
  • Совет ветеранов;
  • Живой рассказ очевидцев тех или иных событий;
  • Воскресенский приход.

Механизм реализации программы:

  1. Организация экскурсий в городской краеведческий музей, в школьный музей, в Детско-юношеский Центр, по городу, по микрорайону, на действующие предприятия Матьянги.
  2. Экскурсии по памятным местам города.
  3. Экскурсии в Воскресенскую церковь, школу.
  4. Посещение концертов фольклорных коллективов города.
  5. Проектно-исследовательские работы детей по определенным темам программы.
  6. Создание и оформление краеведческого уголка.
  7. Проведение тематических недель и праздников народного календаря.
  8. Создание коллективного проекта “Экология микрорайона Матьянги”.

IV. Содержание учебного материала

1. Учебно-тематический план и содержание занятий с обучающимися 1-го года обучения (2 класс).

Цель: знакомство с личностью самого ребенка, с семейными “корнями” и традициями.


п/п
Тема Содержание занятий (теория и практика) Форма проведения Кол-во
(ч.)
Отслеживание результатов
1. Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. Правила безопасного поведения на занятиях. Беседа. Игра. 1 Устные ответы. Игра.
2. Готовимся в поход. Правила безопасного поведения в походе. Правила безопасного поведения в походе. Беседа. Игра. 1 Устные ответы. Игра.
3. Туристический поход. Сбор природного материала. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Наблюдения в природе. Сбор природного материала. Подвижные игры на свежем воздухе. Наблюдения в природе. Сбор природного материала. Подвижные игры на свежем воздухе. 4 Устные ответы. Игра. Составление схемы или рисунка маршрута.
4. Моя семья. Семейные традиции. Практическая деятельность по созданию презентаций о семье. Творческий отчет. 4 Устные ответы. Презентация (5-8 слайдов) о своей семье. Творческий отчет.
5. Бабушки и дедушки. Родословная. Практическая деятельность по составлению родословной. Поисковая работа. Беседа. 4 Устные ответы. Схема родословной своей семьи.
6. Путешествие по семейному альбому. Праздник семьи. Семейный утренник. 2 Семейный утренник-игра.
7. Имя – судьба. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической и популярной литературой. 3 Составление презентации с описанием значения своего имени и имён родных. Влияние значения имени на судьбу человека.
8. Моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения. Урок в музеи школы. 4 Устные ответы. Тест.
9. Мой двор, моя улица. Что я люблю. Беседа.

Поисковая работа. Погрупповая работа по составлению плана.

Урок – отчёт. 3 Устные ответы. Творческий отчет.
10. Родились мы в городе Колпашево. Экскурсия по городу. Наблюдения. Беседа об увиденном, что запомнилось, что нового узнали. 2 Устные ответы.
11. Мой город. Экскурсия в краеведческий музей. Наблюдения. Обмен впечатлениями. 2 Устные ответы.
12. Из истории образования города. Музейные уроки. Уроки-презентации. 2 Конкурс рисунков.
13. Итоговое занятие.

Моя семья в истории моей школы, города.

Поисковая работа. Урок-презентация.

Итоговый урок.

3 Игра.
  Итого: 33 часа

2. Учебно-тематический план и содержание занятий с обучающимися 2-го года обучения (3 класс).

Цель: формирование и развитие интереса к истории, природе родного края; знакомство с творчеством земляков.

№п/п Тема Содержание занятий (теория и практика) Форма проведения Кол-во час.

Отслеживание результатов

1. Понятие “географическое краеведение”. Техника безопасности на занятиях. Правила безопасного поведения на занятиях. Беседа. Игра. 1 Устные ответы.
2. Географическое и административное положение Томской области и Колпашевского района. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Устные ответы. 3 Устные ответы.
3. Население Колпашевского района. Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. 4 Устные ответы. Рисунки. Рассказ-экскурсия.
4. Что такое “этнография”? Беседа. Сообщения, подготовленные детьми. 1 Письменный круглый стол.
5. Легенды и сказки. Местные мифологические сказания. Жигаловский курган. Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. Поисково – исследовательская деятельность. 9 Выступления на научно-практической конференции.
6. Русские и селькупские поселения. История их развития. Основание Матьянги. Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. 5
7. С днём рождения, любимый город! Игра-викторина. Работа, в группах, в парах. 2 Устные ответы. Игра-викторина.
Творческий отчет.
8. Поход “Зимние забавы”. Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе. Зимний тур. Поход. 3 Обмен впечатлениями.
9. Удивительная природа моего родного края.

Растительный и мир.

Экскурсия в краеведческий музей. Беседа. Индивидуальные сообщения. Чтение художественной литературы, беседа по прочитанному. Рисунок. Обзор периодической печати по теме. Встречи с интересными людьми. 2 Устные ответы. Игра. Рисунок.
Тест.

Урок-викторина.

10. Животный мир родного края.   2
11. Творчество моих земляков. Библиотечный урок в городской детской библиотеке. 2
12. Итоговое занятие.

Что я нового узнал о своем родном крае?

Презентации по впечатлениям.

Индивидуальная, групповая работа, в парах.

Свободный выбор представлений, отчетов 1 Урок-отчет.
Итого: 35 часов.

3. Учебно-тематический план и содержание занятий с обучающимися 3-го года обучения (4 класс).

Цель: расширение и расширение знаний об истории своей малой Родины.


п/п
Тема Содержание занятий (теория и практика) Форма проведения Кол-во час.

Отслеживание результатов

1. Вводное занятие. Что я уже знаю о своей малой Родине?

Где я побывал летом и что нового узнал?

Беседа. Подготовленные выступления. Свободный выбор представлений, отчетов, презентаций. Комбинированные уроки. 3 Компьютерные и устные презентации.
2. Микрорайон Матьянга – моя малая родина. Беседа. Подготовленные выступления.

Рисунки.

Библиотечный урок. Интегрированные уроки. 3 Урок-викторина.
3. Население Матьянги. Обычаи и ремёсла. Анкета-опрос.

Встречи со старожилами микрорайона.

Встречи с интересными людьми.

Творческие представления детей и их родителей.

10 Представление работ на научно-практическую конференцию. Пополнение экспозиций школьного музея.
4. Первые улицы и предприятия Матьянги. Анкета-опрос.

Встречи со старожилами микрорайона.

Встречи с ветеранами войны и труда.

Встречи с интересными людьми.

Творческие представления детей и их родителей.

6
5. Достопримечательности Матьянги. Творческие работы. 3 Игра-тест.
6. Научные и культурные центры Матьянги. НГСС

Известные люди, Почетные жители Матьянги.

Экскурсии в школьный музей, НГСС Встречи с интересными людьми. 3 Урок-викторина.
7. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война в истории моего города, моей семьи.

Экскурсия в краеведческий музей. Встречи с интересными людьми. 2 Инсценированное представление для обучающихся начальной школы.
8. Итоговые занятия.

“С чего начинается Родина”.

Презентации по впечатлениям.

Индивидуальная, групповая работа, в парах.

Уроки – встречи, презентации, выступления перед обучающимися и педагогами школы. 4 Выставка творческих работ, рисунков, альбомов, презентаций.

Итого: 34 часа.

V. Прогнозируемые результаты

Знать: Уметь:
Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ. Составлять родословную.
Знать символику своей школы. Составлять устный рассказ о своей школе.
Названия улиц, культурных центров, памятных мест, действующих предприятий города, микрорайона Матьянга. Составлять план-схему своего двора.
Названия полезных ископаемых, добываемых в Томской области, их использование и свойства; названия растений и животных родных мест. Отличать полезные ископаемые, растения и животных района по внешнему виду и описанию.
Символику Колпашевского района, названия городов, рек и др. объектов; символику родного города. Находить на карте России границы Томской области, находить на карте Томской области Колпашевский район, родной город, реку Обь
Национальный состав Колпашевского района, легенды, обычаи предков, игры, праздники и народное творчество . Пересказать легенды; провести игру.
Государственные награды нашей Родины, жителей микрорайона, награждённых этими наградами. Проводить поисковую работу.
Составлять анкету-опрос.

Список литературы для учителей:

  1. “Земля Колпашевская”, Томск, 1999.
  2. “Школьные годы чудесные”, составитель Былин В. А., Вахрушева Т. Е., Томск-Колпашево, 2008.
  3. “Нарымский край – моё Отечество”, материалы зональной научно-практической конференции, Томск, Изд-во НТЛ, 1998.
  4. Юрков П. М. “Родной край. Краеведческое пособие по природоведению для начальной школы”, Новосибирск,1992.
  5. Фришман И. И. “Методика работы педагога дополнительного образования”, Москва, 2001.
  6. Васильевская Л. И. “Школьное краеведение: опыт и проблемы”, Омск, 1999.
  7. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. Приложение к журналу “Внешкольник”, Москва, 2001.
  8. “Природа Томской области и её охрана”, Изд-во ТГУ, 1990.

Список литературы для обучающихся:

  1. “Земля Колпашевская”, Томск, 1999.
  2. “Школьные годы чудесные”, составитель Былин В. А., Вахрушева Т. Е., Томск-Колпашево, 2008.

Приложение 1