Пояснительная записка
I. Актуальность разработки и внедрения предлагаемой программы
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – изучение истории родных мест, культурного и духовного наследия предков, личности самого ребенка, жизни его семьи, родной природы.
Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Изучая историю родного края, дети глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества.
Программа дает возможность проследить взаимосвязь событий на территории Колпашевского района, г. Колпашева с историей России.
Патриотическое воспитание является приоритетным воспитательной работе школы: в 2000 году открыт школьный музей “Страницы истории нашей”, в 2005 году разработана программа “Патриот”.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам.
Однако, начальное звено слабо охвачено данной работой. Данная программа “С чего начинается Родина?” позволит расширить границы гражданско-патриотического воспитания и позволит приобщить детей младшего школьного возраста к поисково- исследовательской работе, поможет понять особенности культурного и духовного наследия своих предков.
Очень важно с малых лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь необходимо раскрыть смысл Пришвинской фразы: “…Охранять природу – значит охранять Родину…”
Наша область была образована 13 августа 1944 года и является частицей нашей необъятной страны. Население области успешно трудится в различных сферах деятельности. Бескрайние лесные дали, реки и озера создают неповторимую прелесть природы области и нашего города. Свой посильный вклад в развитие области, в победе над фашизмом в годы Великой Отечественной войны внесли и наши земляки. Их имена помнят в родном городе. И данная программа способствует одной из важнейших задач – воспитание патриотизма у обучающихся с раннего школьного возраста.
Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности, в исследовательской работе.
Содержание программы выполняет следующие функции:
- общеразвивающая – ориентирует на формирование культуры поведения, социальной адаптации; расширяет кругозор и удовлетворяет познавательный интерес обучающихся.
- познавательная – углубляет и расширяет знания по истории города Колпашева и микрорайона Матьянга.
- организационная – формирует и развивает навыки организации поисковой деятельности, научно-исследовательской работы.
- научно-исследовательская – формирует навыки сбора информации, умения организовать разговор; развивает гражданскую и коммуникативную компетентности.
Программа рассчитана на три года и охватывает обучающихся 2–4-х классов.
II. Цель и задачи программы
Цель: знакомство с историей, культурным и духовным наследием предков, углубление знаний о природе родного края
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;
- Формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
- Развивать самостоятельность, ответственность;
- Способствовать развитию у обучающихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
III. Особенности программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (2–4-й класс) Реализуется полностью за 3 года, один академический час в неделю.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- Историческое краеведение
- Краеведение
- Изобразительное искусство
- Трудовое обучение
- Чтение
Формы проведения занятий:
- Классный час.
- Интегрированный урок
- Инсценированное представление
- Экскурсия
- Комбинированный урок
- Краеведческая викторина
- Встречи со старожилами города и микрорайона Матьянга
- Встречи с ветеранами войны и труда
- Творческие работы детей
Ресурсы:
- Городской краеведческий музей;
- Школьный музей “Страницы истории нашей”;
- ДЮЦ;
- ДЭБЦ;
- Совет ветеранов;
- Живой рассказ очевидцев тех или иных событий;
- Воскресенский приход.
Механизм реализации программы:
- Организация экскурсий в городской краеведческий музей, в школьный музей, в Детско-юношеский Центр, по городу, по микрорайону, на действующие предприятия Матьянги.
- Экскурсии по памятным местам города.
- Экскурсии в Воскресенскую церковь, школу.
- Посещение концертов фольклорных коллективов города.
- Проектно-исследовательские работы детей по определенным темам программы.
- Создание и оформление краеведческого уголка.
- Проведение тематических недель и праздников народного календаря.
- Создание коллективного проекта “Экология микрорайона Матьянги”.
IV. Содержание учебного материала
1. Учебно-тематический план и содержание занятий с обучающимися 1-го года обучения (2 класс).
Цель: знакомство с личностью самого ребенка, с семейными “корнями” и традициями.
№ п/п |
Тема | Содержание занятий (теория и практика) | Форма проведения | Кол-во (ч.) |
Отслеживание результатов |
1. | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Правила безопасного поведения на занятиях. | Беседа. Игра. | 1 | Устные ответы. Игра. |
2. | Готовимся в поход. Правила безопасного поведения в походе. | Правила безопасного поведения в походе. | Беседа. Игра. | 1 | Устные ответы. Игра. |
3. | Туристический поход. Сбор природного материала. Наблюдения за осенними изменениями в природе. | Наблюдения в природе. Сбор природного материала. Подвижные игры на свежем воздухе. | Наблюдения в природе. Сбор природного материала. Подвижные игры на свежем воздухе. | 4 | Устные ответы. Игра. Составление схемы или рисунка маршрута. |
4. | Моя семья. Семейные традиции. | Практическая деятельность по созданию презентаций о семье. | Творческий отчет. | 4 | Устные ответы. Презентация (5-8 слайдов) о своей семье. Творческий отчет. |
5. | Бабушки и дедушки. Родословная. | Практическая деятельность по составлению родословной. | Поисковая работа. Беседа. | 4 | Устные ответы. Схема родословной своей семьи. |
6. | Путешествие по семейному альбому. | Праздник семьи. | Семейный утренник. | 2 | Семейный утренник-игра. |
7. | Имя – судьба. | Индивидуальная поисковая деятельность. | Работа с энциклопедической и популярной литературой. | 3 | Составление презентации с описанием значения своего имени и имён родных. Влияние значения имени на судьбу человека. |
8. | Моя школа – мой дом. | Беседа о школе, история школы, символика. | Правила поведения, бережного отношения. Урок в музеи школы. | 4 | Устные ответы. Тест. |
9. | Мой двор, моя улица. Что я люблю. | Беседа. Поисковая работа. Погрупповая работа по составлению плана. |
Урок – отчёт. | 3 | Устные ответы. Творческий отчет. |
10. | Родились мы в городе Колпашево. | Экскурсия по городу. | Наблюдения. Беседа об увиденном, что запомнилось, что нового узнали. | 2 | Устные ответы. |
11. | Мой город. | Экскурсия в краеведческий музей. | Наблюдения. Обмен впечатлениями. | 2 | Устные ответы. |
12. | Из истории образования города. | Музейные уроки. | Уроки-презентации. | 2 | Конкурс рисунков. |
13. | Итоговое занятие. Моя семья в истории моей школы, города. |
Поисковая работа. | Урок-презентация. Итоговый урок. |
3 | Игра. |
Итого: 33 часа |
2. Учебно-тематический план и содержание занятий с обучающимися 2-го года обучения (3 класс).
Цель: формирование и развитие интереса к истории, природе родного края; знакомство с творчеством земляков.
№п/п | Тема | Содержание занятий (теория и практика) | Форма проведения | Кол-во час. | Отслеживание результатов |
1. | Понятие “географическое краеведение”. Техника безопасности на занятиях. | Правила безопасного поведения на занятиях. | Беседа. Игра. | 1 | Устные ответы. |
2. | Географическое и административное положение Томской области и Колпашевского района. | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. | Устные ответы. | 3 | Устные ответы. |
3. | Население Колпашевского района. | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. | Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. | 4 | Устные ответы. Рисунки. Рассказ-экскурсия. |
4. | Что такое “этнография”? | Беседа. | Сообщения, подготовленные детьми. | 1 | Письменный круглый стол. |
5. | Легенды и сказки. Местные мифологические сказания. Жигаловский курган. | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. | Поисково – исследовательская деятельность. | 9 | Выступления на научно-практической конференции. |
6. | Русские и селькупские поселения. История их развития. Основание Матьянги. | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. | Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. | 5 | |
7. | С днём рождения, любимый город! | Игра-викторина. | Работа, в группах, в парах. | 2 | Устные ответы. Игра-викторина. Творческий отчет. |
8. | Поход “Зимние забавы”. | Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе. | Зимний тур. Поход. | 3 | Обмен впечатлениями. |
9. | Удивительная природа моего родного
края. Растительный и мир. |
Экскурсия в краеведческий музей. Беседа. Индивидуальные сообщения. Чтение художественной литературы, беседа по прочитанному. Рисунок. Обзор периодической печати по теме. | Встречи с интересными людьми. | 2 | Устные ответы. Игра. Рисунок. Тест. Урок-викторина. |
10. | Животный мир родного края. | 2 | |||
11. | Творчество моих земляков. | Библиотечный урок в городской детской библиотеке. | 2 | ||
12. | Итоговое занятие. Что я нового узнал о своем родном крае? |
Презентации по впечатлениям. Индивидуальная, групповая работа, в парах. |
Свободный выбор представлений, отчетов | 1 | Урок-отчет. |
Итого: 35 часов. |
3. Учебно-тематический план и содержание занятий с обучающимися 3-го года обучения (4 класс).
Цель: расширение и расширение знаний об истории своей малой Родины.
№ п/п |
Тема | Содержание занятий (теория и практика) | Форма проведения | Кол-во час. | Отслеживание результатов |
1. | Вводное занятие. Что я уже знаю о своей
малой Родине? Где я побывал летом и что нового узнал? |
Беседа. Подготовленные выступления. | Свободный выбор представлений, отчетов, презентаций. Комбинированные уроки. | 3 | Компьютерные и устные презентации. |
2. | Микрорайон Матьянга – моя малая родина. | Беседа. Подготовленные выступления. Рисунки. |
Библиотечный урок. Интегрированные уроки. | 3 | Урок-викторина. |
3. | Население Матьянги. Обычаи и ремёсла. | Анкета-опрос. Встречи со старожилами микрорайона. |
Встречи с интересными людьми. Творческие представления детей и их родителей. |
10 | Представление работ на научно-практическую конференцию. Пополнение экспозиций школьного музея. |
4. | Первые улицы и предприятия Матьянги. | Анкета-опрос. Встречи со старожилами микрорайона. Встречи с ветеранами войны и труда. |
Встречи с интересными людьми. Творческие представления детей и их родителей. |
6 | |
5. | Достопримечательности Матьянги. | Творческие работы. | 3 | Игра-тест. | |
6. | Научные и культурные центры Матьянги.
НГСС Известные люди, Почетные жители Матьянги. |
Экскурсии в школьный музей, НГСС | Встречи с интересными людьми. | 3 | Урок-викторина. |
7. | Наши земляки в годы Великой
Отечественной войны. Великая Отечественная война в истории моего города, моей семьи. |
Экскурсия в краеведческий музей. | Встречи с интересными людьми. | 2 | Инсценированное представление для обучающихся начальной школы. |
8. | Итоговые занятия. “С чего начинается Родина”. |
Презентации по впечатлениям. Индивидуальная, групповая работа, в парах. |
Уроки – встречи, презентации, выступления перед обучающимися и педагогами школы. | 4 | Выставка творческих работ, рисунков, альбомов, презентаций. |
|
V. Прогнозируемые результаты
Знать: | Уметь: |
Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ. | Составлять родословную. |
Знать символику своей школы. | Составлять устный рассказ о своей школе. |
Названия улиц, культурных центров, памятных мест, действующих предприятий города, микрорайона Матьянга. | Составлять план-схему своего двора. |
Названия полезных ископаемых, добываемых в Томской области, их использование и свойства; названия растений и животных родных мест. | Отличать полезные ископаемые, растения и животных района по внешнему виду и описанию. |
Символику Колпашевского района, названия городов, рек и др. объектов; символику родного города. | Находить на карте России границы Томской области, находить на карте Томской области Колпашевский район, родной город, реку Обь |
Национальный состав Колпашевского района, легенды, обычаи предков, игры, праздники и народное творчество . | Пересказать легенды; провести игру. |
Государственные награды нашей Родины, жителей микрорайона, награждённых этими наградами. | Проводить поисковую работу. Составлять анкету-опрос. |
Список литературы для учителей:
- “Земля Колпашевская”, Томск, 1999.
- “Школьные годы чудесные”, составитель Былин В. А., Вахрушева Т. Е., Томск-Колпашево, 2008.
- “Нарымский край – моё Отечество”, материалы зональной научно-практической конференции, Томск, Изд-во НТЛ, 1998.
- Юрков П. М. “Родной край. Краеведческое пособие по природоведению для начальной школы”, Новосибирск,1992.
- Фришман И. И. “Методика работы педагога дополнительного образования”, Москва, 2001.
- Васильевская Л. И. “Школьное краеведение: опыт и проблемы”, Омск, 1999.
- Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. Приложение к журналу “Внешкольник”, Москва, 2001.
- “Природа Томской области и её охрана”, Изд-во ТГУ, 1990.
Список литературы для обучающихся:
- “Земля Колпашевская”, Томск, 1999.
- “Школьные годы чудесные”, составитель Былин В. А., Вахрушева Т. Е., Томск-Колпашево, 2008.