Цель:
- Закрепление умения решать задачи в два действия, отрабатывать приёмы сложения и вычитания, основанные на нумерации чисел второго десятка. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать.
- Способствовать привитию любви к природе, бережному отношению к живому миру.
Предмет: Математика.
Класс: 1 класс.
Место занятия в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану, по учебнику Моро М.И., Бантова М.А. “Математика”, 2 часть.
Тема урока по учебно-тематическому плану: Решение задач в два действия.
Номер урока: 108
Форма урока: Интегрированный урок.
Этапы урока с временной раскладкой:
- Сообщение темы и целей занятия. – 1 мин.
- Работа с числами – 2 мин
- Игра “Молчанка” – 2 мин.
- Воспроизведение числового ряда – 2 мин.
- Работа по учебнику – 4 мин.
- Индивидуальная работа – 4 мин.
- Работа над задачами – 7 мин.
- Физическая пауза – 2 мин.
- Познавательный материал и составление задачи – 7 мин.
- Работа по учебнику – 3 мин.
- Итог – 1 мин.
Оборудование: Изображение морских рыб (камбала, рыба-пила, молот, акула, рыба-прыгун), речных рыб (карп, сазан, форель, судак, язь, окунь), карточки с примерами, распечатки текстов для чтения., компьютер, интерактивная доска, рыбки вырезанные из бумаги.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня необыкновенный урок математики. Урок-путешествие. (1 слайд, Приложение 1)
II. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня мы отправляемся в Плавниковую страну. (2 слайд) Что это за страна? Кто догадался?
– Верно – это подводное царство. (3 слайд)
– О ком будем говорить? (О рыбах).
– Путешествовать могут только самые внимательные, самые активные. Знающие ученики. Кто из вас таков? В ходе путешествия мы должны повторить и закрепить умение решать задачи в два действия, решать примеры на сложение и вычитание.
– Вы узнаете и откроете для себя много нового, интересного.
– Давайте наденем акваланги и отправимся в подводное царство. (4 слайд)
III. Устный счет
1) – Запишите цифру 2. Что может обозначать это число в связи с темой нашего урока? (У рыбы 2 глаза ,2пары жабр, часто рыбки плавают парами.)
– Охарактеризуйте это число. (Чётное, однозначное, соседи – 1 и 3.)
– Запишите рядом цифру 0.Что знаем об этом числе?
– Запишите рядом ещё три нуля.
– Кто может прочитать это число?
– Что обозначает это число? (Это число обозначает, что на Земле живёт более 20000 видов рыб.) (5 слайд)
2) – Кто такие рыбы? (ответы детей)
Игра “Молчанка” (Состав числа 10) (Ученики показывают карточки-вееры с числами) (6 слайд)
Рыба-карась
Игра началась.
– Это животные, которые живут в воде, имеют плавники, дышат жабрами. (7 слайд)
3) Выполнив следующие задание, мы узнаем, какие бывают рыбы. Хотите знать? Тогда будьте внимательны.
Назовите пропущенные числа в ряду.
– Что ж, знайте, рыбы – удивительные создания. Представьте себе: одни рыбы могут жить только в пресной воде, другие – только в солённой, одни могут жить только в холодной воде, а другие выдерживают тёплую и даже горячую воду. Известны даже летающие и ползающие рыбы. Все виды, несмотря на разнообразие размеров, окраски, форм, имеют общую черту: они дышат жабрами.
4) Работа с учебником с.57 №4
Выполнив это задание, мы с вами узнаем, какие из этих рыб пресноводные, а какие – морские. (Два ученика решают и записывают примеры в два столбика, первый записывает примеры в ответе которых – однозначные числа, второй – двузначные, примеры записаны не карточках с изображениями рыб).
форель
сазан
карп
речныерыба-пила
камбала
акула
морские
5) Индивидуальная работа.
– Реши примеры, по ответу найди букву, которая дана в таблице и расшифруй слово.
10 – 9
9 – 7
0 + 3
8 – 4
1 + 419 + 1
18 – 2
15 – 5
Н К О У Ь
4 2 1 3 5З Я Ь
16 20 10
Числа расположить в порядке
возрастания | убывания |
Дети читают распечатки текста “Окунь”. – Что
нового узнали об этой рыбе?
Текст “Язь” прочитать дома.
IV. Работа по теме
1). Коллективная работа
“Рыбацкие истории”
– Три рыбака поймали 20 рыб. При дневном свете выяснилось, что 8 из них вовсе не рыбы, а лягушки, а 2 – на самом деле раки. Сколько настоящих рыб поймали рыбаки?
– Два рыбака поехали на рыбалку в море. Первый рыбак ловил на удочку и поймал 6 рыб. Второй охотился с подводным ружьём и подстрелил на 4 рыбы больше. Сколько всего рыб поймали рыбаки? (8 слайд)
Подробный разбор и запись решения задачи.
Физкультминутка
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся – разожмутся,
То зароются в песке. (9 слайд, см. видеофильм Приложение 2.)
2) Познавательный материал.
– Как вы думаете, как образуются названия рыб? Почему рыбу-пилу (молот) так назвали? (10 слайд) Есть ли рыба – прыгун?
Да. Рыбки живут в жарких странах. Длина их туловища от 10 до 25 см. Когда рыбка охотится, она лежит на солнечном мелководье. Голова и плавники находятся над водой, а хвост в воде.10 слайд
Рыбки подпрыгивают вверх до 30 см для того, чтобы поймать муху. Чтобы в жару жабры у них не пересохли, во рту за щёками у рыбок есть постоянный запас воды.
Задача. На соревнованиях по прыжкам одна рыбка – прыгун прыгнула в высоту на 30 см, а другая – на 10 см ниже. На сколько сантиметров выше прыгнула первая рыбка, чем вторая?
3) Работа по учебнику (с. 57. №3).
– Расскажите, как называется занятие по ловле рыб. (11 слайд)
– Мы с вами сейчас тоже отправимся на рыбалку, но – математическую.
Задание. Вставить пропущенные числа. (За правильный ответ дети получают рыбку).
– Покажите, каких рыб вы наловили?
– Как называется суп из рыбы?
– Может ли после речной рыбалки в ухе вариться рыба – камбала (…)? (Нет, это морская рыба.)
V. Итог урока
– Решение каких задач повторяли на уроке?
– Почему у нашего урока была тема “Плавниковая страна?” (Потому что у нас был урок-путешествие по подводному царству и основное отличие рыб от других животных – это наличие плавников.)