Цели урока:
- познакомить учащихся с природными материалами, из которых изготовляют различные предметы;
- обратить внимание школьников на огромное разнообразие предметов и вещей, необходимых людям каждый день;
- вызвать интерес к проблеме «из чего что сделано?»;
- создать представления об изготовлении полезных и необходимых предметов из глины, металла, древесины, известняка и пр.;
- обогащение и усложнение словарного запаса за счет введение новых терминов и понятий, развитие умений анализировать, сравнивать, ставить проблемы и их разрешать, развитие двигательной сферы моторики мелких мышц кистей, развитие эмоциональной сферы (умение удивляться, восхищаться и т.д.)
- формирование уважительного отношения к разным видам труда людей;
- формирование бережного отношения к природным ресурсам;
- формирование системы нравственных отношений: товарищество, трудолюбие, работа в команде, сотрудничество.
Технология: педагогическая мастерская.
Оборудование: различные предметы из металла, дерева, шерсти, глины; иллюстрации; образцы железной руды, сухой и влажной глины, куски древесины; мультимедийная презентация к уроку «Разнообразие предметов и вещей. Из чего что сделано?», корзиночка с пуговицами, папки с заданиями, маршрутный лист группы.
Алгоритм урока:
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Дети рассаживаются на свои места.
Индукция.
– Посмотрите на экран (на экране под музыку
появляются множество различных предметов и
вещей). Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
– Сегодня прежде чем мы начнем работать, нам
необходимо объединиться в группы.
– Подойдите к столу и возьмите из корзиночки
любую понравившуюся пуговицу.
– Разделитесь на группы по 6 человек. По какому
признаку вы объединились?
– Посовещайтесь и решите, как вы назовете
свою группу. Почему?
Работа в группах. Проверка домашнего задания.
– Но прежде чем мы пойдем дальше проверим
домашнее задание.
– Возьмите папку с заданиями.
Задание 1 (коллективно)
Выбрать из списка слов отрасли экономики, заполнить кластер и наклеить на лист:
Афиширование.
– Что у вас получилось?
Задание 2 (работа в парах)
Обсудите, впишите пример и наклейте на лист. Выйти к доске и вписать в таблицу свои примеры:
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ |
Самоинструкция
– Посмотрите на получившуюся таблицу. Как
много разнообразных предметов выпускает
промышленность. Одинаковые ли эти предметы? Чем
они отличаются друг от друга?
– Среди перечисленных вами отличий прозвучало
одно, о котором мы и будем говорить.
– Тема нашего урока: Из чего что сделано?
Работа с материалами
– Назовите предметы, которые вы видите на доске.
ВАРЕЖКИ, ШАРФ, ЧАШКА, КУВШИН, ТЕТРАДЬ, КНИГА, ЛОЖКА, ВИЛКА
– Посовещайтесь и распределите их на группы в зависимости от того, из какого материала они сделаны.
(Выделяется 4 группы материала: шерсть, глина, металл, дерево)
– Почему вы распределили их таким образом?
– Как эти предметы сделали?
– Сегодня нам предстоит прийти путь от начала
до конца и получить ответ на этот вопрос. – Если
будет нужна моя помощь, поднимите руку, и я
подойду.
Деконструкция
Задание 3.
Прочитайте текст и восстановите последовательность изготовления предмета. Наклейте на лист получившуюся последовательность. (Тексты подготавливает учитель)
- Первая группа. Как появился глиняный кувшин.
- Вторая группа. Откуда к нам тетрадь пришла.
- Третья группа. Из чего делают ложки и вилки.
- Четвертая группа. Как делают шерстяные вещи.
(Дети читают индивидуально текст, с помощью опорных слов составляют последовательность изготовления изделия и наклеивают на лист)
Афиширование
– Какая из групп готова рассказать о своей работе?
- Рассказ от группы
- Вопросы других групп
- Мнение членов группы
Разрыв
Задание 4. Написание эссе. Напишите, из чего получается:
- Первая группа. Глиняный кувшин …
- Вторая группа. Тетрадь …
- Третья группа. Ложки и вилки …
- Четвертая группа. Шерстяные вещи …
Рефлексия
– Вспомните, с чего начался сегодня
наш урок? (Брали пуговицу и объединялись в
группы)
– Из какого материала сделаны ваши пуговицы? Как
их получили?
– Мне хочется узнать ваше мнение, понравился ли
вам урок, комфортно ли вам было на уроке, как вы
работали на уроке. Посмотрите, у меня на столе
стоят 3 красивые коробочки.
– Положите свою пуговицы: если все понравилось –
положи пуговицу в первую коробочку; понравилось,
но не очень – во вторую коробочку; не понравилось
– в третью.
– Почему вы кладете пуговицу именно в данную
коробочку?
e-mail: luda_moon@rambler.ru