Цель: Уточнить представления детей о видах транспорта об особенностях путешествия по железной дороге; развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве, воображение, фонематический слух, умение рифмовать слова.
Оборудование: Шесть карточек с буквами С,Т,Р,Е,Л,А; рисунок гор, выложенных из деталей танграма, таблица с изображением причудливых фигур, рисунок электровоза; у детей- тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши, танграм.
Учитель: Ребята, какие транспортные средства вы знаете?
(Ответы детей). Подумайте, почему (по какому принципу) эти транспортные средства разделены на четыре группы:
А) лодка | Б) тепловоз | В) самолет | Г) автомобиль |
теплоход | паровоз | вертолет | троллейбус |
катер | электровоз | воздушный шар | автобус |
Ответ: а) водный транспорт; б) железнодорожный; в) воздушный; г) наземный (городской, дорожный).
Учитель: А еще существует подземный вид транспорта. Что это? (Метро)
Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в Снежный городок. Этот городок славится тем, что в нем очень много снега, чистейший воздух и масса всевозможных развлечений. Попасть в него можно только по приглашению, и мы его получили! От кого? Догадайтесь! Кто накануне новогодних праздников мог сделать такой подарок? Сам Дед Мороз!
Для поездки выберем самый экологически чистый железнодорожный вид транспорта, тот, что работает не на угле и воде, как паровоз, не на нефтепродуктах, как тепловоз, а не электричестве. От него нет дыма, а значит, он не загрязняет воздух. Это электровоз, или подругому, электропоезд, или, еще проще, злектричка.
Вагоны электропоезда еще не сцеплены между собой. Дело в том, что на каждом вагоне написана буква от названия поезда, но вагоны переставлены местами, и рабочие железной дороги не могут вспомнить, в каком порядке должны идти вагоны, чтобы название электропоезда читалось правильно. Поможем им!
Е Л С А Т Р
Ответ: С Т Р Е Л А .
Учитель. Вагоны прицепляются к локомотиву, то есть к самому электровозу. Он-то и будет тащить их соей электрической силой. На локомотиве есть рисунок. Давайте повторим этот рисунок у себя на клетчатой бумаге.
- Поставьте точку в уголке. Проведите линию:
- На шесть клеток вправо,
- На две клетки вверх,
- На одну клетку вправо,
- На три клетки вниз наискосок слева направо,
- На три клетки вниз наискосок справа налево,
- На одну клетку влево,
- На две клетки вверх,
- На шесть клеток влево
- На две клетки вверх.
Раскрасьте получившуюся стрелу оригинальным способом. (Самостоятельная работа.) Подумайте, почему поезд так называется. (Мчится быстро, как стрела.)
На доску помещается рисунок электровоза.
Занимаем места в вагонах. Посмотрите за окно. Видите плакат? Что на нем написано? Непонятно! Кажется, плакат кто- то по ошибке повесил "кверху ногами". Попробуем прочитать.
(Запись на доске)
Счастливого пути !
Учитель: Семафор показывает зеленый свет- путь открыт.
Гудок. Отправляемся. На шпалах соседнего пути рассыпана поговорка. Давайте ее прочтем, пользуясь кодом. (Запись на доске)
И Е А У Т Д Ш Ь Б Л
Коллективная работа. Дети называют букву, учитель записывает на доске.
Ответ; ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ.
Прочитывается поговорка, объясняется её смысл.
Учитель: Поезд продолжает свое движение. Любуемся видом из окна. (Учитель просит детей закрыть глаза и в течение одной минуты представить себе проплывающие за окном картины.) Кто что увидел за окном поезда? Расскажите.
(Отклик детей.)
Здорово путешествовать с друзьями, правда? Давайте займемся сочинением "стишат".
- Шо-шо-шо, ехать очень: (хорошо).
- Ас-ас-ас. Настроение просто:(класс).
- Ла-ла-ла, мчится поезд, как :(стрела).
- Та- та-та, за окошком:(красота).
- Ыр-ыр-ыр, я отличный:(пассажир)!
Учитель: Что это впереди? Тоннель! Это значит, что наш электропоезд будет ехать через отверстие,прорубленное в скале
В тоннеле темно, и за окном вы ничего не увидите. Это будет длиться надолго, и я надеюсь,что за это время успею прочитать вам отрывок из произведения А.П.Гайдара "Чук и Гек".
Чук и Гек - так зовут двух мальчиков. Они едут на поезде к папе. Послушайте очень внимательно отрывок, чтобы потом ответить на мои вопросы.
":Пока Чук знакомился с пассажирами, Гек за это время увидел через окно немало.
Вот лесной домик. В огромных валенках, в одной рубашке и с кошкой в руках выскочил на крыльцо мальчишка. Трах! - кошка кувырком полетела в пушистый сугроб и неловко караб- каясь, запрыгала по рыхлому снегу. Интересно, за что он ее бросил? Вероятно, что - нибудь со стола стянула.
Но уже нет ни домика, ни мальчишки, ни кошки - стоит в поле завод. Поле белое, трубы красные. Дым черный, а свет желтый. Интересно, что на этом заводе делают?...
Потом пошел танцевать лес. Деревья, что были поближе, прыгали быстро, а дальние двигались медленно, как будто их тихо кружила славная снежная река:
Встречались на пути станции большие, светлые, на которых шипело и пыхтело сразу по сто паровозов, встречались станции и совсем крохотные:
Проносились навстречу поезда, груженные рудой, углем и громадными, толщиной и полвагона, бревнами.
Нагнали они эшелон с быками и коровами. Паровозишко у этого эшелона был невзрачный, и гудок у него тонкий, писклявый, а тут как один бык рявкнул, му-у!...Даже машинист обернулся и, наверное, подумал, что это его большой паровоз нагоняет".
ВОПРОСЫ:
- На чем путешествовали мальчики? (На паровозе. Учитель обращает внимание детей, что в те времена еще не было ни тепловозов, ни электровозов.)
- Перечислите все картины, которые увидел Гек за окном поезда. (Домик, завод, лес, станции, поезда, эшелон с быками и коровами.)
Учитель. Тоннель закончился. Снова стало светло. А за окном - горы! Давайте из деталей танграма тоже выложим горы Рисунки гор. Самостоятельная работа. Проверка.
А вот и река! Она скована льдом, и по льду на коньках катаются дети. Посмотрите, какие причудливые фигуры они вычерчивают лезвиями коньков (Показать таблицу) На что это похоже? (Ответы детей.)
А вот начинается лес. Какие деревья в нем растут? Послушайте внимательно, я буду называть их по звукам.
(Й* ЭЛ* И), ( Б* ИР* ОЗЫ), (ДУБЫ),
(ТАПАЛ* А), (СОСНЫ ).
И называется такой лес (СМ* ЭШАННЫЙ), так как в нем смешались и хвойные деревья (ели, сосны), и лиственные.
Учитель. Незаметно пролетело время. Нас ждет Снежный городок!
Подведем итог занятия. Продолжите пожалуйста фразу:
"Сегодня я узнал:"