Цели:
- закрепить навыки учащихся, полученные на уроках "Вводного курса" ("Орфография");
- развивать умения и навыки распознавать орфограммы;
- совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся;
- развивать речь, мышление, память, умение слушать друг друга.
Оборудование: учебник русского языка для 5 класса, сигнальные карточки, таблица, запись на доске.
План
1. Организационный момент.
2. Закрепление ранее изученного материала.
2.1. Работа с текстом.
2.2. Письмо под диктовку.
2.3. Диктант "Проверь себя".
2.4. Работа с сигнальными карточками.
2.5. Выборочный диктант.
2.6. Самостоятельная работа с таблицей.
3. Итог. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране орфограмм. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Итак, вперед.
2. Закрепление ранее изученного материала.
2.1. Работа с текстом.
Наступила осень. Зеленые листья пожелтели. Каждый день идет холодный мелкий дождь. (Текст написан на доске).
Задание. Прочитайте. Докажите, что это текст. Определите стиль речи. Спишите, обозначив орфограммы. Подчеркните грамматические основы предложений.
2.2. Письмо под диктовку.
Продиктуем добровольцу у доски фразу, имеющую двойное написание. Что услышит и как поймет ее класс?
В деревне Волки все избы из ели
Волки- название деревни, но мы слышим, не сразу понимая абсурдность смысла: В деревне волки все избы изъели.
Фраза помогает понять проблему различения раздельного написания предлогов с существительным и слитного написания приставок.
2.3. Диктант "Проверь себя".
Учитель диктует слова, один ученик у доски пишет и объясняет.
По дорожке, подорожник, без дела, бездельник, без дела, под водой, подводник.
2.4. Работа с сигнальными карточками.
Учитель читает слова:
жизнь, чудо, шиповник, чашка, ширь, щука, часы, счастье, снежинки, машина, пушинка, чувствовать, роща.
Каждый ученик поднимает карточку с соответствующей орфограммой в слов.
2.5. Выборочный диктант.
Распределите слова на две группы: с разделительным ъ знаком и с разделительным мягким знаком. Выделите орфограммы.
Листья, подъем, съел, льет, съежился, объявление, волчья, полью.
2.6. Самостоятельная работа с таблицей. (См. далее).
З..мля. пуш..стый, об..ем, радос..ный, ч..вство, ма..са, голу..ка, ..втобус, баске:бол, фу..бол, в..селые, чиж.., лис..я, под..ехал, х..лодный, мес..ный.
3. Итог. Домашнее задание.
- Какие орфограммы повторили?
- Какое задание понравилось? Почему?
Д.З. Подготовиться к диктанту.
Фамилия, имя__________________________________
Класс _________________________________________
Распознавание видов орфограмм
Безударные гласные в корне | Согласные в корне | Непроизносимые согласные | И, а, у после шипящих | ъ, ь | ||
Проверяемые | Непроверяемые | Проверяемые | Непроверяемые | |||