Работа букв гласных звуков. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока: повторить знания о гласных звуках и работе букв гласных звуков; развивать фонематический слух, словарный запас; продолжить знакомство с правилами записи предложения; учить контролю и самоконтролю; формировать умения работать в группе и доказывать свою точку зрения.

Оборудование: маршрутные листы в конверте на каждого ребёнка, кубики (фишки) со значками гласных и твёрдых-мягких согласных звуков, набор букв гласных, значки-полоски для моделирования предложения (демонстрационные и на каждого ребёнка).

Ход урока

1. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

(На доске рассыпаны буквы гласных звуков и одна буква согласного)

- Что вы видите на доске ? (Буквы)

- Найдите лишнюю букву, объясните свой выбор.(Буква Н лишняя, т.к. она обозначает согласный звук, а все остальные буквы обозначают гласные звуки).

- Сегодня на уроке мы будем повторять с вами всё, что знаем о работе этих букв. А для этого отправимся к ним в гости в Город Букв. В этом городе много разных улиц, переулков. А чтобы не заблудиться, мы возьмём маршрутные листы. Вы готовы? В путь!!!

2. Повторение знаний о гласных звуках и буквах, которые эти звуки обозначают.

- Отгадайте, что мы несём в подарок этим буквам.

Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака.
(Воздушный шар)

- Найдите маршрутный лист №1 (Рисунок1), на котором нарисованы воздушные шары. Что вы видите на шариках? (Гласные звуки)

- По воздуху летят шарики-звуки. Сколько гласных звуков мы с вами знаем? (6)

- Пропойте эти звуки. Назовите признаки гласных звуков.

- Каждый звук может захватить с собой только свои значки-буквы. Соедините ниточками шарик-звук и буквы, которые этот звук обозначают.

(Дети соединяют. Самопроверка. Ставят себе "+", если эта часть задания выполнена верно)

- Раскрасьте синим цветом карточки с теми буквами, которые работают после твёрдых согласных, а зелёным цветом те, которые работают после мягких согласных.

(Взаимопроверка. Ставят "+", если верно выполнена эта часть задания)

3. Звуковой анализ слов. Замена гласных звуков буквами. Словообразовательная работа.

- Идём дальше. А что же ждёт нас впереди? Послушайте загадку:

Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
(Река)

- Подберите родственные слова к слову река. (Речка, речной, речник, речушка, речонка)

- Достаньте маршрутный лист № 2 (Рисунок2). Перед нами речка. Как нам переправиться на другой берег? (Дети предлагают разные варианты)

- Мы построим с вами мост, а брёвнышками для нашего моста в городе букв послужат звуковые домики (схемы) слов, ведь основой для буквы служит звук. И первый домик-схему мы построим для слова речка.

(Дети составляют звуковую схему слова. Объясняют выбор буквы для обозначения гласных звуков. Один ученик работает у доски, вслух характеризуя звуки, делит слово на слоги, определяет ударный гласный. Кто составил схему, раскрашивает брёвнышко, в облачке ставит "+")

- Кто обитает в реке? Назовите словом мелкую рыбу. Составляем схему слова рыбёшка.

Физминутка

- Сделаем небольшую паузу в нашем путешествии: если я называю гласный звук - хлопните в ладоши, если звук согласный или это вовсе не звук - топните:

(А, э, б, р, я, о, и, к, ю, у, ы, е, ё, з)

- А следующий звуковой домик мы построим для того, о ком говорится в загадке:

Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит.
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель?
(Муравей)

- И осталось нам достроить ещё одно брёвнышко. Для этого попробуем отгадать зашифрованное слово-ребус.

Физминутка.

Эй, ребята, не ленитесь!
На зарядку становитесь!
Справа - друг и слева - друг!
Вместе все - в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!

4. Работа с текстом и предложением.

- Продолжаем наше путешествие. Возьмите маршрутный лист №3 (Рисунок3). Перед вами стихотворение-загадка, но оно рассыпалось. Попробуем его собрать, прочитав слова слева и справа и соединив их парами. Так как работа эта трудная, то выполняем её парами.

Мордочка полосатая,
Шубка усатая,
Часто не знается,
А с водой умывается.

- Назовите отгадку. Составьте предложение про кошку. Посчитайте в нём количество слов и подберите к нему схему.

- "Запишите" с помощью условных значков предложение "Кошка Люся - хитра".

(Дети работают в парах: "записывают" условными значками предложение, объясняя выбор большой буквы, составляют звуковую схему каждого слова, заменяют гласный звук буквой. Пара, выполнившая задание, поднимает "руку дружбы". Работа детей в паре оценивается "+")

5. Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу. И все наши приключения показали, что мы очень хорошо знаем гласные звуки, умеем правильно обозначать их буквами. Умеем слышать слово и составлять его звуковую схему. Учимся работать с предложением. Благодаря нашим усилиям, в городе букв заселён целый район. Как вы думаете, а какая часть города будет строиться следом? (Район согласных)

- Отдохните хорошенько и на следующем уроке мы приступим к возведению другой, большей части нашего города.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №1

Рисунок1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №2

 Рисунок2

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 3

Рисунок 3