Цели урока: повторить знания о гласных звуках и работе букв гласных звуков; развивать фонематический слух, словарный запас; продолжить знакомство с правилами записи предложения; учить контролю и самоконтролю; формировать умения работать в группе и доказывать свою точку зрения.
Оборудование: маршрутные листы в конверте на каждого ребёнка, кубики (фишки) со значками гласных и твёрдых-мягких согласных звуков, набор букв гласных, значки-полоски для моделирования предложения (демонстрационные и на каждого ребёнка).
Ход урока
1. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
(На доске рассыпаны буквы гласных звуков и одна буква согласного)
- Что вы видите на доске ? (Буквы)
- Найдите лишнюю букву, объясните свой выбор.(Буква Н лишняя, т.к. она обозначает согласный звук, а все остальные буквы обозначают гласные звуки).
- Сегодня на уроке мы будем повторять с вами всё, что знаем о работе этих букв. А для этого отправимся к ним в гости в Город Букв. В этом городе много разных улиц, переулков. А чтобы не заблудиться, мы возьмём маршрутные листы. Вы готовы? В путь!!!
2. Повторение знаний о гласных звуках и буквах, которые эти звуки обозначают.
- Отгадайте, что мы несём в подарок этим буквам.
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака.
(Воздушный шар)
- Найдите маршрутный лист №1 (Рисунок1), на котором нарисованы воздушные шары. Что вы видите на шариках? (Гласные звуки)
- По воздуху летят шарики-звуки. Сколько гласных звуков мы с вами знаем? (6)
- Пропойте эти звуки. Назовите признаки гласных звуков.
- Каждый звук может захватить с собой только свои значки-буквы. Соедините ниточками шарик-звук и буквы, которые этот звук обозначают.
(Дети соединяют. Самопроверка. Ставят себе "+", если эта часть задания выполнена верно)
- Раскрасьте синим цветом карточки с теми буквами, которые работают после твёрдых согласных, а зелёным цветом те, которые работают после мягких согласных.
(Взаимопроверка. Ставят "+", если верно выполнена эта часть задания)
3. Звуковой анализ слов. Замена гласных звуков буквами. Словообразовательная работа.
- Идём дальше. А что же ждёт нас впереди? Послушайте загадку:
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
(Река)
- Подберите родственные слова к слову река. (Речка, речной, речник, речушка, речонка)
- Достаньте маршрутный лист № 2 (Рисунок2). Перед нами речка. Как нам переправиться на другой берег? (Дети предлагают разные варианты)
- Мы построим с вами мост, а брёвнышками для нашего моста в городе букв послужат звуковые домики (схемы) слов, ведь основой для буквы служит звук. И первый домик-схему мы построим для слова речка.
(Дети составляют звуковую схему слова. Объясняют выбор буквы для обозначения гласных звуков. Один ученик работает у доски, вслух характеризуя звуки, делит слово на слоги, определяет ударный гласный. Кто составил схему, раскрашивает брёвнышко, в облачке ставит "+")
- Кто обитает в реке? Назовите словом мелкую рыбу. Составляем схему слова рыбёшка.
Физминутка
- Сделаем небольшую паузу в нашем путешествии: если я называю гласный звук - хлопните в ладоши, если звук согласный или это вовсе не звук - топните:
(А, э, б, р, я, о, и, к, ю, у, ы, е, ё, з)
- А следующий звуковой домик мы построим для того, о ком говорится в загадке:
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит.
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель?
(Муравей)
- И осталось нам достроить ещё одно брёвнышко. Для этого попробуем отгадать зашифрованное слово-ребус.
Физминутка.
Эй, ребята, не ленитесь!
На зарядку становитесь!
Справа - друг и слева - друг!
Вместе все - в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
4. Работа с текстом и предложением.
- Продолжаем наше путешествие. Возьмите маршрутный лист №3 (Рисунок3). Перед вами стихотворение-загадка, но оно рассыпалось. Попробуем его собрать, прочитав слова слева и справа и соединив их парами. Так как работа эта трудная, то выполняем её парами.
Мордочка полосатая, Шубка усатая, Часто не знается, А с водой умывается.
- Назовите отгадку. Составьте предложение про кошку. Посчитайте в нём количество слов и подберите к нему схему.
- "Запишите" с помощью условных значков предложение "Кошка Люся - хитра".
(Дети работают в парах: "записывают" условными значками предложение, объясняя выбор большой буквы, составляют звуковую схему каждого слова, заменяют гласный звук буквой. Пара, выполнившая задание, поднимает "руку дружбы". Работа детей в паре оценивается "+")
5. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. И все наши приключения показали, что мы очень хорошо знаем гласные звуки, умеем правильно обозначать их буквами. Умеем слышать слово и составлять его звуковую схему. Учимся работать с предложением. Благодаря нашим усилиям, в городе букв заселён целый район. Как вы думаете, а какая часть города будет строиться следом? (Район согласных)
- Отдохните хорошенько и на следующем уроке мы приступим к возведению другой, большей части нашего города.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №1
Рисунок1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №2
Рисунок2
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 3
Рисунок 3