Образовательный проект внеурочной деятельности по предметам "Первооткрыватель" для учащихся общеобразовательных и специальных (коррекционных) классов VIII вида в системе работы методического объединения учителей начальных классов

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Обоснование выбора темы:

Ученики начальной ступени должны владеть следующими компетенциями:

  • проявление интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона;
  • проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками;
  • умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношениях с разными людьми. Изучив коммуникативно-личностные особенности развития младших школьников, а именно уровень тревожности, импульсивности, агрессивности, темперамент и интересы детей был сделан вывод, что сформировать перечисленные компетенции, которыми должны овладеть выпускники начальной школы только через учебный процесс достаточно сложно. Поэтому педагоги начальных классов решили создать условия, которые дадут дополнительную возможность процессу активного развития и саморазвития детей при ведущей роли учебного труда в предметных кружках.

Внеурочная деятельность по предметам проводимая в кружках, обладает преимуществами по сравнению с учебной:

  • программа работы кружка не связана рамками обязательных учебных программ;
  • продолжительность занятий не ограничивается строго по времени;
  • кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет оптимальное сочетание традиционных инновационных форм и методов работы.

При организации работы кружка мы постарались учесть, что его название должно быть эмоционально привлекательным. Формируемые в кружке понятия, представления и значения связаны с теми, которые школьники получат на уроках.

Работа в кружке может опережать или продолжать учебную, при этом широта и глубина знаний школьников могут существенно превышать полученные на уроке. Это обусловлено не только тем, что кружковая работа позволяет выйти за рамки учебной, но и прежде всего тем, что главным принципом по её организации является опора на интересы детей. Интерес – мощный стимул активности учащихся. Воспитание интересов необходимое условие развития активности и направленности личности. Интерес имеет интеллектуально-эмоциональный характер, он всегда связан с положительным эмоциональным состоянием и выражается в направленном внимании школьников.

Паспорт образовательного проект
программы внеурочной деятельности по предметам “Первооткрыватель” в начальных общеобразовательных и специальных (коррекционных) классах VIII вида

Структура внеурочной работы по предметам программы “Первооткрыватель” на I ступени обучения

Программа внеурочной деятельности “Первооткрыватель” апробирована. 100%учащихся начальных классов в нашей школе охвачены внеурочной деятельностью по предметам, которую организуют восемь педагогов. Программа структурирована, состоит из двух блоков. Первый блок-это блок общеобразовательных классов представлен тремя кружками, второй блок-это блок специальных (коррекционных) классов VIII вида представленный пятью кружками.

Тема: “Образовательный проект программы внеурочной деятельности по предметам в начальных общеобразовательных и специальных (коррекционных) классах VIII вида “Первооткрыватель”

Проблема:

На первой ступени современные дети характеризуются недостаточным уровнем коммуникативно-личностной готовности к обучению. Наши учителя отмечают, что это осложняет процесс адаптации, усвоения знаний и в итоге отрицательно влияет на успешность обучения и формирование вышеизложенных компетенций. Нам бы хотелось так организовать образовательный процесс, чтобы и внеурочная деятельность решала проблему коммуникативно-личностного развития детей.

Актуальность:

Проблема коммуникативно-личностного развития учащихся и организация внеурочной деятельности по предмету в этом направлении остроактуальна. В школу всё чаще приходят “недоигранные” дети, а если ребёнок мало играл, то он обладает скудным опытом установления контактов со сверстниками, имеет низкий уровень регуляции и контроля собственного поведения. Игра для ребёнка- способ переживания собственных эмоций. В игре трансформируется диалог, необходимый для продуктивного мышления, возникшая ситуация требует организации целенаправленной работы по коммуникативно-личностному развитию школьников на первой ступени обучения. Наша точка зрения заключается в том, что в образовательном процессе должны быть созданы условия как для развития личности младших школьников, так и для его успешной адаптации. Поэтому мы поставили цель.

Цель:

Систематизировать и апробировать содержание работы предметных кружков, объединив их в программу “Первооткрыватель”, расширить образовательное пространство учащихся для коммуникативно-личностного развития и коррекции психических и познавательных процессов.

Задачи:

  • осуществлять деятельность по коммуникативно-личностному развитию младших школьников в рамках внеклассной работы по предметам, через цикл занятий;
  • формировать положительную мотивацию к процессу познания, через организацию активных форм деятельности: сказку, игру, путешествие, театр, проблемную ситуацию, исследование.

Ожидаемый результат:

  • разработать и апробировать программу внеклассной работы по предметам;
  • выстроить систему внеклассной работы по предметам на первой ступени обучения;
  • обобщить опыт педагогов по организации внеурочной деятельности по предметам и показать необходимость развития данного направления деятельности на первой ступени обучения.

Участники проекта:

  • учащиеся;
  • учителя;
  • родители;
  • психолог;
  • воспитатели.

Этапы реализации:

1. Поисковый этап

Цель: определить тему и сформировать цель проекта.
Содержание деятельности: поиск темы проекта, формулировка противоречий и проблемы, определение целей проекта.
Результат: определена тема и сформулирована цель проекта.

2. Аналитический этап

Цель: проанализировать имеющуюся и необходимую информацию и определить шаги по реализации проекта.
Содержание деятельности: определение каждым участником проекта своей роли и места в его реализации.
Результат: коллективный и индивидуальный план действий.

3. Практический этап

Цель: реализовать проект.
Содержание деятельности: выполнение всех этапов работы.
Результат: создание учителями образовательного продукта.

4. Презентационный этап

Цель: представить созданный учителями образовательный продукт.
Содержание деятельности: определение содержания и формы презентации своего продукта.
Результат: презентация созданного образовательного продукта.

5. Контрольный этап

Цель: определить степень своего участия в проекте.
Содержание деятельности: выявление достижений и проблем в ходе разработки и реализации проекта.

Промежуточный результат:

  • изучены коммуникативно-личностные особенности развития младших школьников методом наблюдения;
  • разработаны планы кружков с учётом индивидуальных особенностей детей;
  • разработаны циклы занятий.

Приложение 1