В настоящее время всё больше возрастает интерес к новому направлению педагогической науки арт-педагогике.
Арт-педагогика является средством вовлечения детей в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец и другие). Сущность арт-педагогики заключается, во-первых, в ее воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, арт-педагогика реализует еще и психотерапевтическую функцию, помогая детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.
Педагоги детских дошкольных учреждений имеют большие возможности в обучении, воспитании, развитии воспитанников, применяя различные арт – педагогические техники.
Сказка, неизменный спутник детства. Она оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов, способствуя возникновению новых мотивов деятельности ребенка. Сказка может оказывать влияние, как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Помните: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”?
Поэтому не случайно среди психологов и педагогов большую популярность получило одно из направлений арт-педагигики – сказкотерапия.
Сказкотерапия – метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку. Что может более соответствовать природе дошкольника, чем сказка?
Как же сказка в образовательно-воспитательном процессе позволяет сделать эмоционально-нравственное развитие ребёнка контролируемым и целенаправленным.
Занятия по сказкотерапии выполняют несколько функций.
Прогностическая и диагностическая. Сказки позволяют узнать о человеке, его проблемах, выявить характерные черты личности, понять его жизненные ценности.
Развивающая направлена на развитие индивидуальности, формирование у ребенка творческих способностей, социально – адаптивных навыков, а так же обучение и воспитание чему-либо.
Коррекционное (терапевтическое) воздействие сказок влияет на поведение и мировоззрение ребенка, преодоление его психологических проблем.
А.В. Запорожец, выдвинувшей теорию деятельности, видел в процессе восприятия сказки мыслительную деятельность со всеми ее элементами: мотивами, целями, средствами и результатами, назвав ее содействием, по аналогии с термином “сопереживание”.
“Содействию” в процессе восприятия сказки способствует ряд ее композиционных и содержательных особенностей: повторы действия (через них происходит отработка и закрепление чувств); противопоставления (сравниваются поступки положительных и отрицательных героев); наименование поступков и разъяснение их смысла со стороны специальных персонажей помощников. Восприятию сказки способствует и умелое ее прочтение (интонация, паузы, выделение голосом наиболее существенных моментов содержания). Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому.
Немаловажную роль в развитии эмоций ребенка играет повторное слушание одних и тех же сказок. В этом случае проявление эмоций предвосхищает наиболее острые события, ребенок начинает содействовать герою заранее.
Сказка обязательно должна переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от нее сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение сказки сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например, к спортивному соревнованию.
Продолжением после прочтения сказки могут быть почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), отрывок), музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету) или сказкотерапевтические методы: рисование сказки, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.
В сказкотерапии применяют пять видов сказок
1. Художественные сказки. К художественным относятся народные, авторские художественные сказки, а так же притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы.
Именно из них ребенок узнает, что жизнь это активное противоборство двух важных элементов: зла и добра. Причем добро всегда вознаграждается, а зло – непременно наказывается. Сказка дает возможность войти “внутрь жизни”, “пережить кусок жизни”. В процессе этого переживания создается определенное отношение и моральные оценки, которые для ребенка имеют большую силу, чем оценки, сообщаемые и усваиваемые.
Какие сказки выбрать для ребенка, чтобы подкорректировать его характер? Из богатейшей фольклорно-литературной сокровищницы выбирайте именно те, которые покажутся малышу понятными и близкой по проблематике. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку “Заяц-хвастун”, легкомысленному и шаловливому “Приключения Незнайки”, эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку “О рыбаке и рыбке”, а робкому и пугливому – “О трусливом зайце”. Иногда смысл сказки становится понятен не сразу. Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки.
2. Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. При этом абстрактные неодушевленные предметы (игрушки), символы (цифры, буквы, звуки) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задания.
Создается такая сказка по следующему алгоритму:
- Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.
- Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
- Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.
Так обучающий материал, помещенный в волшебную, сказочную обстановку становится близким и понятным, запоминают его дети гораздо быстрее. Заинтересованность малышей повышает мотивацию к учебному процессу, является стимулом для выполнения учебных задач. Сочинение дидактических сказок требуют времени, запаса фантазии, умения видеть особенности обыденных предметов которые нас окружают. Но их можно найти и среди произведений детских писателей. Например И.Токмаковой “А может ноль не виноват”, Э.Александровой и В.Левшина “В лабиринте Чисел: Путешествие от А до Я со всеми остановками”, К.Шевелева “Ювентик в стране чисел и цифр”, “Приключения треугоши” в стихотворениях В.Берестова и Ю.Тувима.
3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Используются такие сказки для корректировки тех или иных черт характера. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство.
Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать "сказочный урок", проиграть ее с помощью кукол, песочницы и миниатюрных фигурок. Сочинение сказочных историй позволяет определить эмоциональные проблемы ребенка и одновременно они являются и одним из способов их решения.
Создать психокоррекционную сказку нетрудно.
Алгоритм сочинения лечебной сказки.
- В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. (придуманная сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя...").
- Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
- Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.).
- Герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить её к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.
4. Психотерапевтические сказки. Такие сказки чаще всего применяют психологи и психотерапевты в работе со взрослыми. К нм относят “сказки, врачующие душу”. Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска смысла происходящих событий и проблемных ситуаций. Психотерапевтическая сказка может помочь изменить отношение окружающих людей к человеку, помочь им увидеть скрытые положительные стороны души. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют “традиционно” счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. К психотерапевтическим сказкам можно отнести некоторые авторские сказки, например, Г.-Х. Андерсена (“Гадкий утенок”, “Дюймовочка” и другие).
5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Такие сказки, направлены на осознание себя в настоящем, "здесь и сейчас". Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической.
Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев. Характер этих сказок – путешествие. Для того чтобы создать такую сказку, необходимо вспомнить ситуацию, когда мы чувствовали себя счастливыми, спокойными, радостными. И далее формировать положительные образы по всем пяти модальностям (создать положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестетические образы).
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги.
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии – СПб.: “Речь”, 2006.
- Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя/ О.Н.Капшук –Изд.2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2011. – (Школа развития).
- Миляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. “Сказкотерапия в ДОУ и семье”-М.:ТЦ Сфера, 2010.– (Библиотека Воспитателя) (6).
- Набойкина Е.Л. Сказки и игры с “особым” ребенком. – СПб.: Речь, 2006.
- Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста – М.: “Просвещение”, 2003.