Цель:
- пополнить и обогатить знания учащихся о животном мире;
- воспитывать чувство ответственности за “братьев наших меньших”;
- прививать любовь к урокам чтения.
Оборудование: рисунки, сочинения детей, книги, кассета с мультфильмами, плакаты с пословицами, загадками, фотографии.
Ход урока
1. Встали! Выпрямились! Зарядка для глаз, рук.
2. Вступление.
Учитель: О ком эта загадка?
Мохнатенька, усатенька
Сядет, песни поёт?
Дети (хором): о кошке.
Учитель: А эта?
Сидит на окошке кошка:
И хвост у кошки,
И нос как у кошке,
И ушки как у кошки, а не кошка.
Дети: О коте.
Учитель: О ком говорят: он родился с усами?
Дети: О котёнке.
Учитель: Действительно, все эти загадки о звере зубастом, мохнатом, у которого лапка мягонька, а коготок востёр, который как есть начнёт – песенку поёт.
Зверь – этот – кошка.
1. И не меньше, чем загадок сложено о ней поговорок, пословиц.
Чтение пословиц (на доске) (читают дети)
- “Позавидовала кошка собачьей жизни”.
- “Для мышки и кошка зверь”.
- “Ночью все кошки серы”.
2. Давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о кошке вы знаете?
- “Знает кошка, чьё мясо съела”
(Это когда говорят о человеке, который в чём-то провинился)
А когда говорят о тех, кто постоянно ссорится?
- “Живут, как кошка с собакой”
3. А как вы объясните значение поговорки:
- “На душе кошки скребут”
(Когда грустно, скучно, обидно)
4. Немало в жизни есть примет, связанных с кошками. Вспомните, какие из них вам известным?
Дети: Что значит, если кошка спит, свернувшись клубом.
– умывается лапкой.
– перебегает дорогу (запись на доске)
Учитель: А какая игра связана с этим животным?
Дети: “Кошка-мышка”
Учитель: Разговор о кошках я не случайно начала с загадок, пословиц, поговорок. К какому виду искусства относятся эти жанры?
Дети: К устному народному творчеству.
– К фольклору. (Запись на доске.)
Учитель: Когда возник фольклор?
Дети: Очень давно. И очень, много внимания уделено кошке в этом творчестве.
Учитель: Очень, давно в жизни человека появились эти животные.
“Это загадочное животное” – под этим девизом и пройдёт наш урок.
Входят дети (одетые в разные одежды котов из мультфильмов)
Ваня Кирсанов:
Коты все мы усатые
Пушистые, мохнатые –
Весёлые ученые коты.
Нас в сказках дети знают.
Нас любят, уважают,
Усатые мохнатые, весёлые коты…
Кот Матроскин: Здравствуйте, ребята! Наконец-то мы дождались, что нас стали приглашать в гости. Коты – это лучшее творение природы.
– Посмотрите на наши движения, на важную поступь, а главное чувство собственного достоинства (Все коты под музыку проходят кругом).
Кот Базилио: Это же так скучно – показывать своё достоинство. Да и движения ваши ленивы. На нашей кошечьей дискотеке давно уже так не танцуют. На нашей крыше танцуют так…
(Показывает танец, класс выполняет за ним движения.)
Тётя Кошка: А какая у нас память! Особенная, зрительная. Нас хоть на край света отвези, мы все равно придём на своё место, где дадут кусочек мяса и миску молока. Я знаю кошку, она в Англии живёт, там она прошла за своими хозяевами целых 200 километров. Представляете 200 километров.
– Вы догадались, ребята, из какой я сказки? Может эта песенка вам поможет.
Тётя – тётя Кошка
Сижу на окошке
Я теперь другая:
Я не обижаю,
Я котят ласкаю.
Игра с классом: “Какие вы внимательные?”
Учитель:
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет
Отгадайте правда ли? (Нет.)В марте стаял снег и лёд,
Это к нам весна идёт.
Отвечайте правда ли? (Да.)Ночью дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух
Отвечайте, правда ли? (Нет.)Лебедь плавает в пруду,
Спит на яблоне в саду.
Отвечайте, правда ли? (Нет.)Шерсть смотали мы в клубок,
Свяжем шерстяной платок.
Отвечайте, правда ли? (Да.)
Кот Базилио: А знаете, я только что с конкурса красоты, где занял первое место среди боевых котов. Да, ценились не моя шерсть, одежда, уши и хвост, а мои боевые достоинства; как я умею драться. Вы думаете моё оружие костыль? Ошибаетесь. Моё боевое оружие – шпага!
(Звучит песня “Чёрный кот”)
– И так, из какой я сказки? (“Золотой ключик”)
Кот в сапогах: А какие мы учёные! Даже великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин писал про нас:
И днём и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом,
Идёт на право – песнь заводит!
Налево – сказку говорит.
Пойду-ка я направо
Я – умный кот
Ростом с комод
Усищи с аршин
Глазищи с кувшин,
Хвост трубой –
Вот я какой!
– Пойду-ка я теперь налево, только сказки говорить не буду, а вот загадки загадаю.
Учитель задает загадки:
- Кто автор произведения “Кошкин дом”? (С.А. Маршак)
- Кому Кот Леопольд все время говорил “Ребята давайте жить дружно”? (Мышкам)
- Вспомните сказки, в которых вам повстречались коты. (“Кот в сапогах”, “Золотой ключик или приключения Буратино”, “Бременские музыканты”, “Дядя Фёдор, кот и пёс”)
Знакомит с выставкой библиотекарь (Рассматривают выставку книг)
Кот Леопольд:
Ой, кто меня дразнит?
Фу ты… я то думал опять эти мыши.
Я даже чувствую их…
Вы знаете большую часть жизни мы поём.
Слушайте и подпевайте.
Звёзды спят на крыше,
Дети спят в кроватке,
Рыжий кот – Мурлыка
Вышел на карниз
У него на лапках
Рыжие перчатки
У него на шее синий бантик – кис!
Вместо микрофонов хвост берёт Мурлыка.
Песенка не нова, но зато своя
Кис-кис-мяу – вот и вся музыка,
Кис-кис-мяу – вот и все слова.
Тётя Кошка: А сейчас я с вами поиграю и выясню хорошо ли вы знаете наших родственников. (Показывает картинки семейства – кошачьих.)
– Назовите кто это?
ГЕПАРД, ЛЕОПАРД, ЛЕВ, ПУМА, РЫСЬ, ЯЩАР (Дети называют животных.) Все они относятся к семейству кошачьих.
Кот Леопольд: А теперь задание посложнее. Каким сказочным героям принадлежат эти слова:
- “Ребята, давайте жить дружно!” ("Кот Леопольд”)
- “Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу” (Львёнок из мультфильма “Как львёнок и черепаха пели песню”)
- “А давайте бояться вместе” (Котёнок Гав из мультфильма “Котёнок по имени Гав”)
- “Ты дядя Фёдор неправильно бутерброд ешь…” (Кот Матроскин из мультфильма “Каникулы в Простоквашино”)
Кот Матроскин: У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машины. В полутьме у кошки даже можно заметить зеленоватый отблеск в глазах.
Учитель: Кошка спокойно ориентируется в темноте. Помогают ей в этом ВИБРИСЫ – УСЫ. Ходит она бесшумно, втягивая когти, ступая мягкими подушечками.
Ученик читает стих – “Кошка первой входит в дом”
Учитель: Грустное стихотворение не правда ли? Никогда не забывайте кормить и поить своего маленького друга, заботиться о нём. Пусть никогда не случиться так, чтобы ваш друг потерял кров. Я верю ребята, что все вы хорошо относитесь к своим маленьким друзьям.
– А сейчас послушаем рассказы детей (мини-сочинения о своих кошках, которые живут у них дома)
3. А сейчас экспресс-опрос!
- Кто говорил эти слова: “Несёт меня лиса за тёмные леса!” (петух)
- Что делает кот учёный, когда идёт направо? (песнь заводит)
- Кто из героев так говорил о себе “Через это проклятое учение я глаз лишился”? (кот Базилио)
- В какой сказке кот достался своему хозяину в наследство? (“Кот в сапогах”)
- Кто написал стихотворение “Кто сказал мяу?” (В.Сутеев)
Поощрение детей (рисунки кошечек, кроссворд)
Просмотр мультфильма (отрывок)
4. Итог урока:
– Понравился ли вам наш урок?
– Что особенно тебе запомнилось?
– Какие пословицы ты узнал?
– Какие книги ты возьмёшь из библиотеке, чтобы
прочитать?
Разгадывание кроссворда.
- Героиня мультфильма “Маугли” (Багира)
- Он кот – звезда экрана. Практичен, мудр и деловит. Сельскохозяйственными планами на всю Россию знаменит. (Матроскин)
- Как-то однажды кот стал главным в лесу. Отчество этого кота. (Котофеевич)
- Его любимая фраза: “Ребята, давайте жить дружно!” (Леопольд)
- Герой американского мультфильма. (Том)