Цели и задачи урока:
- активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории;
- углубить, осмыслить и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Востока;
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов, и др.)
Оборудование урока:
- выставка дополнительной литературы;
- творческая выставка работ учащихся «Коллекция Востока» – рисунки, поделки, сочинения, сообщения;
- дидактический материал: самодельные конверты у учащихся, карточки с заданиям, кроссворды;
- грамоты для награждения команд.
ХОД ИГРЫ
1. Вступительное слово учителя, объявление правил игры
2. Приветствие команд (домашнее задание) – 6 баллов
Команды дают название (1 балл) и приветствие (1 балл).
3. Разминка команд
Загадки – 1 балл (Приложение 1)
4. Конкурс знатоков. «Отправь письмо» (5 баллов)
Участникам предлагается подписать конверты в названные учителем страны Древнего Востока, указав главные географические объекты(3 балла) и имя исторического адресата (2 балла).
На доске – образец (Приложение 2).
5. Пока команды подписывают конверты, болельщикам предлагается конкурс «Индийские касты» (5 баллов) (Приложение 3)
Нарисовать схематично четыре фигурки и разукрасить их в соответствующие цвета, так как известно, что каждой касте соответствовал особый цвет одежды. Фигурки подписать.
6. Конкурс капитанов «Верно ли, что…»
За каждый правильный ответ – 1 балл, за выполнение задания без ошибок – поощрительные 3 балла, максимум – 13 баллов.
1. Верно ли, что жрецы – служители богов. (+)
2. В возведении Большой пирамиды фараона Хеопса
участвовали в основном рабы. (–)
3. Держава «царя царей» – Ассирия. (–)
4. Страна двух рек – Евфрат и Инд. (–)
5. Славилась Финикия строительным лесом. (+)
6. Индийский жрец – раджа. (+)
7. Брахманы – группа людей со строго
определенными занятиями, правами и
обязанностями(+)
8. Законы царя Хаммурапи защищали свободы граждан
(земледельцев-общинников и ремесленников) и
рабов. (–)
9. 3003 г.до н.э. – создание объединенного
египетского царства (–).
10. Ветхий завет – вторая часть Библии. (–)
11. 558-530 до н.э. – образование Киром Персидской
державы. (+)
12. Цивилизация – когда существует государство,
город, письменность.(+)
7. Историческое сочинение (максимум 5 баллов)
Команды по жребию выбирают темы мини-сочинений на историческую тему. Особое внимание при оценке сочинения уделяется отношению авторов к описываемым событиям.
Темы сочинений:
- Военные походы фараона.
- Отчет за день судьи перед царем Хаммурапи.
- Благодарственное письмо финикийцам от имени современного школьника. Представь, что если бы не финикийцы, тебе пришлось бы обучаться иероглифическому или клинописному письму.
Пока команды работают над историческим сочинением, болельщикам предлагается конкурс«Бюро находок».
8. В «Бюро находок»
накопилось много разных вещей, и поскольку
долгое время хозяева их не объявляются, то решено
их раздать тем, кто знает какому государству они
принадлежат, для чего служили.
Вещи поочередно демонстрируются, и та команда,
которая дает исчерпывающий ответ, получает 5
баллов.
Ответы
Библия
В степных и холмистых районах между Египтом, Вавилонией и Финикийским побережьем Средиземного моря издавна пасли свои стада еврейские племена. Их старейшины бережно хранили в памяти предания о своем прошлом, которые впоследствии вошли в Библию. Само слово «библия» на древнегреческом языке значит «книга». Она стала священной книгой для евреев и других народов. Первая часть библии называется Ветхий Завет. Ветхий Завет начинается с мифов о сотворении мира, о первых людях и великом потопе. Вторая часть Библии – Новый Завет, в котором рассказывается об Иисусе и его учении.
Компас
Уже в I веке н.э.в Китае был сконструирован компас. Он представлял собой ложку из магнетита, центр тяжести которой размещался в самой глубокой точке ложбинки, что позволяло ей свободно двигаться. Ложка лежала на дощечке, где были обозначены стороны света. Поначалу прибор предназначался лишь для определения благоприятного места для новой постройки. к концу XI века в Китае появился морской компас; он состоял из магнитной иглы, подвешенной к шелковой нити.
Пурпурная краска
Царской роскошью считались ткани, окрашенные в пурпурный, то есть лилово-красный, цвет. Они не выгорали на солнце и не линяли при стирке. А секрет этих тканей был таков: финикийцы на дне моря находили особые раковины и из улиток добывали пурпурную краску.
Писанные законы
Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792-1750 год до н.э. Именно его законы написаны на черном камне. По этим правилам, установленным царем, а не по собственному произволу должны были судьи разбирать все споры между людьми. И жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание.
Шахматы
В Древней Индии войско состояло из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но индийцы считали, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Более всего полезен царю мудрый советник – брахман. В Индии придумали игру для царей – шахматы(в наши дни фигурку колесницы называют ладьей, а советника – ферзем).
Весы
Весы в Древнем Египте – символ правосудия. На суде Осириса на весах взвешивали сердце умершего. весы использовались и для практических нужд – в торговле, в ювелирном деле. Гири из полированного камня имели круглую или прямоугольную форму.
9. Конкурс команд «Историческая арифметика»
Путем арифметических действий сложить историческое слово – 5 баллов.
- (ПЕРС + АРАВ + ЛИД + МИД) * ИЯ = ПЕРСИЯ + АРАВИЯ + ЛИДИЯ + МИДИЯ
- (АП + МЕМФ + ОСИР + АНУБ) * ИС = АПИС + МЕМФИС + ОСИРИС + АНУБИС
- РА * (МА + ВАНА + МАЯМА) = РАМА + РАВАНА + РАМАЯМА
- ГА * (НГ + НЕШ + УТАМА) = ГАНГ + ГАНЕШ + ГАУТАМА
- (Д + Р) * ЕЛЬ + (ТА + ЕФ) = ДЕЛЬТА + РЕЛЬЕФ.
Дополнительные задания командам
Криптограмма
Ф121314 (ФИНИКИЯ)
212ЕВ14(НИНЕВИЯ)
ЗОЛО214 (КОЛОНИЯ)
Ответ: 1 – И; 2 – Н; 3 – К; 4 –Я;
ГАН * (Г + ЕШ) = ГАНГ + ГАНЕШ.
10. Пока команды работают над конкурсом «Историческая арифметика», болельщикам предлагается ответить на вопросы, разгадывая кроссворды. Максимум – 9 баллов, за правильный ответ – 1 балл. (Приложение 4)
11. Конкурс Оживи картину (домашнее задание)
При оценивание учитываются яркость, юмор,
оригинальность и умение донести до зрителей
основную идею картины (максимум 10 баллов).
Командам были предложены картины: «Индийский
танец», «Обучение письму в Египетской школе»,
«Придворная жизнь династии Тан».
Пока жюри подводят окончательные итоги, ведущий проводит анализ конкурса капитанов. При оглашении итогов игры команды награждаются грамотами I, II и III степени.
Литература:
1. Араланова О.В. Поурочные
разработки по истории Древнего мира.5 класс. М.,
2004.
2. Вигасин А.А. Годер Г.И.Свенцицкая И.С.
История Древнего мира. Учебник для 5класса.М., 2007.
3. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты
загадки по истории Древнего мира. Методическое
пособие.М., 2003.
4. Ляпоядов В.Н.и др.История Древнего мира
.Библиотека учителя истории.Брянск., 2003.
5. Древний Египет. Детская энциклопедия. «Махаон».
6. Древняя Индия. Детская энциклопедия. Изд. «Мир
книг», 2007.
7. Древний Китай. Детская энциклопедия. Изд. «Мир
книг», 2008.