Цель: Закрепление навыка различия звуков Л-ЛЬ в слогах, словах, фразах.
Задачи: Продолжать учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости, звуковому анализу. Составление предложений по опорным предметам. Развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, общую и мелкую моторику, внимание, память. Использование выразительных движений в воспитании эмоций, приобретение навыков в саморасслаблении.
Оборудование: магнитная доска, магниты, цветные карандаши, картинки на звуки Л-ЛЬ, индивидуальные карточки с фонариками (зеленый и синий) и изображением предметов, в названии которых звуки Л-ЛЬ
Ход занятия
1. Организационный момент
Упражнения на активизацию внимания:
Игра “Дотянись рука”.
– Ну-ка, правая рука, дотянись до левого ушка. А ты, левая рука, до правого глазка: И так далее.
– Здравствуйте, дети, сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.
2. Сообщение темы
– А вот чем мы будем заниматься на занятии, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение. И не просто прослушайте, а попробуйте определить, какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?
Мама купала в ванне малышку.
Мылом, мочалом мыла голышку.
Около мамы Мила стояла,
Тёплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Тёплым, лохматым, большим полотенцем.
– [Л]
– Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться
правильно различать звуки Л и Ль.
3. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика
– А для того, чтобы правильно и красиво говорить звуки Л и Ль, мы должны потренировать, дыхание, губы и язык.
Развитие нижнедиафрагмального дыхания:
Вдох (носом) – выдох пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф, пфф
Со звуками:
Вдох (носом) – выдох А
Вдох (носом) – выдох АО
Вдох (носом)– выдох АОУ
Упражнения для языка:
“ЧАСИКИ”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в
улыбку. Кончиком узкого языка попеременно
тянуться к уголкам рта.
“ЗМЕЙКА”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно
выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
“КАЧЕЛИ”. Рот открыт. Напряжённым языком
тянуться к носу и подбородку или к верхним и
нижним резцам.
“СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ”. Рот закрыт. Напряженным
языком упереться то в одну, то в другую щеку.
“ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ”. Рот закрыт. Круговым
движением языка провести между губами и зубами.
“КАТУШКА”. Рот открыт. Кончик языка упирается в
нижние резцы, боковые края прижаты к верхним
коренным зубам. Широкий язык “выкатывается”
вперёд и убирается в глубь рта.
“ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”. Рот открыт. Широким языком
облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
Ребята, давайте повторим чистоговорки (чистоговорки знакомые детям)
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – не заметили стекла
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – мы не били по стеклу
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – только нет в окне стеклаЛу-лу-лу, лу-лу-лу – возле окон на полу
Лы-лы-лы, лы-лы-лы – забивали мы голыЛи-ли-ли, ли-ли-ли – тополя видны в дали
Ле-ле-ле, ле-ле-ле – много их у нас в селе
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – но от них в пуху земля
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – все мы любим тополя
Лю-лю-лю, лю-лю-лю – тополя и я люблюЛя-ла, ля-ла, ля-ла-ла – у Лены куколка была
Ли-лы, ли-лы, ли-лы-лы – кукле валенки малы
Ле-ло, ле-ло, ле-ло-ло – в пальто куколке теплоЛо-ло-ло, ло-ло-ло – на улице тепло
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – стол стоит в углу
Ул-ул-ул – у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.
4. Развитие фонематического восприятия
Выделение звука Л из ряда изолированных звуков.
– Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук Л (В Л Т Л Н С Л Л Ф Л).
Выделение слога со звуком Л из ряда слогов.
– Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком Л (МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ).
Выделение слова со звуком Л из ряда слов.
– Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком Л (полка, яма, купол, лампа, арбуз, вода, слава, тумба, колодец, палатка, ракета, колокольчик).
– Дети, мы с вами знаем твердый звук Л и мягкий звук Ль. Сейчас я вам буду говорить слова, в которых слышится л и ль. Если в слове слышится мягкий звук Ль, вы поднимите зелёную карточку, а если твёрдый звук Л – синюю карточку.
Примерные слова: мел, мель, моль, кол, угол, уголь, укол, лодка, лёд, люк, лук, лён, лыжи, липа.
По тому же образцу можно выделить имена с мягким слогом ля: Алла, Аля, Миля, Мила, Коля, Оля.
Упражнение проводится также с выставлением цветовых сигналов звуков л и ль.
5. “Зажги фонарик”.
– Ребята, к нам на занятие пришли ещё гости, сестрёнка с братиком, Лада и Лёша (на магнитную доску вывешиваются куклы). Приложение 1
Посмотрите, какая у них одёжка – синяя у Лады, зелёная у Лёши. Как вы думаете, почему?
– Потому что звук Л в слове Лада – твёрдый, он обозначается синим цветом. А звук Ль в слове Лёша – мягкий, он обозначается зелёным цветом.
– Необходимо разобрать картинки для Лады и Лёши, проговаривая название картинки и четко выделяя звуки Л, Ль. Картинки вывешиваются на магнитную доску. Приложение 2
6. Произношение звуков в словах. Звуковой анализ и синтез
– Ребята, где находится звук [Л], [Ль] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? Проведите стрелки к схемам. Приложение 3
7. Дифференциация твердого и мягкого звуков Л, ЛЬ в словах
а). У каждого ребенка одна из картинок: лук, картофель, яблоко, лимон, клубника, малина, гладиолус, лилия, дятел, цапля, халат, пальто.
– Картинки со звуком ЛЬ нужно отдать Лёше, а со звуком Л – Ладе.
б). Логопед выставляет на магнитной доске картинки Лады и просит подобрать к каждой из них пару из картинок Лёши, объяснить свой выбор.
Например: Пола – поля, гладя – глядя, юла – Юля, флаги – фляги, клон – клён, лук – люк, был – быль, цел – цель, ел – ель, стал – сталь, дал – даль, пыл – пыль, угол – уголь.
8. Игра “Полочки”
Помогите Ладе и Лёше прибраться в шкафу на полочках. Необходимо убрать лишние предметы. Приложение 4
9. Закрепление произношения звуков Л – ЛЬ во фразе
Все слова в предложении произнесите правильно, чётко выделяя звуки Л, Ль. (Ребята выполняют задание по очереди, повторяя за педагогом.
Оля пела.
Наша Юля как юла.
У Коли в руке флаг, на боку фляжка.
Можно крышу настилать, можно домик заселять.
Я разжал кулачок – на ладони светлячок.
Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.
Летят самолеты, сидят в них пилоты.
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.
Люда, у тебя под ногами лужа.
Села галка на крышу клуба и чистит клюв.
Ларисе нужна не любая, а голубая краска.
Сыпь уголь в этот угол.
Галка ходит у реки по гальке.
Меня разбудил будильник.
10. Доскажи, подобрав слова
– Ребята, Лада и Лёша придумали для вас двустишия, которые вы должны закончить, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу. Но обратите внимание на то, что слова должны содержать звуки Л, Ль.
Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке … (лапу).Дети в скверике сидели
И мороженое …(ели).А возле этой елки
Бродили злые … (волки).Ёлочка, елка,
Колкая … (иголка).Стала петь мышонку утка:
– Га-га-га, усни, … (малютка)!Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица).Стала жаба важно квакать:
– Ква-ква-ква, не надо … (плакать)!Заг, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)!Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния … (сверкнула).Я не бегаю к врачу –
Я сама его … (лечу).Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную … (лепили).
Упражнение “доскажи слова”
– Помогите Ладе и Леше составить слова, подобрав правильно слог со звуком Л.
11. Составление предложений по картинкам
(Использовать слова, в которых есть звук Л) Приложение 7
12. Итог занятия
а) Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо
потрудились. Лада и Лёша довольны вашими
ответами.
б) Домашнее задание: отгадать загадки, выучить
одну из скороговорок.
Список литературы:
- Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки [л], [л’]. – Киров: Весна – дизайн, 2006.
- Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
- Герасимова А.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника для 1–6 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет (старшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987.
- Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вен-тана-Граф, 2008.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е издю., испр – М.: Просвещение, 1982.
- Морозова И., Пушкарёва М. Уроки логопеда. Учимся говорить правильно. – М.: Стрекоза, 2010.
- Солнечный зайчик. Газета для дошкольников с подсказками для родителей. – №6, март, 2010.