Программное содержание.
Закрепить у детей представления о культурных растениях; подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают. Показать детям ценность растений для людей (пища, красота, здоровье, жизнь).
Ход занятия
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие в мир цветов. Обращает внимание на многообразие цветочного мира.
«Мир цветов очень яркий, красочный, необыкновенно красивый. Цветы радуют глаз, есть растения с неповторимыми ароматами. Скажите, какие цветы вы знаете? У каких цветов есть запах?
Как вы думаете, для чего людям нужны растения? Они играют огромную роль в жизни человека: красота цветов радует, успокаивает нас, дарит хорошее настроение; многие растения кормят и лечат людей.
Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным цветком – тюльпаном. Послушайте рассказ о нём.
Долгое время существовало поверье о том, что бутон жёлтого тюльпана содержит в себе сильнейшую энергию, и тот, кто сможет открыть его – станет счастливым. Однако, не было такого человека, который бы оказался способным открыть этот нежнейший бутон, державшийся на тонкой зелёной ножке и обдуваемый ветрами горного склона.
Но однажды на этот склон пришла погулять мать с маленьким сыном. Мальчик впервые увидел красивый цветок и побежал к нему, желая разглядеть диковинное и прекрасное растение поближе. Когда мальчик подошёл к тюльпану, его лицо озарила улыбка, а по склону разнеслось эхо, повторяющее звонкий детский смех. Тюльпан раскрылся навстречу искренней улыбке, детский смех сделал то, чего не могла сделать никакая земная сила.
С того времени принято дарить тюльпаны всем, кто счастлив. На праздник или просто так, подаренные цветы дарят хорошее настроение, а тем более такие красивые и такие разные, как тюльпаны.
Родиной тюльпанов с читается Греция, но более ранние сведения о тюльпанах найдены в книгах Персии (сейчас это Иран). Здесь цветок называли «тюрбан» (он по внешнему виду напоминал головной убор местных жителей).
Тюльпаны возвещают нам о приходе долгожданной весны. Садоводы любят тюльпаны за многообразие и буйство желто – красных красок.
Но человек выращивает растения не только для красоты и радости. Многие из них используются в лекарственных целях, в косметике для приготовления различных кремов, шампуней, духов.
А сейчас отгадайте загадки:
- Сидит дед, во сто шуб одет
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук) - Неказиста, шишковата, а придёт на стол она,
Скажут весело ребята: «Эх, рассыпчата, вкусна!» (картошка) - Телятки гладки, привязаны к грядке,
Лежат рядками, зелены сами.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?... (огурцы) - В огороде вырастаю. А когда я созреваю,
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (помидор)
С давних пор люди выращивают овощи для использования в пищу. А вы, ребята, какие овощи любите больше всего? Что бы вырастить овощи, нужно приложить много усилий. Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы вырастить богатый урожай? После посадки семян в почву, за ними нужен особый уход (полив, рыхление почвы, подкормка, опрыскивание листьев). Овощи – это культурные растения, без внимания и ухода человека не могут вырасти ни огурцы, ни помидоры, ни картофель, ни капуста с луком.
Я вам предлагаю посадить свой огород на окне и вырастить рассаду овощей и цветов, каждый из вас приложит свои усилия. А чтобы лучше понять, от чего зависит рост и развитие наших культурных растений, мы будем вести дневник наблюдений.
Дети с воспитателем идут в групповую комнату, где приготовлено всё необходимое оборудование для посадки семян овощей (огурцы, помидоры, салат и тд.) и цветов (бархатцы, календула).