«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
М.В.Ломоносов
Открытие недели математики
– Сегодня перед нами открывается новая страна – страна Математики. А эпиграфом возьмем слова Михаила Васильевича Ломоносова, гениального русского ученого во многих отраслях знаний, поэта, просветителя, одного из самых выдающихся светил мировой науки «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
– С древнейших времен известно, что математика учит нас правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать.
– Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум, внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и учителю, и художнику.
Математика земная,
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.В веках овеяна ты славой.
Светило всех земных светил,
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.Строга, логична, величава,
Стройна в полете, как стрела.
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!!!
– В течение недели нас ждет очень напряженная работа, поэтому давайте дадим клятву и с честью выдержим предложенные испытания.
– Клянемся!
- Не опаздывать на уроки математики, прилежно вести записи в тетради и всегда выполнять самостоятельно домашнее задание.
- Принимать активное участие в олимпиадах и внеклассных мероприятиях по математике.
- Быть другом своих одноклассников, но не давать списывать.
- Не отказывать товарищу в помощи, действуя по принципу: «Научился сам – научи другого!.
- Всегда активно работать на уроке, при этом не мешать другим.
- Любить, уважать и слушаться учителя математики.
– Клянемся! Клянемся! Клянемся!
– Ребята, скажите, какая самая любимая оценка у
всех учеников?
– А сейчас я хочу предложить вам игру на
внимание. Вы должны внимательно слушать и
правильно называть цифру в конце предложения.
Все вы должны, ребята, знать,
Как мы любим цифру … (пять).
О чудесной цифре … (пять)
Можно многое сказать.
В воскресенье и в субботу
Стали мы все отдыхать,
И рабочих дней в неделе
Остается только … (пять).
Тем, кто к звездам в высь стремится,
Космонавтом хочет стать,
Надо в школе не лениться,
Знать любой предмет на…(пять).
Надо хорошо учиться,
Надо дома помогать,
Коль работать не лениться,
Так обязательно на … (пять).
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь,
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой … (пять).
Кто урок совсем не знает
И трудиться не желает,
Спишет у других страничку,
Тот получит … (единичку).
Путешествие в историю математики
Цель: познакомить с историей математики, учить правильно формировать представлении о развитии математической науки; развивать познавательный интерес к математике и истории.
– Сегодня к нам в гости пришла очень интересная наука. Разгадайте ребус и узнайте нашу гостью.
И100РИЯ |
– Значит, сегодня вы узнаете интересные сведения из истории счета и математики.
1. Как появились меры длины.
– Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и строители, и школьники. Сегодня все мы знакомы с линейкой, метром (показываю). А что же существовало до них?
Выступление учеников.
1 ученик: Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. В Древнем Египте основной мерой длины служил локоть. Он делился на 7 ладоней, а ладонь на 4 пальца. (Измерение ленточки)
2 ученик: В Англии существовал ДЮЙМ (2 см 5 мм), в переводе на русский – большой палец; ФУТ (30 см) – нога. Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами. Большие расстояния – привалами, днями.
3 ученик: В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течении которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.
4 ученик: У многих народов расстояние
определялось длительностью полета стрелы или
пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось
выражение «не подпустить на пушечный выстрел».
5 ученик: На Руси использовали маховую
сажень (176 см). Расстояние между раскинутыми в
стороны руками – это косая сажень, т.е.
расстояние от каблука правой ноги до кончиков
пальцев вытянутой вверх левой руки. Это – 248 см.
Вопросы на закрепление.
– Какого роста была Дюймовочка?
– Какого роста был человек, о котором говорили
«от горшка два вершка»?
– Как вы представляете сказочного богатыря, про
которого говорили «косая сажень в плечах»?
сажень | 2 м 13 см |
вершок | 4 см 4 мм |
дюйм | 2 см 5 мм |
2. Как люди научились считать
Задаю примеры для 1 класса: 5 + 4; 10 – 6.
Задаю примеры для 2 класса: 34 + 16; 47 – 25.
Задаю примеры для 3 класса: 28 * 3; 51 : 17.
Задаю примеры для 4 класса: 220 : 10; 324 * 2
– Сейчас вы показали, как хорошо умеете
считать. Для чего надо уметь считать? (Ответы
детей).
– А вот первобытные люди не умели считать.
Учителем была сама жизнь.
Выступление учеников.
1 ученик: Сначала наши предки научились из многих предметов выделять один. Из стаи волков – вожака, из стада оленей – одного оленя. Добывая пищу, людям приходилось охотиться по нескольку человек. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой, трех – с одной стороны, трех – с другой. Для этого он должен был уметь хорошо считать. Но он не знал названия чисел и показывал на пальцах.
2 ученик: Сначала человек считал с помощью 10 пальцев. Когда приходилось считать большое количество предметов, в счете принимало участие несколько человек. Один считал единицы, другой – десятки, третий – сотни.
Дети показывают этот способ счета: 562 + 234
3. Как люди научились записывать числа.
1 ученик: Очень разными и даже забавными были первые цифры. В Древнем Египте числа первого десятка записывались при помощи палочек: 1 – I, 2 – II, 3 – III, число 10 обозначали дугой. Чтобы записать число 15, нужно было записать дугу и 5 палочек.
2 ученик: После того как создали алфавит, во многих странах стали числа записывать с помощью букв. Только к буквам добавляли специальные значки, чтобы не путать с буквами. Всем знакома римская нумерация (показать V, X).
3 ученик: Большим достижением стало введение нуля, который при записи чисел указывал на пропущенный разряд. Способ записи любого числа с использованием всего 10 цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 (показ на доске) был изобретен в Индии. Эта система оказалась настолько простой, что быстро распространилась по всем странам, а так как распространили ее именно арабы, а не индусы, то эти цифры мы стали называть арабскими.
Итог: Что вам интересного запомнилось?
Путешествие в Страну Математики
– Дорогие ребята! Сегодня у нас праздник, посвященный Математике – царице всех наук. Математика – очень важная наука, которая любит задачи, кроссворды, ребусы, головоломки на досуге решать, хитроумные книги читать, размышлять. Без нее не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии. Сейчас мы отправимся в путешествие в Страну Математики. В этом путешествии вы встретитесь с интересными задачами, головоломками, ребусами.
1 ученик:
Наш юный друг!
Сегодня ты пришел сюда,
Увидеть наш веселый праздник,
Умом своим на все взглянуть.
2 ученик:
Математика повсюду,
Глазом только поведешь –
Ты вокруг себя найдешь.
3 ученик:
Вот строительство большое,
Прежде чем его начать
Нужно было все подробно
Начертить и рассчитать.
4 ученик:
А иначе в этом доме
Счастья нам не увидать:
Стекла будут с перекосом,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите
Это может нравиться?
5 ученик:
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка, друзья,
Очень важная наука –
Хором: МАТЕМАТИКА!
6 ученик:
Почему корабли не садятся на мель?
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что
Вы заметьте-ка, друзья,
Капитанам помогает
Хором: МАТЕМАТИКА!
7 ученик:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего математику знать!
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка, друзья,
Где бы нам не пригодилась
Хором: МАТЕМАТИКА!
– Рассаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путешествие на поезде. Путешествие интересное, поэтому берем смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков!
Представление судейской коллегии
1 станция «Эстафетная»
1 |
3 |
16 |
13 |
6 |
15 |
9 |
11 |
7 |
10 |
20 |
5 |
2 |
18 |
17 |
12 |
8 |
19 |
4 |
14 |
– На время, чья команда быстрее назовет и покажет числа от 1 до 20. Каждый человек в команде должен назвать 5 чисел по порядку друг за другом.
2 станция «Ребусная»
– Разгадайте ребусы:
1-классники:
ПО 2 Л |
С 3 ЖИ |
2-классники:
40 А |
100 Л |
3-классники:
ЛИ 100 К | ПРО 100 Р |
4-классники:
ОС 3 Ё |
5 НИЦА |
Разминка для зрителей:
- Какая цифра, если перевернуть сверху вниз, уменьшается на 3? (9)
- Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15? (Когда смотрим на циферблат часов)
- Стоит в поле осина. На осине 3 ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на осине не растут)
- Сколько раз ходил старик ходил к морю в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, чтобы рыбка выполнила желания старухи? (5 раз)
- На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? (Нисколько, т.к. остальные воробьи улетели)
3 станция «Цифроградная»
– А сейчас вы сразу догадаетесь, из какой
сказки следующее задание. Речь в ней пойдет о
маленькой девочке, такой маленькой, что скорлупа
грецкого ореха была ей колыбелькой, голубые
фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом.
– Как звали эту девочку? (Дюймовочка)
– Вспомните, пожалуйста, сколько заплатила
женщина старой колдунье за ячменное зернышко? (12
грошей)
– Грош – это старинная мелкая монета. Ответьте
на вопрос: чему равнялся грош? Одной, двум или
трем копейкам?
– А поможет вам в этом следующая подсказка:
8 – 6 + 7 – 4 + 3 – 4 + 1 – 3 =
– Итак, один грош – это 2 копейки.
– А сколько копеек составляют 12 грошей? (24)
– Как узнали?
Разминка для зрителей:
– Ребята, давайте вспомним литературные
произведения, в названиях которых встречаются
числа.
(«Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро
козлят», «Семь Симеонов, семь работников», «Два
жадных медвежонка», «Два товарища», «Три
поросенка», «Три медведя», «Пятнадцатилетний
капитан», «Три толстяка».)
5 станция «Задачная»
1. У двоих малышей
В коробке 20 карандашей.
Ну-ка, помогите их
Разделить на двоих! (10 и 10)2. Ровно в 7 часов утра
Собиралась детвора
За грибами в лес пойти.
Ну, счастливого пути!
А к двенадцати часам
Возвратились по домам.
Сколько времени в пути
Были наши малыши? (5)3. Есть помощница у мамы.
Посмотрите, дети, сами:
Перемыла 5 тарелок,
8 ложек, чашек 5.
Перемытую посуду
Помогите сосчитать! (18)4. Пятнадцать пар танцуют польку.
А всего танцоров сколько? (30)5. Подарил утятам ёжик
Сорок кожаных сапожек.
Сколько маленьких утят
Ёжика благодарят? (20)6. Поручил учитель Коле
Сосчитать лопаты в школе.
Он лопаты сосчитал
И об этом так сказал:
– В трех углах по 7 лопат,
У стены шесть штук лежат,
Вместе тридцать две лопаты.
Вы согласны с ним, ребята? (27)
Итоги путешествия:
– Надеюсь, вам было весело на нашем празднике. Но, думаю, что вы не только повеселились, но и вынесли для себя немало полезного и нужного, а главное, что с математикой надо дружить.
Все: (на доске)
Математику учить!
Математику любить!
С математикой навеки
Крепко-накрепко дружить!Математику мы любим,
Любим веселиться,
После праздника такого
Хочется учиться