Применение интернет-ресурсов на уроках физики

Разделы: Физика


В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий за школьной партой во многом определяет будущее обучающихся в профессиональной подготовке. Преподавание физики представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Проводимая мною работа в этом направлении содержит как чисто демонстрационную составляющую, дающую обучающимся расширенные представления о возможностях использования информационных технологий, так и составляющую, требующую активного применения учениками знаний, полученных на уроках информатики.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит вполне естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Компьютерный урок обогащает обратную связь между всеми участниками педагогического процесса и взаимодействие всех его компонентов, способствует дифференциации и индивидуализации обучения, мотивирует учебную деятельность учащихся, способствует развитию самообразования, делает учебный материал более доступным, облегчает решение многих дидактических задач на уроке.

Тема, над которой я работаю «Применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности». Мотивом выбора этой темы стал тот факт, что в последнее время наблюдается некоторый спад интереса учащихся к естественным наукам. Но, в то же время, многие из них проявляют заинтересованность в исследовательской деятельности, они с удовольствием погружаются в атмосферу творческого поиска. И именно физика, как никакой другой школьный предмет, позволяет использовать исследовательские методы, как на уроке, так и во внеурочной деятельности ребят.

Правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. Но прежде чем говорить о том, какую важную роль играют ИКТ в том, чтобы методически грамотно подготовить и провести современный урок, необходимо сказать о том, что информационные технологии – это инструмент, который обретает силу лишь при условии правильного подхода к нему, и последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением.

Использование информационных технологий – это обновление роли учителя, его готовность передавать свои знания и опыт новыми средствами. Овладение учителем возможностями сети Интернет позволяет привлекать к урокам дополнительный иллюстративный материал. Кабинет физики МОУ «СОШ с. Агафоновка» оснащен компьютером, ЖК-телевизором, мультимедийным проектором, DVD-плеером. Имеется подключение к сети Интернет, что позволяет использовать различные ресурсы в преподавании физики. При работе с Интернетом появляется возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах. Использование Интернет-ресурсов требует от учителя-предметника изменения его профессиональной деятельности. Использование ресурсов Интернета вызывает и сложности. Не всегда информация, полученная с различных сайтов достоверна, приходится проверять ее несколько раз. Сайты научных организаций и центров, ВУЗов и других учебных заведений вызывают больше доверия. Чисто информационные сайты зачастую содержат материал, скопированный из печатных источников. Сайты, содержащие достоверную информацию, указывают источник получения того или иного материала. Все эти моменты необходимо объяснять и обучающимся, если они готовят какое-либо задание с поиском информации в сети Интернет. В сети Интернет содержится большое количество информации и, чтобы найти что-то нужное, необходимо порой потратить много времени и сил.
Для удобства я создала каталог сайтов, который включает их перечень и адреса, что значительно облегчает поиск нужной информации. Хочу поделиться некоторой информацией с учителями физики. Все упомянутые сайты регулярно мною посещаются. Множество материалов на данных сайтах можно использовать как на разных этапах уроков физики, так и во внеурочное время (кружковая работа, внеклассные мероприятия по предмету, проектная деятельность обучающихся и т. д.)

Сайты по физике я разделила на несколько групп. (Приложение 1)

Периодическая печать

Некоторые газеты и журналы выкладывают в сети полные публикации вместе с иллюстрациями.
Журнал «Квант» – http://www.kvant.info./ Журнал «Знание – сила» – http://www.znanie-sila.ru/. Журнал «Наука и жизнь» – http://nauka.relis.ru/
Газета «Физика» – https://fiz.1sept.ru/

Общие сайты по физике

«Активная физика» – http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/ – программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики. Сведения о разработках и их предназначении: формирование основных понятий, умений и навыков решения простейших задач по физике и активного использования их в различных ситуациях. Представлено более 6000 вариантов заданий-ситуаций, которые можно использовать на уроке в виде небольших компьютерных фрагментов.

“Физика для всех” – http://physica-vsem.narod.ru/. Для учащихся: описания самодельных приборов, интересные рассказы о физиках и физике, рисунки учеников и их размышления, а также юмор. Для учителей: концепция преподавания физики в классах гуманитарной ориентации, описания простых и наглядных экспериментов, идеи для проведения уроков и проектов.

«Физика: электронная коллекция опытов» – http://www.school.edu.ru/ projects/physicexp. Коллекция опытов по школьному курсу физики: видеоматериал, описание, комментарии, статьи.
«Коллекция образовательных ресурсов для школы» – http://school-collection.edu.ru/. На сайте содержится множество материалов для проведения уроков, также анимации и иллюстрации.

Сайт заслуженного учителя Елькина – http://elkin52.narod.ru/poxod.htm

На сайте содержится много информации для внеклассной работы, элективных курсов.

"Классная физика" – http://class-fizika.narod.ru/ . Физика для малышей. Астрономия и космонавтика. Физика погодных явлений. Камера Обскура – знакомая и незнакомая. Достижения науки и техники.

"Открытая Физика" – http://college.ru/physics/. Сайт является частью проекта "Открытый Колледж" и интегрирует содержание известных учебных компьютерных курсов по физике, выпускаемых компанией ФИЗИКОН на компакт-дисках, и индивидуальное обучение школьников через Интернет. Учитель средней школы найдет много полезного в "Открытом Колледже". Методические материалы, обмен опытом использования учебных компьютерных программ в школе, большая подборка материалов по использованию Интернет в учебном процессе "Интернет для школ и школьников".

«Виртуальное методическое объединение учителей физики, астрономии и естествознания» – http://schools.techno.ru/sch1567/metodob/ index. htm. Методический справочник учителя физики. Большая подборка методических разработок учителей, тесты к урокам. Материалы по особенности преподавания физики в классах различного профиля и использованию компьютеров на уроках физики, демонстрационный и лабораторный эксперимент и др.

«Кирилл и Мефодий» – http://vip.km.ru/vschool/. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Конференции, чат, методические материалы. Интерактивные курсы по физике, включают аудио лекции, анимированные иллюстрации, интерактивные упражнения и схемы. Мегаэнциклопедия.

"Физика.ru" – http://www.fizika.ru/index.htm. Сайт для учащихся и преподавателей физики. На сайте размещены учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ. Эти материалы – для учащихся. Учителя здесь найдут тематические и поурочные планы, методические разработки. Система "Проверялкин" – служит для организации интерактивной работы обучаемого с текстами учебника и многоуровневыми заданиями для самоконтроля к ним.

В последнее время наблюдается активное внедрение Интернет в преподавание школьных предметов. Наряду с этим увеличивается число ресурсов по предметам. Интернет играет значимую роль в самообразовании учителя. Применение информационных технологий позволяет более качественно подойти к вопросу обучения физике.

В результате использования информационных технологий повышается интерес к физике, растет качество образования, активизируется познавательная деятельность, формируется научное мышление, осуществляется индивидуальный дифференцированный подход, творческое развитие личности, учащиеся глубже овладевают информационными технологиями.

Литература:

  1. www.kvant.info
  2. www.znanie-sila.ru
  3. http://nauka.relis.ru/
  4. https://fiz.1sept.ru/
  5. http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/
  6. http://physica-vsem.narod.ru/
  7. http://www.school.edu.ru/projects/physicexp
  8. http://school-collection.edu.ru/
  9. http://elkin52.narod.ru/
  10. http://class-fizika.narod.ru
  11. http://college.ru/physics/
  12. http://schools.techno.ru/sch1567/metodob/index.htm
  13. http://vip.km.ru/vschool/