Цели:
- закреплять умение передавать своё отношение к художественному образу, используя различные выразительные средства в области изобразительной деятельности;
- продолжать учить замечать выразительные средства музыкального, живописного художественного образа;
- воспитывать любовь к музыке, к произведениям искусства.
Ход занятия
Педагог рассказывает детям историю.
В одной сказочной стране жили по соседству две сестрицы – волшебницы – Изольдина и Жармина. Замок Изольдины был построен изо льда, почему? (Потому что имя волшебницы Изольдина и дети его проговаривают). А если замок изо льда, значит, там холодно: в какие одежды одевалась волшебница? (В ледяные, снежные, белые, голубые, синие, прозрачные.) А какой был у неё характер, нам подскажет музыка... (Звучит «Полонез Ля мажор» Ф. Шопена - холодный, высокомерный, важный, надменный, повелевающий и т. д.). Волшебница, как и все женщины на свете, любила цветы. И часто брала волшебную кисточку, рисовала цветы, похожие на её характер. Какие краски брала Изольдина? (Холодные тона.) Педагог предлагает детям показать с помощью геометрических фигур, какой формы были лепестки у цветов Изольдины.
По соседству жила Жармина: вслушайтесь в звучание её имени и расскажите, почему её так звали. (Жармина— жар, значит жаркая, горячая, теплая...) Дети слушают «Рондо-каприччиозо» Л. ван Бетховена и одновременно рассматривают репродукции картин, где изображены цветы. Выбирают те репродукции, которые созвучны характеру Жармины (цветы теплых тонов). Когда сёстры нарисовали свои любимые цветы, то поставили их в вазы, оставив на веранде на ночь. Но ветер - шалун пробежал по веранде, цветы с вазами упали, и вазы разбились.
Дидактическое упражнение «Разбитые вазы»
Дети собирают кусочки разбитых ваз, одна ваза в холодныхх тонах, вся в прямых линиях для Изольдины, а другая - для Жармины, теплых тонов, очертания округлой формы.
Дети рассказывают, из какого материала можно сделать вазу для Изольдины (стекло, хрусталь, лед) и для Жармины (глина, керамика, дерево).
1 вариант: Дети рисуют цветы для Жармины и Изольдины, вырезают их и ставят в соответствующие вазы.
2 вариант: Для рисования детям предлагается пластилин разного цвета. Дети рисуют пластилином, растирая его на бумаге тонким слоем, от этого лепестки цветов получаются насыщенные и полуобъёмные.
По окончании занятия дети любуются созданными ими панно.