Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

Разделы: Информатика


Класс: 9.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: наглядные, практические, проблемный, частично-поисковый.

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с принципами кодирования графической информации и видами графики.

Задачи:

Образовательные (обучающие):

  • Создать условия для усвоения обучающимися знаний о системе компьютерного черчения КОМПАС;
  • Создать условия для формирования у учащихся умений выделять главное, отбирать нужный материал, работать по алгоритму и создавать новый алгоритм.

Развивающие:

  • Содействовать развитию познавательного интереса, логического мышления, внимания;
  • Создать условия для формирования информационных и коммуникативных компетенций.

Воспитательная:

  • Содействовать воспитанию активности, самостоятельности, аккуратности в работе, ответственности и дисциплинированности.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры.

Материалы к уроку: дидактический материал (задания, презентация, видео-фрагмент).

Этапы урока:

Этап урока Время (мин) Цель
1 Организационный момент 1 Создание у учащихся рабочего настроя (подготовить учащихся к быстрому включению в работу)
2 Проверка ранее усвоенных знаний 3 Создание условий для:
· Организации вторичного осмысления, обобщения и применения знаний;
· Вторичной проверки усвоения материала.
3 Актуализация знаний учащихся 5 Создание условий для:
· Формирования психологического настроя учащихся;
· Концентрации внимания учащихся на изучаемом вопросе, возбуждения мыслительной активности;
· Формулирования учащимися целей урока.
4 Усвоение новых знаний 18 Создание условий для:
· Организации восприятия;
· Первичного осознания и осмысления, первичного запоминания и применения нового материала.
5 Закрепление 10 Создание условий для вторичного закрепления новых знаний
6 Подведение итогов и рефлексия деятельности 5 Создание условий для оценки самими учащимися результатов своей деятельности.
7 Домашнее задание. 3 Создание условий для успешного выполнения домашнего задания.
  Итого: 45  

Ход урока

Деятельность учителя на разных этапах урока Прогнозируемая деятельность обучающихся Прогнозируемый результат
I. Организационный этап 
Проверяет готовность учащихся к уроку.
– Ребята, произведите осмотр своего рабочего места. Все ли готово у вас к уроку?
Осматривают свое рабочее место. Проверяют готовность к уроку. Готовность учащихся к уроку
II. Проверка ранее усвоенных знаний 
Создаёт условия для эффективной проверки ранее усвоенных знаний, посредством проведения фронтального опроса: презентация к уроку Отвечают на вопросы, производят взаимокоррекцию ответов.  
– Сформулируйте определение понятия «графический редактор». (Слайд 1 а, б – Приложение 3) Графический редактор – прикладная программа, предназначенная для создания и обработки графических изображений на компьютере.
– На какие две категории делятся графические редакторы? (Слайд 2 а, б) Растровые и векторные.
– Что является основой изображения растрового редактора, а что – векторного? (Слайд 3 а, б) Растровый редактор – пиксель (минимальный участок изображения, для которого независимым образом можно задать цвет);
Векторный редактор – графические примитивы (линия, окружность, прямоугольник и др.)
– Как изменяется качество изображения в растровом редакторе при его масштабировании? а в векторном? (Слайд 4 а, б)
Растровый редактор – качество изображения ухудшается.
Векторный редактор – качество изображения остается неизменным.
– Какие растровые редакторы вы знаете? (Слайд 5 а, б) Paint, Adobe Photoshop, GIMP, Macromedia Flash MX, …
– Какие векторные редакторы вы знаете? (Слайд 7а, б) Corel Draw, КОМПАС
III. Актуализация знаний учащихся 
– Что нового мы узнали на прошлом уроке? После ответа учащимися на вопрос (Слайд 8)
Показать изображение на доске (трактор) (Слайд 9)
Отвечают на вопросы учителя Мы работали с системой компьютерного черчения КОМПАС.
Научились чертить основные графические примитивы с использованием различных способов ввода координат: автоматического ввода, ручного ввода и геометрического калькулятора.
Научились подписывать начерченные примитивы (длину отрезка, размер угла).
– Мы умеем чертить геометрические фигуры (отрезок, угол, треугольник, окружность)    
– На интерактивной доске показаны рисунки. Какие геометрические фигуры мы должны уметь строить? (Слайд 10).   Отрезки, треугольники, окружности.
На интерактивной доске показаны рисунки (с равными фигурами.) (Слайд 11).    
– Сравните фигуры на рисунках?   Два отрезка одинаковой длины, два равных угла, два равных треугольника.
– А как построить в программе равные фигуры? Затруднение ответа  
– Как построить в геометрии равные фигуры?   С помощью циркуля и линейки.
– Можем ли мы заменить циркуль и линейку инструментами системы компьютерного черчения КОМПАС?   Можем.
Учитель увеличивает панель инструментов с помощью функции интерактивной доски Лупа.


Окружность, прямая, отрезок.
– Итак, чем мы сегодня будем с вами заниматься?   Построением равных геометрических фигур
– Попробуйте сформулировать тему урока Формулирование учащимися темы урока Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
– Определите цель урока?
Формулирование учащимися цели урока С помощью системы компьютерного черчения научиться выполнять построения геометрических фигур
(Слайд 12) Записывают дату и тему урока в тетрадь.  
VI. Усвоение новых знаний 
Приступим к выполнению построений.
– предлагаю вам решить первую задачу.
Построить серединный перпендикуляр к заданному отрезку. (Слайд 13)
Открывают систему компьютерного черчения КОМПАС.


Записывают задание в тетрадь
– Давайте вспомним, как вы это делали на уроках геометрии?
Учитель:
– создает условия для формулирования ответов учащихся посредством наводящих вопросов;
В ходе беседы активно участвуют в решении поставленной задачи.
 
– фиксирует на доске перечисленные шаги алгоритма построения равных отрезков;
– создает условия для фиксирования результатов в тетради;
  Учащиеся вспоминают алгоритм построения серединного перпендикуляра:
Пусть АВ – данный отрезок;
Опишем окружности с центрами в точках А и В и радиусом, большим половины АВ;
Обозначим точки их пересечения, лежащие по разные стороны от прямой АВ, через С и D;
Точки C и D одинаково удалены от концов отрезка АВ. Следовательно, они принадлежат серединному перпендикуляру и, значит, прямая СD и будет искомым серединным перпендикуляром.
– Выполняем построение (Слайд 14).
Одним учащимся на интерактивной доске выполняется построение в системе компьютерного черчения КОМПАС. Данная работа автоматически записывается и сохраняется в видео-файл.
Учитель:
– демонстрирует учащимся видео-файл с готовым построением;
– создает условия для формирования технологических умений.
Построение чертежа с помощью системы компьютерного построения каждым учащимся на своем рабочем месте.

Просматривая видео-файл, учащиеся анализируют, созданное ими изображение, находят ошибки, и если таковые имеются, исправляют их.
Построение серединного перпендикуляра к заданному отрезку в системе компьютерного черчения КОМПАС.
– Попробуем решить следующую задачу: (Слайд 15).
Учитель:
– раздает каждому ученику алгоритм построения чертежа в системе компьютерного построения КОМПАС.
(приложение 1)
– Перед вами алгоритм построения чертежа, определите, пожалуйста, какую содержательную задачу он решает? (решаем обратную задачу)
Выполняют построения в системе компьютерного черчения КОМПАС.

Формулируют геометрическую задачу.
Строят задачу через алгоритм в системе компьютерного черчения КОМПАС по приведённому алгоритму.
Выполнили построение в системе компьютерного черчения КОМПАС и сформулировали геометрическую задачу.
– Рассмотрим следующие задания в индивидуальном порядке. (Слайд 16).
В предложенной вам карточке есть задания различного уровня сложности.
Задание 1 – пошаговое выполнение алгоритма построения (в задании указан как алгоритм геометрического решения задачи, так и алгоритм построений в системе компьютерного черчения КОМПАС);
Задание 2 – самостоятельное выполнение построения (в задании указан алгоритм геометрического решения задачи, учащийся должен самостоятельно произвести построения в системе компьютерного черчения КОМПАС);
Задание 3-7 – самостоятельное выполнение задания (учащийся самостоятельно решает задачу и выполняет построения в системе компьютерного черчения КОМПАС, каждое последующее задание имеет чуть более высокий уровень сложности).
Ваша задача выбрать и выполнить те построения, которые понятны вам после рассмотрения задач предыдущего этапа, сохранив файл с каждой решенной задачей по указанному пути (Слайд 17).
Учитель:
– раздает каждому ученику лист с текстом заданий; (приложение 2)
– создает условия для усвоения учащимися действий для выполнения задания.
Решают очередную учебную проблему, опираясь на жизненный опыт и изученный материал.
Выполняют индивидуальные задания.
Усвоение обучающимися знаний о системе компьютерного черчения КОМПАС.
Каждый ученик вырабатывает собственный познавательный маршрут выполнения задания.
V. Этап закрепления новых знаний 
– Проверим вашу работу (Слайд 18).
Учитель создает условия закрепления новых знаний и практических умений через совместную с учащимися проверку предложенных ранее заданий. Проверяются задания в режиме усложнения ученического материала.
К доске, по желанию выходят учащиеся, справившиеся с заданием. С помощью локальной сети кабинета, на плоскость интерактивной доски проецируется вариант решения задания данного ученика.
Задача ученика на данном этапе доказать правильность решения предложенного задания.
Отвечают на вопросы, возникшие у одноклассников.
Разбор заданий различных уровней сложности. Выполнение заданий практикума всеми учащимися класса.
Ученики доказывают правильность решения в диалоге учитель – ученик – ученик.
VI. Рефлексия деятельности 
Учитель создает условия для фиксации учащимися затруднений и планирования будущей деятельности в работе в КОМПАС и решении содержательных математических задач, выясняя эмоциональный настрой обучающихся (задает вопросы, возвращаясь к цели урока) (Слайд 19).    
– Что мы сегодня планировали узнать нового? Пытаются в ходе обсуждения сделать вывод.
Как можно выполнить графические построения в системе компьютерного черчения КОМПАС.
– Какие проблемы возникли в процессе работы?
(каждый учащийся фиксирует свою проблему на интерактивной доске)
Называют проблемы, если они возникли. Возможные проблемы:
Сложность в составлении алгоритма решения геометрической задачи, создания алгоритма построения чертежа в системе.
– Почему возникли проблемы? Анализируют свою деятельность. Возможные варианты ответов:
не интенсивно развито умение выделять главное;
создавать новый алгоритм решения задачи;
слабое знание системы компьютерного черчения КОМПАС и её функций, как следствие не умение упрощения своих действий.
Закройте глаза, представьте в своих руках воздушный шарик, определите какого он цвета.
Оцените свое состояние в завершении занятия.
Называют цвет шарика.
Смотрят, какой цвет определяет их эмоциональное состояние.
 
VII. Домашнее задание
Запись д.з. (Слайд 20)
Творческое задание выполняется по желанию учащегося на дополнительную отметку.
  Возможные вопросы:
Все ли задания являются обязательными?