Класс: 9.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: наглядные, практические, проблемный, частично-поисковый.
Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с принципами кодирования графической информации и видами графики.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
- Создать условия для усвоения обучающимися знаний о системе компьютерного черчения КОМПАС;
- Создать условия для формирования у учащихся умений выделять главное, отбирать нужный материал, работать по алгоритму и создавать новый алгоритм.
Развивающие:
- Содействовать развитию познавательного интереса, логического мышления, внимания;
- Создать условия для формирования информационных и коммуникативных компетенций.
Воспитательная:
- Содействовать воспитанию активности, самостоятельности, аккуратности в работе, ответственности и дисциплинированности.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры.
Материалы к уроку: дидактический материал (задания, презентация, видео-фрагмент).
Этапы урока:
№ | Этап урока | Время (мин) | Цель |
1 | Организационный момент | 1 | Создание у учащихся рабочего настроя (подготовить учащихся к быстрому включению в работу) |
2 | Проверка ранее усвоенных знаний | 3 | Создание условий для: · Организации вторичного осмысления, обобщения и применения знаний; · Вторичной проверки усвоения материала. |
3 | Актуализация знаний учащихся | 5 | Создание условий для: · Формирования психологического настроя учащихся; · Концентрации внимания учащихся на изучаемом вопросе, возбуждения мыслительной активности; · Формулирования учащимися целей урока. |
4 | Усвоение новых знаний | 18 | Создание условий для: · Организации восприятия; · Первичного осознания и осмысления, первичного запоминания и применения нового материала. |
5 | Закрепление | 10 | Создание условий для вторичного закрепления новых знаний |
6 | Подведение итогов и рефлексия деятельности | 5 | Создание условий для оценки самими учащимися результатов своей деятельности. |
7 | Домашнее задание. | 3 | Создание условий для успешного выполнения домашнего задания. |
Итого: | 45 |
Ход урока
Деятельность учителя на разных этапах урока | Прогнозируемая деятельность обучающихся | Прогнозируемый результат |
I. Организационный этап | ||
Проверяет готовность учащихся к уроку. – Ребята, произведите осмотр своего рабочего места. Все ли готово у вас к уроку? |
Осматривают свое рабочее место. Проверяют готовность к уроку. | Готовность учащихся к уроку |
II. Проверка ранее усвоенных знаний | ||
Создаёт условия для эффективной проверки ранее усвоенных знаний, посредством проведения фронтального опроса: презентация к уроку | Отвечают на вопросы, производят взаимокоррекцию ответов. | |
– Сформулируйте определение понятия «графический редактор». (Слайд 1 а, б – Приложение 3) | Графический редактор – прикладная программа, предназначенная для создания и обработки графических изображений на компьютере. | |
– На какие две категории делятся графические редакторы? (Слайд 2 а, б) | Растровые и векторные. | |
– Что является основой изображения растрового редактора, а что – векторного? (Слайд 3 а, б) | Растровый редактор – пиксель (минимальный участок изображения, для которого независимым образом можно задать цвет); Векторный редактор – графические примитивы (линия, окружность, прямоугольник и др.) |
|
– Как изменяется качество изображения в растровом редакторе при его масштабировании? а в векторном? (Слайд 4 а, б) |
Растровый редактор – качество изображения ухудшается. Векторный редактор – качество изображения остается неизменным. |
|
– Какие растровые редакторы вы знаете? (Слайд 5 а, б) | Paint, Adobe Photoshop, GIMP, Macromedia Flash MX, … |
|
– Какие векторные редакторы вы знаете? (Слайд 7а, б) | Corel Draw, КОМПАС | |
III. Актуализация знаний учащихся | ||
– Что нового мы узнали на прошлом уроке? После ответа учащимися на вопрос (Слайд 8) Показать изображение на доске (трактор) (Слайд 9) |
Отвечают на вопросы учителя | Мы работали с системой компьютерного черчения КОМПАС. Научились чертить основные графические примитивы с использованием различных способов ввода координат: автоматического ввода, ручного ввода и геометрического калькулятора. Научились подписывать начерченные примитивы (длину отрезка, размер угла). |
– Мы умеем чертить геометрические фигуры (отрезок, угол, треугольник, окружность) | ||
– На интерактивной доске показаны рисунки. Какие геометрические фигуры мы должны уметь строить? (Слайд 10). | Отрезки, треугольники, окружности. | |
На интерактивной доске показаны рисунки (с равными фигурами.) (Слайд 11). | ||
– Сравните фигуры на рисунках? | Два отрезка одинаковой длины, два равных угла, два равных треугольника. | |
– А как построить в программе равные фигуры? | Затруднение ответа | |
– Как построить в геометрии равные фигуры? | С помощью циркуля и линейки. | |
– Можем ли мы заменить циркуль и линейку инструментами системы компьютерного черчения КОМПАС? | Можем. | |
Учитель увеличивает панель инструментов с помощью функции интерактивной доски Лупа. | Окружность, прямая, отрезок. | |
– Итак, чем мы сегодня будем с вами заниматься? | Построением равных геометрических фигур | |
– Попробуйте сформулировать тему урока | Формулирование учащимися темы урока | Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС |
– Определите цель урока? |
Формулирование учащимися цели урока | С помощью системы компьютерного черчения научиться выполнять построения геометрических фигур |
(Слайд 12) | Записывают дату и тему урока в тетрадь. | |
VI. Усвоение новых знаний | ||
Приступим к выполнению построений. – предлагаю вам решить первую задачу. Построить серединный перпендикуляр к заданному отрезку. (Слайд 13) |
Открывают систему компьютерного черчения КОМПАС. |
Записывают задание в тетрадь |
– Давайте вспомним, как вы это делали на уроках геометрии? Учитель: – создает условия для формулирования ответов учащихся посредством наводящих вопросов; |
В ходе беседы активно участвуют в решении поставленной задачи. |
|
– фиксирует на доске перечисленные шаги алгоритма построения равных отрезков; – создает условия для фиксирования результатов в тетради; |
Учащиеся вспоминают алгоритм построения серединного перпендикуляра: Пусть АВ – данный отрезок; Опишем окружности с центрами в точках А и В и радиусом, большим половины АВ; Обозначим точки их пересечения, лежащие по разные стороны от прямой АВ, через С и D; Точки C и D одинаково удалены от концов отрезка АВ. Следовательно, они принадлежат серединному перпендикуляру и, значит, прямая СD и будет искомым серединным перпендикуляром. |
|
– Выполняем построение (Слайд 14). Одним учащимся на интерактивной доске выполняется построение в системе компьютерного черчения КОМПАС. Данная работа автоматически записывается и сохраняется в видео-файл. Учитель: – демонстрирует учащимся видео-файл с готовым построением; – создает условия для формирования технологических умений. |
Построение чертежа с помощью системы компьютерного построения каждым учащимся на своем рабочем месте. Просматривая видео-файл, учащиеся анализируют, созданное ими изображение, находят ошибки, и если таковые имеются, исправляют их. |
Построение серединного перпендикуляра к заданному отрезку в системе компьютерного черчения КОМПАС. |
– Попробуем решить следующую задачу: (Слайд 15). Учитель: – раздает каждому ученику алгоритм построения чертежа в системе компьютерного построения КОМПАС. (приложение 1) – Перед вами алгоритм построения чертежа, определите, пожалуйста, какую содержательную задачу он решает? (решаем обратную задачу) |
Выполняют построения в системе компьютерного черчения КОМПАС. Формулируют геометрическую задачу. |
Строят задачу через алгоритм в системе компьютерного черчения КОМПАС по приведённому алгоритму. Выполнили построение в системе компьютерного черчения КОМПАС и сформулировали геометрическую задачу. |
– Рассмотрим следующие задания в индивидуальном порядке. (Слайд 16). В предложенной вам карточке есть задания различного уровня сложности. Задание 1 – пошаговое выполнение алгоритма построения (в задании указан как алгоритм геометрического решения задачи, так и алгоритм построений в системе компьютерного черчения КОМПАС); Задание 2 – самостоятельное выполнение построения (в задании указан алгоритм геометрического решения задачи, учащийся должен самостоятельно произвести построения в системе компьютерного черчения КОМПАС); Задание 3-7 – самостоятельное выполнение задания (учащийся самостоятельно решает задачу и выполняет построения в системе компьютерного черчения КОМПАС, каждое последующее задание имеет чуть более высокий уровень сложности). Ваша задача выбрать и выполнить те построения, которые понятны вам после рассмотрения задач предыдущего этапа, сохранив файл с каждой решенной задачей по указанному пути (Слайд 17). Учитель: – раздает каждому ученику лист с текстом заданий; (приложение 2) – создает условия для усвоения учащимися действий для выполнения задания. |
Решают очередную учебную проблему, опираясь на жизненный опыт и изученный материал. Выполняют индивидуальные задания. |
Усвоение обучающимися знаний о системе компьютерного черчения КОМПАС. Каждый ученик вырабатывает собственный познавательный маршрут выполнения задания. |
V. Этап закрепления новых знаний | ||
– Проверим вашу работу (Слайд 18). Учитель создает условия закрепления новых знаний и практических умений через совместную с учащимися проверку предложенных ранее заданий. Проверяются задания в режиме усложнения ученического материала. |
К доске, по желанию выходят учащиеся, справившиеся с заданием. С помощью локальной сети кабинета, на плоскость интерактивной доски проецируется вариант решения задания данного ученика. Задача ученика на данном этапе доказать правильность решения предложенного задания. Отвечают на вопросы, возникшие у одноклассников. |
Разбор заданий различных уровней сложности. Выполнение заданий практикума всеми учащимися класса. Ученики доказывают правильность решения в диалоге учитель – ученик – ученик. |
VI. Рефлексия деятельности | ||
Учитель создает условия для фиксации учащимися затруднений и планирования будущей деятельности в работе в КОМПАС и решении содержательных математических задач, выясняя эмоциональный настрой обучающихся (задает вопросы, возвращаясь к цели урока) (Слайд 19). | ||
– Что мы сегодня планировали узнать нового? | Пытаются в ходе обсуждения сделать вывод. |
Как можно выполнить графические построения в системе компьютерного черчения КОМПАС. |
– Какие проблемы возникли в процессе работы? (каждый учащийся фиксирует свою проблему на интерактивной доске) |
Называют проблемы, если они возникли. | Возможные проблемы: Сложность в составлении алгоритма решения геометрической задачи, создания алгоритма построения чертежа в системе. |
– Почему возникли проблемы? | Анализируют свою деятельность. | Возможные варианты ответов: не интенсивно развито умение выделять главное; создавать новый алгоритм решения задачи; слабое знание системы компьютерного черчения КОМПАС и её функций, как следствие не умение упрощения своих действий. |
Закройте глаза, представьте в своих руках воздушный шарик, определите какого он цвета. Оцените свое состояние в завершении занятия. |
Называют цвет шарика. Смотрят, какой цвет определяет их эмоциональное состояние. |
|
VII. Домашнее задание | ||
Запись д.з. (Слайд 20) Творческое задание выполняется по желанию учащегося на дополнительную отметку. |
Возможные вопросы: Все ли задания являются обязательными? |