Формирование представлений у детей дошкольного возраста о родном крае "Край мой Ямал"

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время очень актуальна тема патриотического воспитания детей.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Наш современник академик Д.С.Лихачёв отмечал:- «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам.

Этот год юбилейный для Ямала: ему 80 лет! Нам, живущим на земле Ямала, стыдно не интересоваться его историей, народами, живущими здесь испокон веков и культурой, созданной этими народами.

В результате развития нефтегазового комплекса, сегодня на земле Ямала живут и трудятся представители 80 национальностей. И очень важно, чтобы приезжие носители современной цивилизации с уважением относились к древней уникальной цивилизации коренных жителей этой земли. А психологию народа, его духовный мир, нравственность невозможно понять, подробнейшим образом не изучив, не осмыслив обычаи, по которым жили многие поколения. Традиции - это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа.

Округ расположен в северной части Западно-Сибирской равнины, площадь его составляет 750,3 тыс. кв. км. С севера омывается Карским морем. В пределы округа входят восточные склоны Полярного Урала, Западная часть Гыданского полуострова, Тазовского полуострова, полуостров Ямал. На большей части округа распространена разной глубины залегания вечная мерзлота. Коренными жителями являются ненцы, селькупы, ханты коми-зыряне.

Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. Знание и понимание этой культуры способствуют стабилизации межнациональных отношений между народами, проживающими сейчас на Ямале, т.к. многие конфликты возникают из-за нарушения чужих представлений и норм жизни. Кроме того, некоторые сложившиеся обычаи и традиции можно было бы принять и нам, представителям других культур. Особенно это касается взаимоотношений с природой.

Известный писатель – ученый А.К.Омельчук отмечает, что этика Севера уникальна, и к тому же он полагает, что именно такое присущее северянам экологически бережное отношение к окружающей природе должно распространяться на все планету.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, краю и родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего родного края творческим, развивающим и интересным для ребенка. Работа по патриотическому воспитанию должна носить целостный характер, она требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Перед тем, как приступить к планированию работы, в ДОУ былопроведено анкетирование педагогов, родителей, беседы с детьми для выявления уровня знаний о городе и Ямале. Было выявлено недостаточность знаний по истории и развитию города, округа у детей, родителей и педагогов. Работа с педагогами началась с изучения краеведческой литературы о городе и крае и накопления материалов о Ямале. Теоритический материал, труды местных авторов находили в библиотеке, в СМИ, в Интернете, в музее Освоения Севера. Жизнь города и округа отразили в предметно-развивающей среде в ДОУ и во всех возрастных группах. Была приобретена художественная литература, видеоматериалы, иллюстрации, репродукции картин, фотографии, записи песен, музыки о Ямале, собрали библиотеку стихов , сказок, загадок о Ямале.

В настоящее время выходит достаточно много методической литературы и парциальных программ для дошкольников, где освещаются лишь некоторые стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности , но ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

В программе Л.В.Венгера «Развитие», по которой работает наш детский сад, содержатся характеристики только основных разделов образовательной работы и отсутствуют конкретные задачи и методические рекомендации по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Учитывая возрастные и психологические особенности дошкольников, google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); в рамках национально–регионального компонента нами была разработана система работы по ознакомлению с родным краем «Край мой Ямал» (Приложение №1). Разработаное перспективно-тематическое планирование для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста направлено на формирование у детей патриотических чувств (воспитание любви к семье, родному городу, краю и т.д.), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.). Весь материал о Ямале разбит по 4 разделам:

  1. Губкинский в краю Ямала;
  2. Вижу чудное раздолье Ямала;
  3. Этих дней не смолкнет слава;
  4. Культурное наследие Ямала.

Мы попытались собрать материал о Ямале, доступный детям дошкольного возраста и тот, который может вызвать у детей чувство восторга и гордости и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он узнал от воспитателя, посадить около своего дома цветы, чтобы его двор был красивее, не сорить и т.д. Педагогу важно научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь.

Вся работа распределена помесячно, предлагаются различные формы работы по знакомству детей с родным городом и краем: целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д.

Основной целью проекта является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре Ямала, чувства любви к своему городу Губкинский на основе разнообразных форм работы.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  • Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, детский сад, улицы города).
  • Знакомить с географическим расположением города, округа, зкономическим значением, социальной сферой, архитектурными особенностями. Расширять знания детей о Ямале, о городе Губкинский и о различных профессиях жителей нашего города (нефтяник, газовик, энергетик, строитель и др.). Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, дать основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя.
  • Прививать уважение к традициям и обычаям родного города.
  • Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к дому, улице, детскому саду, городу Губкинский, ямальской земле. Вызвать у детей желание преобразовывать улицы и дворы города в преддверии праздников, доставляя тем самым радость;
  • Воспитывать в детях уважение к людям-труженикам и чувство гордости за своих земляков.
  • Расширять знания о своеобразии жизни коренных жителей Севера: природа, жилища, одежда, труд.
  • Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям народов, живущих на ямальской земле.
  • Формировать представления детей о главных природных богатствах родного края: о полезных ископаемых, о разнообразии растительного и животного мира Ямала.
  • Воспитывать заботливое и бережное отношение к использованию природных ресурсов родного Ямала.

Для решения поставленных задач использовали специально организованные интегрированные занятия из следующих разделов программы:

  • ознакомление с художественной литературой и развитие речи;
  • развитие представлений об окружающем мире и о себе;
  • конструирование;
  • изобразительное искусство;
  • художественное конструирование;
  • ознакомление с пространственными отношениями;
  • развитие элементов логического мышления;
  • развитие экологических представлений;
  • развитие элементарных математических представлений;
  • овладение основами первоначальной грамоты;
  • развитие музыкальности;
  • физическое воспитание.

(Приложение №2)

В коридорах ДОУ оформлены стенды по патриотическому воспитанию: «Край, в котором мы живем», « Мой дом – Губкинский», «Хорошо у нас в саду».В каждой возрастной группе созданы уголки Севера и мини-музеи города, где наглядно отражена жизнь Ямала и города.

В каждой возрастной группе имеется перспективный план по ознакомлению детей с северным краем.

Занятия проводятся один-два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Педагогами ДОУ разработаны циклы занятий для старших дошкольников «Мы – Губкинцы», «Край, в котором я живу», «Мелодии Севера».

На занятиях дети знакомятся с историей возникновения города, с историей его названия, с улицами города, с символикой города, с известными людьми, прославившими наш город, с природой, достопримечательностями города и округа, с жизнью, бытом, обычаями и традициями народов ЯНАО. Педагоги ДОУ знакомят детей с трудом нефтяников, газовиков, строителей, которые в настоящее время возводят жилые дома, школы, с творчеством местных художников и многих других, которые развивают художественные традиции и прославляют наш город Губкинский. На занятиях организуется практическую деятельность детей, например: рисование на темы: «Мой город», «Город моей мечты», «Северный олень», «Животные тундры», лепка «Памятник нефтяникам». Используя различные формы организации занятий, игр, музыкальный опыт детей обогащаем в процессе знакомства с произведениями народной, классической, современной, вокальной музыки ненецких композиторов Семёна Няруй, Г.Лагей, которые помогают детям узнать и познать культуру народов Ямала, их быт и образ жизни. Дети слушают музыку ненецких исполнителей на языке народов Ямала, учат песни о Ямальском крае и о городе Губкинский, знакомятся с ненецкими словами, играют в национальные игры.

Через игры, систему занятий даем представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями Ямала

Регулярно действует выставка-вернисаж детских работ разных возрастных групп о городе.

Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий.

И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой группе, но с определенным усложнением. Тематическое планирование различных видов детской деятельности способствует эффективному усвоению знаний у детей о родном городе и крае.

Два раза в месяц организуются экскурсии и целевые прогулки: по детскому саду, улицам города, в библиотеку, в пожарную часть, в КСК «Нефтяник», в эколого-эстетический центр «Гармония», в школу искусств №2, в музыкальную школу, в парковую зону, в музей Освоения Севера, к строящимся зданиям (церковь, Дворец Культуры).

В октябре, феврале и в мае традиционно в ДОУ проходят встречи детей с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, на которых ветераны рассказывают детям о трудных военных годах, а дети чествуют героев цветами, концертом и подарками, выполненными своими руками.

Для старших дошкольников и их родителей надолго останется в памяти встреча- презентация с губкинской детской поэтессой Лычак Н..П., которая воодушевленно читала стихи и загадки о городе, о природе Ямала. На память о встрече поэтесса подарила детям свою книгу «Игра слов». Совместно с родителями оформлены тематические альбомы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Коренные жители Ямала», «Профессии Ямала», «Растительный мир Ямала», «Наш город Губкинский», «Ямал», «Губкинский- город спортивный», «Птицы и животные Ямала», «Мамочка, милая моя», «Реки округа», «Ягоды Ямала», «Города Ямала», «Праздники тундры», «Музыкальные инструменты коренных народов Ямала», «Природа Ямала», «Сказки народов Ямала», «Писатели Ямала», «Ненецкий фольклор» (загадки, пословицы и поговорки, потешки, приметы), «Стихи о Ямале и о г. Губкинский».

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей., вовлекая родителей к совместной работе по данной теме педагогами ДОУ активно используются такие формы и методы работы как:

  • беседы с родителями о важности данной проблемы;
  • оформление папок-передвижек («Люби и знай родной свой край»);
  • привлечение родителей к пополнению в группах уголков Севера и города ;
  • встречи и тематические беседы с родителями разных профессий;
  • выставки семейных рисунков («Мой двор», « Каким будет мой Губкинский через 100 лет», «Губкинский глазами детей», «Каким бы хотел видеть наш город»);
  • оформление фотовыставок на различные темы о жизни города («Я люблю свой город Губкинский», «Праздник города», «Отдыхаем всей семьей», «Ледовый городок», «Любимые места в городе», «Машины нашего города»);
  • выставки- презентации семейных гербов «Моя семья в истории города»;
  • изготовление семейных альбомов («Семья. Родословное древо моей семьи», «Моё имя, его значение») ;
  • участие в акциях ( «Украсим городскую рождественскую елку», «Покормите птиц зимой», «Посади дерево в детском саду», «Придумай название будущим улицам города и строящемуся парку Отдыха», «Чистый город», «Трудовой десант»);
  • совместные походы на природу;
  • совместные экскурсии на выставки губкинских художников , в музей Освоения Севера;
  • участие в конкурсах ( «Подарок ко Дню рождения ДОУ «Солнышко», «Стихи о г.Губкинский», «Поздравительная открытка ко дню города»).

Большое место в организации нашей работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Свои впечатления дети отражают в играх.

Мы использованы различные виды игр:

  • сюжетно-ролевые игры («Путешествие по родному городу на автобусе», «Строим сказочный снежный городок», «Пойдемте в гости», «Геологи», «Буровая», «Встреча гостей города», «Чум», «Оленеводы», «Рыбаки», «Мы пришли в музей», «Ателье» , «Магазин Северные ягоды», «Рыбаки», «Мастерицы» и др.);
  • дидактические игры («Рыбалка», «Узнай на фото», «Найди дерево», «Определи дерево по описанию», «Найди нужный флаг», « Найди место недостающим элементам герба города, округа», «Сложи картинку», «Жители Севера», «Где чей дом?», «С чей ветки эти детки?», «Букет красивых слов о Губкинском», «Узнай, где я нахожусь», «Кому что надо для работы?», «Богатства родного края», «Подбери орнамент», «Угадай, чья одежда», «Герб города», «История родного города», «Заселим реку Пяка-Пур», «Северные россыпи», «Найди флаг Ямала», «Чей костюм», «Выложи узор», «Пазлы – чум, стойбище», «Клюквоеды» и др. );
  • творческие и развивающие игры («Придумай герб», «Раскрась флаг нашего города», «Придумай и расскажи, какой памятник тебе хотелось бы установить в городе», «Расскажи, каким будет Губкинский через тысячу лет», «Мечтатели», «Когда я вырасту…», «Строим город будущего», «Закончи предложение», «Все ли верно, докажи», «Перестройка микрорайона», «Разбитая картина», «Мы строители», «Машина времени», «Узнай по описанию», «Кто подберет больше слов», «Продолжи», «Так бывает», «Найди отличия», «Губкинские загадки», «Чудо-дом», «Зима на вкус, ощупь и запах», «Чем пахнет в городе в разное время года», «Установим чум», «Уложим Вако спать», «Укачай братика», «Загадай, а мы отгадаем», «Животные тундры», «Покажи и расскажи», «Назови герб», «Найди животное по следу», «Кто где обитает», «Найди похожее облако», «Подбери символику», «Выложи флаг», «Угадай загадку и найди отгадку»);
  • игры народов Ямала («Возвращение Солнца», «Ручейки и озера», «Набрось тынзян», « Перетягивание каната», «Ловкий оленевод», «Рыбаки», «Льдинка, ветер и мороз», «Полярная сова», «Медведь» «Ловля оленей», «Волк и олени», «Оленья упряжка», «Аргиш», «Поимка арканом», «Ловим оленей», «Прыжки через нарты», «Стрельба», «Хаерако», «Загон оленей», «Ручей», «Снежные сугробы», «Важенка и оленята», «Охота на куропаток», «На новой стойбище», «Куропатки и охотники», «Олени и пастухи», «Нарты –сани», «Полярная сова и евражка», «Отбивка оленей» и др.);
  • игры-драматизации («По сказке «Кукушка», «Мышонок и олененок», «Снегирь и мышонок», «Три сына», Ягодная королева»).
  • игры-конкурсы («Знатоки Ямала», «Колесо истории Губкинского», «Стихи о Ямале и Губкинском»).

Наше ДОУ на протяжении многих лет использует технологию «театральных пятниц «без репетиций». Ежегодно тема сентябрьской театральной пятницы «без репетиций» для всех возрастных групп посвящена Дню города. Дети поют песни, танцуют, читают стихи, рисуют, делают поделки, соревнуются - и все это любимому городу.

В сентябре 2011 года наш город Губкинский будет праздновать свое 25-летие

Нашим подарком для города станет театрализованное представление «Наш Губкинский», в котором принимали участие не только сотрудники детского сада и дети, но их родители.

Хочется отметить активную поисково-познавательную деятельность всех педагогов ДОУ, а также родителей в сборе информации о городе Губкинский и о Ямале, в том числе репродукций и фотоматериалов.

В результате систематической и целенаправленной работы по ознакомлению с родным краем расширились представления и знания детей о городе и крае. Ребенок не только узнал свой край, город, но и стал откликаться на события окружающего мира и выражать свое отношение к ним.

Работая с детьми и их родителями, мы сформировали у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию.

Система работы нашего ДОУ может быть использована для решения задач по воспитанию у детей дошкольного возраста чувства любви к любому городу и краю. Используя предлагаемый материл по знакомству детей с родным городом, краем, а также предлагаемую систему работы с детьми, можно добиться успеха: показать детям красоту своего города, края, познакомить их с историей родного края , научить детей любить и гордиться тем, что они живут в таком городе, крае.

Мы надеемся, что наши дети смогут достойно оценить вклад деятельности наших педагогов: будут любить, беречь , сохранять и разумно использовать богатства Ямала, будут уважать народ, проживающий на Ямале, сохраняя их культуру и традиции. Все это позволит в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.