Тема урока:
- Русский язык. Правописание окончаний имен существительных в именительном падеже.
- Природоведение. Растения и животные луга.
Цели урока:
- Обобщение знаний об именительном падеже ИС (вопросы, окончания 3-х склонений, отсутствие предлогов, роль в предложении);
- Формирование навыка правописания окончаний в именительном падеже;
- Упражнять в написании окончаний косвенных падежей;
- Закреплять знания о главных и вопросительных членах предложения;
- Познакомить детей с растениями и животными луга;
- Воспитывать доброе отношение к окружающей среде, любовь к природе.
- Развивать наблюдательность, мышление
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация, картины природы.
Ход урока
I
Ребята, сегодня у нас необычный урок, более объемный и сложный чем всегда. Мы проводим урок русского языка и природоведения, как один большой урок, но взаимосвязанный по теме. Такой урок называется интегрированный.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие на луг, где будем упражняться в правописании окончаний косвенных падежей. А так же познакомимся с окончаниями главного падежа – именительного.
II
Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно, проверьте посадку. Запишите число, классная работа. У меня на доске зашифровано слово, которое нам сегодня очень поможет. Как поможет? Мы узнаем в конце урока.
«Что можете сказать об этом дне? Какие орфограммы видите?»Тридцатое ноября.
Классная работа.
Дети: В слове ноября орфограмма «безударная гласная в корне слова», в слове тридцатое непроизносимая согласная «д».
Молодцы!
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А) Чистописание
- в_р_на
- в_р_бей
- с_р_ка
- сн_гирь
- с_ница
Легко ли живется этим птицам?
Когда трудно? Что особенно страшно птицам зимой?
Сколько названий птиц записали?
Дети: Птицам зимой живется трудно, особенно снегирям и синицам.
Б) Словарная работа
Отгадать кроссворд.
Я проверю, внимательно ли вы читали домашнее задание, если отгадаем правильно, по горизонтали получится __?__ сейчас узнаем.
- Этот маленький летом – серый, а зимой – белый зверь, питающийся корой деревьев, травами, бегающий от каждого шороха в лесу – частый герой мультипликационных фильмов. (заяц)
- Это животное предпочитает мясную пищу, хотя часто остается без нее. Очень похож на собаку, в сказках друг лисы. (волк)
- Он до сих пор остается хозяином дремучих лесов. Крупное животное бурого цвета, с сильными лапами, крепкими зубами и крупными ногтями. Питается разнообразной пищей: травой, ягодами, рыбой. Зимой впадает в спячку, живет в это время за счет жира. (медведь)
- Это дикое животное семейства кошачьих, которое ведет уединенную жизнь в хвойных лесах. Питается – оленями, косулями, нападая, она перегрызает горло. Но когда нечего есть, она ест мышей, зайцев, ящериц, птиц. (рысь)
- Хитрая, рыжая, очень любит мясную пищу: мышей, а особенно кур. Может всех зверей обмануть, следы заметает хвостом, одним словом – (лиса)
- Этого темно-бурого великана можно встретить даже в нашем лесу. Его рост достигает 2-х метров. Питается травой, листьями, молодыми побегами, грибами, ягодами. Зимой человек приходит ему на помощь: подкармливает сеном, зерном. Он находится под охраной человека. (лось)
- Лесной зверек. Питается она семенами хвойных деревьев. Крепкими зубами разгрызает шишку и выбирает из нее семена. Летом питается шишками, грибами, ягодами. Она делает запасы кормов на зиму. (белка)
- Это парнокопытное животное, небольшого роста, с короткими ногами, красивейшими глазами, похож на маленького олененка. (косуля)
- В густых труднопроходимых зарослях на юге и западе нашей страны водится… - предки домашних свиней. У него сильное тело, покрытое густым подшерстком и щетиной. Крепким рылом он может разрывать мерзлую землю. На кормежку выходит ночью, днем спит. (кабан)
Но в лесу живут не только звери, но…
О ком мы не упомянули? (о птицах)
– Составьте предложение, запишите в тетрадь, определить склонение имен существительных.
Дина Калмыкова: Мы очень рады прилету синиц, снегирей.
III
Работа по картине «Лес».
– Что видите?
Дети: Красивая картина осеннего леса
– Составьте и запишите небольшое сочинение о лесе. (Дети пишут мини-сочинение)
– Кто хочет поделиться своими мыслями?
Римма Халикова: Красив лес в любое время года. Но мне очень нравится осенний лес, потому что такой красоты ни в одно время года не увидишь. Разноцветные листья ковром лежат под ногами. Ярко-красные клены и осины выделяются яркими пятнами. Медленно падают с берез легкие, невесомые листочки.
Легко дышится в осеннем лесу, воздух прозрачен и чист. И совсем не хочется уходить домой.
Молодцы, ребята, с тремя заданиями справились.
IV
А теперь из леса мы с вами отправляемся на луг.
Что обозначает слово луг?
Дети: Если слово отвечает на вопрос что? значит это - существительное.
– А что мы знаем об имени существительном?
Дети:
- часть речи;
- обозначает предмет;
- вопросы Кто? Что?;
- бывают мужского, женского и среднего рода;
- изменяется по числам;
- изменяется по падежам или склоняется.
– Ребята, мы с вами знаем, что каждое слово имеет лексическое значение. Если заглянуть в «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, мы прочтем:
Луг – участок, покрытый травянистой растительностью.
Просклоняем слово, выделим окончания, определим склонение
Именительный падеж | луг | |
Родительный падеж | луга | |
Дательный падеж | лугу | |
Винительный падеж | луг | |
Творительный падеж | лугом | |
Предложный падеж | о луге |
V
Рассказ о луге.
а) Растительность. (С.60 «Природоведение» А. Плешаков). Найти и выписать предложения со словом ЛУГ и разобрать по членам предложения.
б) Животные луга. (С.61 «Природоведение» А. Плешаков). Найти и выписать предложения О ЖИВОТНЫХ ЛУГА и разобрать по членам предложения.
в) Животный мир.
VI
Обобщение об именительном падеже.
– На какие вопросы отвечает?
– Что можно сказать о предлогах?
– Какие окончания у существительных 1,2,3 склонения?
– Каким членом предложения чаще всего является существительное в именительном падеже?
VII
Найдите в тексте существительные и запишите их в начальной форме, то есть в именительном падеже по склонениям.
Ночью в лесу кричит сова. На рябину прилетела птица. Землю обогревает солнечные лучи. Катя вскопала свою грядку и посадила огуречную рассаду.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
рябина | лес | ночь |
земля | луч | |
грядка | ||
рассада |
VIII
Молодцы, вы замечательно справляетесь со всеми заданиями.
Н | А | К | 4 | Р | М | И |
Осталась одна буква – кто догадался?
Дети: буква О
Верно, ребята.
– Кого мы должны накормить? Почему?
Дети: Зимой мы должны обязательно позаботиться о птицах, потому что они гибнут не от холода, а от голода. И мы можем помочь им. Для этого нам нужно только построить птичьи «столовые» и не забывать пополнять их кормом.
IX
Итог. О птицах и животных мы будем еще говорить, зима только начинается. А сегодня что нового вы узнали?
Дети: Мы узнали, что существительные в именительном падеже употребляются без предлога.
– А так же изменяли существительное луг по падежам.
– А еще надо обязательно сделать кормушку, чтобы подкормить птиц.
X
Домашнее задание написать сочинение о луге.