Интегрированный урок (русский язык + природоведение) "Правописание окончаний имен существительных в именительном падеже. Растения и животные луга". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема урока:

  • Русский язык. Правописание окончаний имен существительных в именительном падеже.
  • Природоведение. Растения и животные луга.

Цели урока:

  • Обобщение знаний об именительном падеже ИС (вопросы, окончания 3-х склонений, отсутствие предлогов, роль в предложении);
  • Формирование навыка правописания окончаний в именительном падеже;
  • Упражнять в написании окончаний косвенных падежей;
  • Закреплять знания о главных и вопросительных членах предложения;
  • Познакомить детей с растениями и животными луга;
  • Воспитывать доброе отношение к окружающей среде, любовь к природе.
  • Развивать наблюдательность, мышление

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, картины природы.

Ход урока

I

Ребята, сегодня у нас необычный урок, более объемный и сложный чем всегда. Мы проводим урок русского языка и природоведения, как один большой урок, но взаимосвязанный по теме. Такой урок называется интегрированный.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие на луг, где будем упражняться в правописании окончаний косвенных падежей. А так же познакомимся с окончаниями главного падежа – именительного.

II

Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно, проверьте посадку. Запишите число, классная работа. У меня на доске зашифровано слово, которое нам сегодня очень поможет. Как поможет? Мы узнаем в конце урока.

Тридцатое ноября.
Классная работа.

   «Что можете сказать об этом дне? Какие орфограммы видите?»

Дети: В слове ноября орфограмма «безударная гласная в корне слова», в слове тридцатое непроизносимая согласная «д».

Молодцы!

  1     2     3     4     5     6     7  

А) Чистописание

  • в_р_на
  • в_р_бей
  • с_р_ка
  • сн_гирь
  • с_ница

Легко ли живется этим птицам?

Когда трудно? Что особенно страшно птицам зимой?

Сколько названий птиц записали?

Дети: Птицам зимой живется трудно, особенно снегирям и синицам.

Б) Словарная работа

Отгадать кроссворд.

Я проверю, внимательно ли вы читали домашнее задание, если отгадаем правильно, по горизонтали получится __?__ сейчас узнаем.

  1. Этот маленький летом – серый, а зимой – белый зверь, питающийся корой деревьев, травами, бегающий от каждого шороха в лесу – частый герой мультипликационных фильмов. (заяц)
  2. Это животное предпочитает мясную пищу, хотя часто остается без нее. Очень похож на собаку, в сказках друг лисы. (волк)
  3. Он до сих пор остается хозяином дремучих лесов. Крупное животное бурого цвета, с сильными лапами, крепкими зубами и крупными ногтями. Питается разнообразной пищей: травой, ягодами, рыбой. Зимой впадает в спячку, живет в это время за счет жира. (медведь)
  4. Это дикое животное семейства кошачьих, которое ведет уединенную жизнь в хвойных лесах. Питается – оленями, косулями, нападая, она перегрызает горло. Но когда нечего есть, она ест мышей, зайцев, ящериц, птиц. (рысь)
  5. Хитрая, рыжая, очень любит мясную пищу: мышей, а особенно кур. Может всех зверей обмануть, следы заметает хвостом, одним словом – (лиса)
  6. Этого темно-бурого великана можно встретить даже в нашем лесу. Его рост достигает 2-х метров. Питается травой, листьями, молодыми побегами, грибами, ягодами. Зимой человек приходит ему на помощь: подкармливает сеном, зерном. Он находится под охраной человека. (лось)
  7. Лесной зверек. Питается она семенами хвойных деревьев. Крепкими зубами разгрызает шишку и выбирает из нее семена. Летом питается шишками, грибами, ягодами. Она делает запасы кормов на зиму. (белка)
  8. Это парнокопытное животное, небольшого роста, с короткими ногами, красивейшими глазами, похож на маленького олененка. (косуля)
  9. В густых труднопроходимых зарослях на юге и западе нашей страны водится… - предки домашних свиней. У него сильное тело, покрытое густым подшерстком и щетиной. Крепким рылом он может разрывать мерзлую землю. На кормежку выходит ночью, днем спит. (кабан)

Но в лесу живут не только звери, но…

О ком мы не упомянули? (о птицах)

– Составьте предложение, запишите в тетрадь, определить склонение имен существительных.

Дина Калмыкова: Мы очень рады прилету синиц, снегирей.

III

Работа по картине «Лес».

 

Что видите?

Дети: Красивая картина осеннего леса

– Составьте и запишите небольшое сочинение о лесе. (Дети пишут мини-сочинение)

– Кто хочет поделиться своими мыслями?

Римма Халикова: Красив лес в любое время года. Но мне очень нравится осенний лес, потому что такой красоты ни в одно время года не увидишь. Разноцветные листья ковром лежат под ногами. Ярко-красные клены и осины выделяются яркими пятнами. Медленно падают с берез легкие, невесомые листочки.
Легко дышится в осеннем лесу, воздух прозрачен и чист. И совсем не хочется уходить домой.

Молодцы, ребята, с тремя заданиями справились.

IV

А теперь из леса мы с вами отправляемся на луг.

Что обозначает слово луг?

Дети: Если слово отвечает на вопрос что? значит это - существительное.

– А что мы знаем об имени существительном?

Дети:

  • часть речи;
  • обозначает предмет;
  • вопросы Кто? Что?;
  • бывают мужского, женского и среднего рода;
  • изменяется по числам;
  • изменяется по падежам или склоняется.

– Ребята, мы с вами знаем, что каждое слово имеет лексическое значение. Если заглянуть в «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, мы прочтем:

Луг – участок, покрытый травянистой растительностью.

Просклоняем слово, выделим окончания, определим склонение

Именительный падеж          луг
Родительный падеж   луга
Дательный падеж   лугу
Винительный падеж   луг
Творительный падеж   лугом
Предложный падеж   о луге

V

Рассказ о луге.

а) Растительность. (С.60 «Природоведение» А. Плешаков). Найти и выписать предложения со словом ЛУГ и разобрать по членам предложения.

б) Животные луга. (С.61 «Природоведение» А. Плешаков). Найти и выписать предложения О ЖИВОТНЫХ ЛУГА и разобрать по членам предложения.

в) Животный мир.

VI

Обобщение об именительном падеже.

– На какие вопросы отвечает?

– Что можно сказать о предлогах?

– Какие окончания у существительных 1,2,3 склонения?

– Каким членом предложения чаще всего является существительное в именительном падеже?

VII

Найдите в тексте существительные и запишите их в начальной форме, то есть в именительном падеже по склонениям.

Ночью в лесу кричит сова. На рябину прилетела птица. Землю обогревает солнечные лучи. Катя вскопала свою грядку и посадила огуречную рассаду.

1 склонение 2 склонение 3 склонение
рябина лес ночь
земля луч  
грядка    
рассада    

VIII

Молодцы, вы замечательно справляетесь со всеми заданиями.

  Н     А     К     4     Р     М     И  

Осталась одна буква – кто догадался?

Дети: буква О

Верно, ребята.

– Кого мы должны накормить? Почему?

Дети: Зимой мы должны обязательно позаботиться о птицах, потому что они гибнут не от холода, а от голода. И мы можем помочь им. Для этого нам нужно только построить птичьи «столовые» и не забывать пополнять их кормом.

IX

Итог. О птицах и животных мы будем еще говорить, зима только начинается. А сегодня что нового вы узнали?

Дети: Мы узнали, что существительные в именительном падеже употребляются без предлога.

– А так же изменяли существительное луг по падежам.

– А еще надо обязательно сделать кормушку, чтобы подкормить птиц.

X

Домашнее задание написать сочинение о луге.