Здравствуйте, наши папы

Разделы: Работа с родителями


Цель: обмен опытом семейного воспитания.

Рекомендации:

  1. Тема должна быть конкретной и интересной для многих родителей;
  2. Желательно предварительно провести анкетирование (родителей и детей);
  3. Желательно до конференции рекомендовать литературу по изученным вопросам;
  4. С помощью ВИГ (временно – инициативной группы) может быть изучен положительный опыт воспитания детей в отдельных семьях;
  5. Объявление/приглашение должно быть красочным и насыщено вопросами проблемного характера, которые послужат конвой конференции;
  6. Пригласить специалистов, профессионально занимающихся этим вопросом.

План проведения конференции:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Подведение итогов анкетирования пап.
  3. Вручение писем папам от их детей.
  4. Примеры из литературы, высказываний известных людей о воспитании.
  5. Обмен опытом семейного воспитания.
  6. Практическая работа в творческих группах.
  7. Выработка рекомендаций и вручение памяток папам.
  8. Написание писем папами своим детям.
  9. Заключительное слово учителя/завуча по воспитательной работе.

Тема: «Роль отца в воспитании ребёнка»

Ход конференции

1. Вступительное слово учителя.

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?

Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о самом дорогом, что у нас есть – о наших детях, об их воспитании и становлении как гражданина, как личности.

Но главный вопрос, который нам предстоит обсудить – это роль отца в воспитании детей.

Начать обсуждение я хотела бы с коротких вестей с родительских собраний:

  • на классном собрании присутствовало 25 родителей и трое пап;
  • в школе состоялось торжественное заседание, посвящённое пятой годовщине со дня последнего визита туда Сидорова – папы;
  • абсолютный рекорд посещаемости папами школы за год установил родитель Ночкин – 122 раза. Он работает в школе сторожем. Второе и третье места поделили родители Рогов и Быков – один раз на двоих;
  • с большим успехом в школе прошёл семинар «Отцы в ответе за детей». После семинара для обоих отцов был дан большой концерт учительской художественной самодеятельности.

Вы, наверное, уже догадались, почему я начала с этих смешных, на первый взгляд «вестей». На самом деле это типичная картина для наших дней.

Так уж получается, что воспитанием детей занимается в основном мать. Конечно, у неё и времени побольше и связь с ребёнком крепче. Н значит ли это, что отец не должен заниматься воспитанием своего ребёнка? Достаточно ли только материнской опеки?

2. Подведение итогов анкетирования пап и их детей.

- Перед проведением конференции вы все получили анкеты. В начале конференции я отдала их психологу нашей школы.

Образец анкеты:

  1. Для чего человеку нужен отец?
  2. Есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми?
  3. Знаете ли вы друзей своих детей? Бывают ли они у вас домой?
  4. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах, семейных праздниках?
  5. Поверяете ли вы, как они учат уроки?
  6. Обсуждаете ли вместе с детьми почитанные книги?
  7. Участвуете ли вместе в прогулках, походах? Проводите ли с семьёй отпуск?
  8. Наказываете ли вы своих детей? Как? За что?
  9. За что поощряете? Как?
  10. Ваше отношение к физическим наказаниям?
  11. Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка?

Он проанализировал ваши анкеты и вот какой результат получился:

В понимании большинства родителей, отец – это воспитатель каких – нибудь качеств в ребёнке (честности, мужества, ответственности и др.) 50 % отцов так воспринимают свою роль в семье. 21% отцов считают, что отец – это защитник, «широкая спина» для всей семьи и детей в частности.

8% отцов считают, что отец – это закон и порядок и влияние отца не заменит мать. 8% отцов видит свою роль в семье как объект для подражания. 75% отцов охарактеризовали свои отношения с детьми как основанные на полном взаимопонимании. Остальные считают, что они почти всегда находят общий язык со своим ребёнком.

Наказывают отцы своих детей в основном за непослушание, ложь, плохую учёбу. А в благодарность за помощь по дому, хорошую учёбу предпочитают сделать своему ребёнку какой – нибудь подарок.

Мнение по поводу физических наказаний разделились. 61% отцов не приемлют такой вид наказания, 40% отцов относятся к таким наказаниям положительно.

Самое главное для пап, чтобы их ребёнок был здоров (40%), честен, умён, добр (40%), счастлив (2%), грамотным и порядочным (4%).

Хотелось бы задать вам один вопрос: «Хотели бы вы быть здоровым, честным, добрым грамотным и при этом несчастным?». Можете не отвечать вслух на этот вопрос. Подумайте о том, что только 2% отцов хотят видеть своих детей счастливыми.

Детям также как и вам было предложено ответить на вопросы анкеты.

Анкета для детей.

  1. Что бы ты сделал, если бы был волшебником?
  2. Какие слова папы тебе больше всего запомнились?
  3. Чему научил тебя отец?
  4. Ты когда – нибудь обманывал своего отца?
  5. Бывает ли папа к тебе несправедлив?
  6. Что тебе нравится в папе?
  7. Вы с ним друзья?
  8. любишь ли ты ходить с родителями в гости? Почему?

Анализ анкет был следующим:

(Для каждого класса будет свой, но в моём классе прозвучали нотки боязни детей своих отцов, у одного ребёнка даже сильного страха, так как отец бьёт его за малейшую провинность)

3. Вручение писем папам от их детей.

А чтобы не ошибиться в том, что хочет ваш ребёнок, что его беспокоит, я хочу вручить вам письма ваших детей, которые они Вам написали. Это лично каждому папе. Прочитайте их, пожалуйста, хоть здесь, хоть дома. Как вам будет удобно.

4. Примеры из классической литературы.

Родительский труд - это очень тяжёлый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообладания, пересиливания усталости, одоления неумений. Она требует постоянного самосовершенства. Может ли этот тяжёлый груз нести на своих хрупких плечах одна мать? Такая ноша посильна только мужчинам, отцам, а мать помогает главе семейства сделать эту ношу более лёгкой.

Иногда отцы считают, что у них нет времени заниматься с детьми, что главную роль играют беседы о поведении, о том, что хорошо и что плохо, нравоучения. А ведь воспитывать ребёнка может ваше поведение, ваше отношение к своей жене, матери ребёнка, к своим родителям. Предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок из книги. К сожалению я не записала автора и название книги.

«Отец никогда не баловал нас своим общением. Ему приходилось много работать. Чаще он работал по ночам, когда мы уже спали. Дверь из детской была приоткрыта в его кабинет и оттуда падал лучик света. Я видел этот лучик и знал, что отец работает. И этот лучик воспитывал меня лучше всяких нравоучений, бесед и наказаний. Всю жизнь я любил и уважал своего отца».

Если ребёнок знает, что вы думаете о нём, беспокоитесь, интересуетесь его делами, если он чувствует, что вы несёте за него ответственность перед обществом, такой ребёнок ответит вам большой любовью и уважением, вырастит порядочным, честным человеком.

Вопрос о роли отца волновал умы даже средневековых деятелей. Вот отрывок из стихотворения Себастьяна Брандта:

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит,
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

5. Обмен опытом семейного воспитания.

Сегодня для обсуждения вам предложено семь вопросов. Это наиболее часто встречающиеся ситуации. Расскажите, как вы решаете подобные вопросы или как вы считаете их нужно решать.

Вопросы для обсуждения:

  1. При каких обстоятельствах надобность наказаний в семье отпадает?
  2. Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказали несправедливо?
  3. Надо ли наказывать за плохую оценку?
  4. За какие из перечисленных видов деятельности надо поощрять:
    -Хорошая учёба
    -Примерное поведение
    -Благородный поступок.
  5. Можно ли иметь секреты от мамы?
  6. Надо ли наказывать трудом? Чем?
  7. В чём состоит настоящий родительский авторитет?

6. Практическая работа в творческих группах.

Вы уже многое обсудили, обменялись опытом. Теперь вы поработаете во временных творческих группах (делиться на группы можно по желанию родителей или по просьбе учителя). Каждой группе будет предложена жизненная ситуация. Обсудите её в своей группе и предложите лучший выход из данной ситуации.

Образцы ситуаций:

  1. Отец хочет почитать газету/посмотреть телевизор. Ребёнок пристаёт к нему с вопросами или просьбами. Отец в раздражении.
  2. Ребёнок целый день дуется, уныл и невесел. Родителям неизвестна причина.
  3. Ребёнок шалил за столом и, несмотря на предупреждения, разлил молоко.
  4. Вы ожидаете гостей. Ребёнок отрезал и съел кусок торта, который вы приготовили к торжеству.
  5. С работы должна возвратиться жена. Вы просите ребёнка сбегать за хлебом. Он отказывается.

7. Выработка рекомендаций и написание писем папами своим детям.

- Что нового и полезного вы сегодня узнали? (Короткие высказывания о прошедшем мероприятии)

- Какие советы вам понравились?

- Какие советы и рекомендации выработала каждая группа?

Примерные рекомендации:

  1. Посвящать время только ребёнку.
  2. Чаще «ставить себя» на место ребёнка.
  3. Искренне интересоваться жизнью ребёнка до того, как он придёт сам.
  4. Обещал – выполни.
  5. Направь ребёнка по руслу его таланта и помогай.
  6. Учи ребёнка различать добро и зло.
  7. Обязательно найди за что похвалить.

На память о сегодняшней конференции я хотела бы вам вручить открытки с хорошими советами от психологов и других детских специалистов:

  1. Старайтесь как можно реже произносить слово «нельзя».
  2. Запрещайте только то, что грозит опасными последствиями.
  3. Чаще предлагайте ребёнку то, что он хочет. (Если догадываетесь, что он захотел, н – р, покататься на велосипеде, скажите: «Иди, покатайся».
  4. Если надо, чтобы ребёнок сделал что-то нужное, обязательно объясните ему значение, цель этого дела – зачем?
  5. Никогда не применяйте силу, чтобы заставить его что-то сделать.
  6. Лучшее наказание – не выполнять просьбы своего ребёнка. Их сейчас нет? Обязательно появятся!

8. Написание писем папами своим детям и заключительное слово учителя.

А чтобы детям тоже было приятно, я прошу Вас написать им письма и запечатать их в конверты. Завтра я вручу их вашим детям.

«Хитрые» советы папам:

Совет первый.

Об успеваемости детей можно узнать по дневникам следующим образом:

  • у отличников они заканчиваются 25 мая;
  • у хорошистов 1 мая;
  • у троечников – 8 марта;
  • у двоечников – 23 февраля или немного раньше ввиду повышенной вредности.

Совет второй.

Если сын требует купить ему джинсы за 2500 руб, не бранитесь, а начните с покупки хорошего ремня за 50 рублей, который впоследствии джинсам будет тоже необходим.

(На эту конференцию была приглашена завуч по воспитательной работе школы. В конце она поблагодарила родителей, которые активно участвовали в конференции, кратко обсудила обстановку в городе, районе, указала причину происходящих событий, ещё раз подчеркнув, что отец играет огромную роль в жизни детей и подростков)

9. Литература

  1. Клюева Н. В. «Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг», изд. Ярославль, Академия развития 2001 год.
  2. Книга полезных советов, изд. Минск Государственное Издательство БССР 1958 год.
  3. Макаренко А. С. «Лекции о семейном воспитании».