Желательно, чтобы игра проводилась в декабре месяце. Сопровождением может выступать выставка книг по правовым вопросам, Конституция, рисунки детей по Конвенции по правам детей, по правам человека. В качестве награды можно вручить вымпел со словами «Россия» для всей команды – Конституцию.
Цели игры:
- Воспитание правовой культуры школьников
- Расширение правовых знаний
- Формирование интереса к правоведению
- Формирование базисных (начальных) знаний о государстве, праве, правах человека
- Развивать творческое мышление
- Формировать навыки практического использования знаний.
Подготовительный этап:
- Формируются две-три команды
- Выборы капитана
- Придумать эмблему, название, девиз
- Приветствие команд в адрес команд-соперниц
Ведущий: Декабрь – особенный месяц:
10 декабря – день прав человека, 12 декабря – день Конституции.
Конституция – основной закон государства. Множество других законов и правовых актов подчиняются Конституции.
Права каждого человека на Земле призвана защищать организация, созданная в 1945 году – это ООН – Организация Объединенных Наций. ООН приняла множество международных документов «Всеобщая Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка».- 1989.
Но у каждого человека есть не только права, но и обязанности.
Предлагаются конкурсы:
- Всякая всячина
- Знаешь ли ты закон
- Черный ящик
- Права человека
- Конституция
- Афоризмы
1. Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающиеся различных сказочных героев.
Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, закончить фразу. За каждую правильно законченную фразу начисляется -1б. Время выполнения -3 мин.
- Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка – путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на ….. …. .
- Буратино. Схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на …. .
- Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на … … .
- Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … .
- Царевич Иван из сказки «Иван – царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на … … .
- В сказке «Иван – царевич и серый волк» братья убили Ивана , нарушив его право на … .
- Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся. Что Буратино воспользуется своим правом на … .
2. Конкурс «Знаешь ли ты закон»:
- Когда отмечается День прав человека
- Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком
- Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в России
- Что такое тайное хищение имущества
- Общественно опасное, виновное, предусмотренное Уголовным кодексом ,деяние
- С какого возраста гражданин России подлежит уголовной ответственности за отдельные особо опасные преступления
3. Конкурс «Черный ящик»:
(Нужно угадать, что находится в ящике – правильный ответ – 5 б):
- В ящике находится то, что в переводе с латинского означает»установление, устройство»
- Во время сухого закона в США контрабандисты перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в нашем ящике находится то, чем перекладывали бутылки в ящиках. (соль)
- У халифов он был желтым, у албанцев – без клюва и когтей, у их российского собрата они есть. (двуглавый орел).
4. конкурс «Права человека» - правильный ответ -1б:
Объясните свои права. С какого возраста вы можете:
- Водить машину - с детского сада вы можете знать правила дорожного движения, но к экзамену на право водить машину допустят только в 17 лет, а водить можно только с 18 лет, мотоциклом и мотороллером можешь управлять с 16 лет.
- Право на заработки – с 14 лет – с разрешения родителей, с 15 лет- 5 часов рабочий день – с разрешения родителей, кроме материальной ответственности, работы в ночное время.
- Жениться – с 18 лет, с 16 лет- только при наличии веской причины – беременности.
- Иметь сотовый телефон – оформить мобильник можно на свое имя только с 16 лет, при письменном разрешении родителей.
Корыстные преступления:
Команды получают контрольные листы с таблицей, в первой колонке которой приведены описание корыстных преступлений, т.е. преступлений против собственности. Во второй необходимо написать, к какому виду преступлений относится данное правонарушение, т.е. квалифицировать его. Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждый правильный ответ -1б.
задание | ответ |
Схватил шапку с головы прохожего и скрылся | |
Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку | |
Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения | |
В автобусе залез пассажиру в карман | |
Вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу | |
Вовлек людей в азартную уличную игру и путем обмана обыграл | |
Затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему 100 рублей |
5 конкурс «Конституция» -правильный ответ - 1б.:
- Когда в нашей стране была принята последняя Конституция РФ (12 декабря 1993 года0
- Кто, согласно Конституции, является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил России (президент)
- Как называется основной закон государства (Конституция)
- Назовите основные символы государства (флаг, гимн, герб)
- Какой правовой документ обладает высшей юридической силой (Конституция)
- Чем по государственному устройству является Россия (федерацией)
- Кто является гарантом Конституции РФ (президент)
6. Конкурс Афоризмы:
команды получают набор карточек, на которых написано по одному слову. Нужно так расположить карточки, чтобы можно было прочитать высказывание. Кто первым сделает это задание. Правильный ответ – 5б:
«Создайте немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались».
Джон Локк.