Рассказы и сказки Н.Носова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • ознакомить детей с творчеством Н. Носова, особенностями его рассказов и сказок;
  • развивать мышление, память, наблюдательность;
  • воспитывать умение дружить, честность, ответственность, умение принимать решения.

Оборудование: 

  • выставка книг;
  • пословицы, записанные на доске;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация к уроку (Приложение).

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

(Слайд 1)

Из какой сказки эти персонажи? (Незнайка в Солнечном городе»)

Кто автор сказки?

(Слайд 2)

Сегодня на уроке мы будем говорить о сказках и рассказах Н. Носова.

II. Актуализация знаний

Отгадай анаграммы.

  • ЕНАЗКЙАН (Слайд 3)
  • РОКАМША (Слайд 4)
  • ВОЧУРН (Слайд 5)
  • ШПУКТИН (Слайд 6)
  • ПОЧИНК (Слайд 7)

(Незнайка, Ромашка, Ворчун, Шпунтик, Пончик)

III. Постановка целей

1. Рассматривание книг на выставке.

  • Какие книги вы прочитали?
  • Что вы видите на иллюстрациях?
  • Каковы главные темы этих произведений?

2. Сегодня вы узнаете, какие еще рассказы и сказки написал Н. Носов. Вам откроются другие стороны личности писателя, разные грани его таланта.

IV. Изучение нового материала

1. Сообщение о Н. Носове

К сегодняшнему уроку ребята подготовили сообщения о Н. Носове

1 ученик: Родился Н. Носов на Украине, в г. Киеве. В годы учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, играл в театре ит.д. Впоследствии это очень поможет ему и в жизни, и в творчестве.

2 ученик: Прежде чем поступить в институт, сменил много занятий, не ленился и хорошо трудился и в качестве газетного торговца, и рабочего.

3 ученик: Поступил в институт кинематографии в г. Москва. По окончании работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной Звезды.

4 ученик: Свои юмористические рассказы начал писать еще до войны. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Там были опубликованы его первые рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы».

5 ученик: А после войны вышел сборник его рассказов, куда вошли и новые: «Мишкина каша», «Фантазеры», «Тук-тук-тук» и др. Они сразу полюбились детям. Читая рассказы, можно было не только развлечься, посмеяться, но и узнать что-нибудь интересное, полезное.

Учитель: Но наибольшую известность принесла писателю его сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и ее продолжения – «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Такая повесть-сказка из 3 частей называется трилогией. Когда вы станете постарше, вам интересно будет прочитать повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», «Веселая семейка» и др.

2. Пересказы Рассказов Н. Носова и глав из его трилогии про Незнайку.

К сегодняшнему уроку вы приготовили пересказ наиболее понравившихся рассказов и глав из сказок Носова.

(Пересказ прочитанных рассказов, сказок)

Подумайте, какова тема этих произведений. О чем они?

Чему они учат?

На доске записаны русские народные пословицы.

3. Подберите пословицы к рассказам Носова: 

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Робкого и тень страшит.
  • У страха глаза велики. Не давши слово- крепись, а давши – держись.
  • Много слов, да мало дела.
  • Терпение дает умение.
  • Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
  • Звону много, да толку мало.
  • За признание – прогулка, за утайку – нет помилования.

4. Рассказ «Огурцы» 

  • Кто главный герой рассказа?
  • Какой проступок совершили Павлик и Котька?
  • Как вы относитесь к Павлику?
  • Легко ли было Котьке возвращаться на поле, назад?
  • Почему у Котьки было радостно на душе, когда он бежал домой?
  • О чем этот рассказ?
  • Какова его главная идея, мысль?
  • Какая пословица подходит к главной мысли рассказа?

V. Физминутка

VI. Закрепление. Литературная игра 

1. «Занятия и увлечения»

Чем занимались эти персонажи? Покажи стрелочками.

Пилюлькин            (Поэт)
Тюбик   (Был врачом)
Винтик и Шпунтик   (Рисовал)
Цветик   (Режиссер)
Штучкин   (Изобретатели)
Гусля   (Ученый)
Буковка   (Музыкант)
Знайка   (Устроила книжный театр)

2. «Смешные истории»

С кем случились эти забавные истории?

  • Поменял чемоданы в поезде и потерял щенка? (Мишка. Рассказ «Дружок») (Слайд 8)
  • Принял стук вороны за вора. (Костя и Витя. «Тук-тук-тук».) (Слайд 9)
  • Испугался шляпы?(Вовка и Вадик. «Живая шляпа») (Слайд 10)
  • Застряв в ящике комода. (Вовка. «Находчивость») (Слайд 11)
  • Испугался волка под одеялом. (Валя и Петя. «Затейники») (Слайд 12)
  • Уронил в колодец чайник и ведро. (Мишка. «Мишкина каша») (Слайд 13)

3. «Разгадай кроссворд»

(Слайд 14)

Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, где впервые были опубликованы главы из сказки «Приключения Незнайки и его друзей»

По горизонтали:

  1. Художник из Солнечного города.
  2. Самый умный коротышка.
  3. Как звали собаку-хозяина, к которому пришел в гости Бобик.
  4. Малышка, устроившая книжный театр.
  5. Горе-изобретатель из рассказов Носова.
  6. Вечный друг Винтика.
  7. Малышка, которая познакомила Незнайку с автоматами шахматного городка.
  8. Один из осликов, превратившихся в коротышку.

По вертикали:

  1. Название киевского журнала, где впервые были напечатаны главы из сказки «Приключения Незнайки и его друзей».

(Ответы. По горизонтали: 1. Тюбик. 2. Знайка. 3. Барбос. 4. Буковка. 5. Мишка. 6. Шпунтик. 7. Ниточка. 8. Брыкун. По вертикали: 1. «Барвинок».)

4. Собери мозаику. Работа в парах.

(Рисунки к рассказам и сказкам Носова разрезаны на маленькие квадраты. Дети в парах собирают картинку)

VII. Рефлексия

  • Чем вам понравились рассказы и сказки Носова?
  • Что можно полезного узнать, читая их?
  • Что вы узнали о Носове?

VIII. Домашнее задание

(Слайд 15)

Угадай из какой сказки эти персонажи?

А знаете кто автор этой сказки?

Это Эдуард Успенский.

К следующему уроку вам нужно узнать какие еще сказки написал этот писатель и подготовить пересказ одной из сказок.