Цели:
- ознакомить детей с творчеством Н. Носова, особенностями его рассказов и сказок;
- развивать мышление, память, наблюдательность;
- воспитывать умение дружить, честность, ответственность, умение принимать решения.
Оборудование:
- выставка книг;
- пословицы, записанные на доске;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- презентация к уроку (Приложение).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
(Слайд 1)
Из какой сказки эти персонажи? (Незнайка в Солнечном городе»)
Кто автор сказки?
(Слайд 2)
Сегодня на уроке мы будем говорить о сказках и рассказах Н. Носова.
II. Актуализация знаний
Отгадай анаграммы.
- ЕНАЗКЙАН (Слайд 3)
- РОКАМША (Слайд 4)
- ВОЧУРН (Слайд 5)
- ШПУКТИН (Слайд 6)
- ПОЧИНК (Слайд 7)
(Незнайка, Ромашка, Ворчун, Шпунтик, Пончик)
III. Постановка целей
1. Рассматривание книг на выставке.
- Какие книги вы прочитали?
- Что вы видите на иллюстрациях?
- Каковы главные темы этих произведений?
2. Сегодня вы узнаете, какие еще рассказы и сказки написал Н. Носов. Вам откроются другие стороны личности писателя, разные грани его таланта.
IV. Изучение нового материала
1. Сообщение о Н. Носове
К сегодняшнему уроку ребята подготовили сообщения о Н. Носове
1 ученик: Родился Н. Носов на Украине, в г. Киеве. В годы учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, играл в театре ит.д. Впоследствии это очень поможет ему и в жизни, и в творчестве.
2 ученик: Прежде чем поступить в институт, сменил много занятий, не ленился и хорошо трудился и в качестве газетного торговца, и рабочего.
3 ученик: Поступил в институт кинематографии в г. Москва. По окончании работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной Звезды.
4 ученик: Свои юмористические рассказы начал писать еще до войны. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Там были опубликованы его первые рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы».
5 ученик: А после войны вышел сборник его рассказов, куда вошли и новые: «Мишкина каша», «Фантазеры», «Тук-тук-тук» и др. Они сразу полюбились детям. Читая рассказы, можно было не только развлечься, посмеяться, но и узнать что-нибудь интересное, полезное.
Учитель: Но наибольшую известность принесла писателю его сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и ее продолжения – «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Такая повесть-сказка из 3 частей называется трилогией. Когда вы станете постарше, вам интересно будет прочитать повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», «Веселая семейка» и др.
2. Пересказы Рассказов Н. Носова и глав из его трилогии про Незнайку.
К сегодняшнему уроку вы приготовили пересказ наиболее понравившихся рассказов и глав из сказок Носова.
(Пересказ прочитанных рассказов, сказок)
Подумайте, какова тема этих произведений. О чем они?
Чему они учат?
На доске записаны русские народные пословицы.
3. Подберите пословицы к рассказам Носова:
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Робкого и тень страшит.
- У страха глаза велики. Не давши слово- крепись, а давши – держись.
- Много слов, да мало дела.
- Терпение дает умение.
- Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
- Звону много, да толку мало.
- За признание – прогулка, за утайку – нет помилования.
4. Рассказ «Огурцы»
- Кто главный герой рассказа?
- Какой проступок совершили Павлик и Котька?
- Как вы относитесь к Павлику?
- Легко ли было Котьке возвращаться на поле, назад?
- Почему у Котьки было радостно на душе, когда он бежал домой?
- О чем этот рассказ?
- Какова его главная идея, мысль?
- Какая пословица подходит к главной мысли рассказа?
V. Физминутка
VI. Закрепление. Литературная игра
1. «Занятия и увлечения»
Чем занимались эти персонажи? Покажи стрелочками.
Пилюлькин | (Поэт) | |
Тюбик | (Был врачом) | |
Винтик и Шпунтик | (Рисовал) | |
Цветик | (Режиссер) | |
Штучкин | (Изобретатели) | |
Гусля | (Ученый) | |
Буковка | (Музыкант) | |
Знайка | (Устроила книжный театр) |
2. «Смешные истории»
С кем случились эти забавные истории?
- Поменял чемоданы в поезде и потерял щенка? (Мишка. Рассказ «Дружок») (Слайд 8)
- Принял стук вороны за вора. (Костя и Витя. «Тук-тук-тук».) (Слайд 9)
- Испугался шляпы?(Вовка и Вадик. «Живая шляпа») (Слайд 10)
- Застряв в ящике комода. (Вовка. «Находчивость») (Слайд 11)
- Испугался волка под одеялом. (Валя и Петя. «Затейники») (Слайд 12)
- Уронил в колодец чайник и ведро. (Мишка. «Мишкина каша») (Слайд 13)
3. «Разгадай кроссворд»
(Слайд 14)
Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, где впервые были опубликованы главы из сказки «Приключения Незнайки и его друзей»
По горизонтали:
- Художник из Солнечного города.
- Самый умный коротышка.
- Как звали собаку-хозяина, к которому пришел в гости Бобик.
- Малышка, устроившая книжный театр.
- Горе-изобретатель из рассказов Носова.
- Вечный друг Винтика.
- Малышка, которая познакомила Незнайку с автоматами шахматного городка.
- Один из осликов, превратившихся в коротышку.
По вертикали:
- Название киевского журнала, где впервые были напечатаны главы из сказки «Приключения Незнайки и его друзей».
(Ответы. По горизонтали: 1. Тюбик. 2. Знайка. 3. Барбос. 4. Буковка. 5. Мишка. 6. Шпунтик. 7. Ниточка. 8. Брыкун. По вертикали: 1. «Барвинок».)
4. Собери мозаику. Работа в парах.
(Рисунки к рассказам и сказкам Носова разрезаны на маленькие квадраты. Дети в парах собирают картинку)
VII. Рефлексия
- Чем вам понравились рассказы и сказки Носова?
- Что можно полезного узнать, читая их?
- Что вы узнали о Носове?
VIII. Домашнее задание
(Слайд 15)
Угадай из какой сказки эти персонажи?
А знаете кто автор этой сказки?
Это Эдуард Успенский.
К следующему уроку вам нужно узнать какие еще сказки написал этот писатель и подготовить пересказ одной из сказок.