Цели:
- работа над понятием «права человека», «права ребенка».
- знакомство детей с Декларацией;
- развитие чувства человеческого достоинства;
- воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.
Задачи:
- воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине;
- закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;
- развивать умение работать в группе (сотрудничество);
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.
Время проведения: Продолжительность 45 минут.
Оборудование и оформление: Использовалась мультимедиа.
На доске крупными буквами написано название документа: «Конвенция о правах ребенка» принята 20 ноября 1989 г.
Книги с правами человека (вариант для подростков и детей):
- Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права»/ Книга для учащихся начальных классов - М:Вита-Пресс, 2007;
- Антонов В.В. «Изучаем права человека»/ Рабочая тетрадь - М.: Вита-Пресс, 2007;
- Антонов В.В. «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека»/ пособие для учителя начальной школы - М.: Вита-Пресс, 2007.
Планируемый результат.
Знания:
- права ребенка;
- механизмы защиты прав ребенка;
- осознание неразрывной связи обладания правами и свободами с ответственностью за свои поступки.
Умения:
- пользоваться документами;
- использовать конструктивные стратегии поведении конфликтных ситуациях; защищать свои права, используя для этого конвенцию о правах ребенка.
Навыки: участия в совместной выработке решений.
План подготовки и проведения: Перед игрой были организованы 2 команды, которым было поручено повторить права человека.
Ход занятия.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы посвятим наш урок правам. Чтобы наш урок был увлекательным, мы окунемся в мир прошлого. Попытаемся перенестись в те года, когда конвенцию о правах ребенка только рассматривали.
В помощники я позову одного человека, который знает об этом времени практически все. Ребята, я пойду его позову, а вы посидите тихо, к компьютеру не подходите и кнопочку на компьютере не нажимайте.
Учитель выходит и через некоторое время забегает мальчик, который опоздал на урок
Мальчик: А что это вы тут одни сидите, почему урок не идет. И почему компьютер выключен. Помочь, что ли, вам его включить!
Подбегает и нажимает запретную кнопку.
Вспышка света, гул компьютера. Ребята переносятся в мир прошлого и видят следующую картину: за столом сидит мужчина. Он занят, не замечает ребят. Вдруг один из учеников замечает на его столе кинигу – их учебник В. Антонов «Изучаем права человека» и крикнул громко своим товарищам:
Мальчик 2: «Ребята, смотрите, мужчина-то по этой книге тоже учится!».
Громкий крик нарушил тишину \в комнате, и мужчина заметил свих гостей.
Мужчина: Кто вы? Что вы здесь делаете? Как попали сюда?
Ребята начали рассказывать о том, что шел у них урок по правам. Учительница вышла, а они ослушались ее и нажали на запретную кнопку и попали сюда.
Мужчина: Что ж, значит, вы не знаете, что такое права!
Мальчик:
Столько в жизни правил и законов!
Как запомнить их и не забыть,
Что же взять мне за основу,
Чтобы невеждой не прослыть?
Декларация, Конвенция и право,
Положения, законы и Устав.
Просто невозможно стало
В школе находится, не устав.
Как я разберусь во всех законах?
От названий каша в голове,
Я же маленький, и об основах права,
Может, знать пока не надо мне?
Мужчина: А знаете, ребята, с правами можно познакомиться легко и просто. Играючи. Давайте я вам это докажу!
Игра «Сто к одному».
Раунд первый.
Простая игра.
За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
По мотивам сказки «Лиса и заяц» (В.Антонов. Изучаем права человека. Стр.8, задание 6)
Какие права зайца были нарушены?
- Право на жизнь;
(Статья 3:Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.) - Право на неприкосновенность имущества;
- Право на владение личным имуществом;
(Статья 17: Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества). - Право на неприкосновенность жилища;
(Статья 12: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.) - Право на справедливый суд;
(Статья 10:Каждый человек имеет право на справедливое, беспристрастное и гласное рассмотрение независимым судом предъявленного ему уголовного обвинения.) - Право на свободное и обоюдное согласие.
Раунд второй.
Двойная игра.
За каждый верный ответ команда получает 2 балла.
По мотивам сказки А. Толстого «Буратино» (В.Антонов. Изучаем права человека. Стр.29, задание 27)
Какими правами мог пользоваться Буратино и его отец Карло?
- Право на бесплатное образование;
(Статья 26(1,2): Каждый человек имеет право на образование. Образование должно содействовать полному развитию личности…) - Право выбирать вид образования для своих малолетних детей;
(Статья 26(3):Родители имеют право выбирать вид образования для своих малолетних детей.) - Право обладать своим имуществом;
- Право свободно передвигаться;
(Статья 13: Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительства.) - Право на защиту от вмешательства в личную жизнь;
- Право на защиту своих прав и свобод.
(Статья 8: В случае нарушения основных прав, представленных в Конституции или законом каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда. )
Раунд третий.
Тройная игра.
За каждый верный ответ команда получает 3 балла.
По мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». (В.Антонов. Изучаем права человека. Стр.7, задание 5)
Обитатели птичьего двора обижали утенка. Какие его права тем самым нарушились?
- Право детей пользоваться одинаковой социальной защитой;
(Статья 1:все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относится к друг другу по – братски.) - Право на гражданство;
- Право свободно передвигаться и выбирать местожительства;
(Статья 13: Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительства) - Право от вмешательства в личную и семейную жизнь;
(Статья 16(3):Государство должно охранять семью.) - Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию;
(Статья 6: Каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом.) - Право на равную защиту от дискриминации.
(Статья 7:Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации.)
Игра наоборот
В каких сказках нарушаются права человека на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
- «Красная шапочка» 1 балл
- «Сказка о царе Салтане» 2балла
- «Кот в сапогах» 3 балла
- «Гуси лебеди» 4 балла
- «Дикие лебеди» 5 балла
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 6 балла
Супер игра.
Рассмотрите рисунок из сказки Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка» (В.Антонов. Изучаем права человека. Стр.6, задание 4) и ответьте на вопросы:
- Чья жизнь в опасности?
- Кто посягает на жизнь?
Мужчина: Ну, вот и все. Я познакомил вас с правами. Какой вывод вы сделаете?
Ученик 1:
Конвенция дает всем равное право,
Чтоб детских слез гораздо меньше стало,
О счастье детей не только мечтают,
Проблем не боятся, их вместе решают.
Ученик 2:
Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый – вот ведь беда,
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?
Ученик 3:
Не бойся, с тобою семья,
Учитель в беде не оставит тебя,
На свете много хороших людей-
Помогут они, держись веселей.
Мужчина: Итак, друзья, наша игра подошла к концу. Вы все сегодня на славу постарались. Вижу, знаете вы свои права. Но время нашей встречи подошло к концу, вам пора возвращаться.