Оформление сцены: на заднике – декорация, название праздника, на правой кулисе – эпиграф:
Стремитесь к вершинам познаний!
К.Д.Ушинский
На сцене – стол, покрытый красным сукном, 3 стула для преподавателей, стул для посетителей, чернильница, гусиные перья, журнал регистрации, экзаменационные листы, 4 фуражки, доска и мел.
Под сценой – выставка книг, репродукций.
Звучит торжественная музыка. Классы входят в зал и рассаживаются.
Ведущий. – Приветствуем в нашем зале учеников-гимназистов:
11 “А” класс, классный руководитель – _________________
10 “А” класс, классный руководитель – _________________
9 “А” класс, классный руководитель – __________________
8 “А” класс, классный руководитель – __________________
7 “А” класс, классный руководитель – __________________
6 “А” класс, классный руководитель – __________________
Звучит лирическая музыка.
Ведущий. Слово предоставляется директору школы. Речь директора.
Ведущие.
- В ночь с 10 на 11 марта 1801 года началось время Александра I Благословенного. Ситуация в государстве и обществе была достаточно сложной... Казалось бы, у молодого императора не остаётся шансов заниматься реформами в общественной жизни... Однако Александр I развивает бурную деятельность. Он считает, что государством, населённым безграмотными людьми, управлять сложно. И наиболее впечатляющей становится реформа народного просвещения.
- Система школьного образования, доставшаяся в наследство Александру I, не могла даже формально способствовать развитию страны. В гимназиях царила зубрёжка, реальных знаний они не давали, обучение сводилось только к четырем предметам: чтению, письму, началу арифметики (первые четыре действия ) и Закону Божьему. Хорошо подготовленных учителей не было. Да и сама программа обучения была не определена.
- Разве могла такая гимназия выпустить достойных специалистов, способных решать сложные задачи нового XIX века, вставшие перед страной? В 1803 году Александр I приказал открыть принципиально новые гимназии в каждом губернском городе.
Ведущий (в микрофон за сценой) Из Устава новой гимназии!
Сцена 1. Приказ об открытии гимназии.
Выходят 2 чиновника образования с циркулярами:
- Приказываю открыть 32 гимназии!
- Сделать образование всесословным!
- Обучение продлить до четырёх лет!
- Учителей разделить на старших и младших!
- Руководство учителями поручить директору!
- Запретить телесные наказания!
- Приказываю изучить (выходят дети и прикрепляют на портьеру табличку с названием науки)
– математику;
– географию;
– статистику;
– философию,
– изящные науки;
– риторика;
– богословие;
– логика;
– не менее трёх иностранных языков (латинский, немецкий, французский);
– рисование.
- Если гимназическое руководство имеет дополнительные средства, то позволяется приглашать преподавателей
– танцев;
– музыки;
– гимнастики.
- Исполнять повсеместно!
- Император государства Российского Александр I (Уходят)
Сцена 2. Приём в гимназию.
За столом сидят директор гимназии и два преподавателя.
Входят родители, подающие прошение в гимназию – 3 женщины и мужчина – и их дети. Дамы в длинных платьях, в шляпах, с зонтиками в руках, мужчина в котелке и во фраке опирается на трость. В руках у детей коробочка с жуками, мячик, свистулька, колёсико на верёвочке, маленький перочинный ножичек.
Дети остаются у портьеры – общаются между собой.
Родители по одному подходят к столу приёмной комиссии:
– Честь имею просить Ваше превосходительство о допущении сына моего Леонида девяти лет от роду к держанию экзамена для поступления в первый класс вверенной Вам Гимназии.
– Честь имею просить Ваше превосходительство… (окончание фразы говорит тише)
– Честь имею просить … (окончание фразы говорит тише)
– К поданному мною от 15 августа 1804 года прошению о приеме моего сына в гимназию имею честь присовокупить нижеследующее обязательство:
1) Означенного Разумовского Антипия я обязуюсь
одевать по установленной форме, снабжать всеми
учебными пособиями и вносить установленную
плату за право обучения.
2) Обязуюсь следить за тем, чтобы все распоряжения
начальства были им в точности исполняемы;
прилагать всевозможные старания, под опасением,
что в противном случае он будет уволен из
гимназии.
3) По выбытии из гимназии обязуюсь иметь
наблюдение, чтоб он не носил форменного платья,
установленного для учеников гимназии.
Родители уходят к противоположной портьере – общаются между собой, волнуются, теребят кружевные батистовые платочки, достают нюхательную соль, обмахиваются веером.
Дети по одному подходят к столу приёмной комиссии, сдают экзамены.
1-й пишет пером под громкую диктовку преподавателя, бормоча:
Над моим окошком вьет гнездышко птичка. Она то соломку тащит в ножках, то пушок несет в носу.
2-й отвечает на вопрос:
– Ответь, только быстро: что тяжелее – пуд пуха или пуд железа?
– (Неуверенно) Пуд железа… (Преподаватели добродушно смеются)
– Слабо, молодой человек.
3-й, сопя, стирая и исправляя написанное, решает примеры, записанные на доске:
2 + 2 =
5 + 1 =
4 – 3 =
6 – 6 =
4-й выразительно читает, иногда по слогам: Солнышко взойдет, зайдет. Весь день птичка на работе, но весь день поет. Настала холодная ночь, луг покрылся туманом. Прилетная птичка, устала, перестала петь и уснула.
Сдавших экзамен преподаватели поздравляют, юным гимназистам надевают форменные фуражки. Все уходят.
Ведущий. К учёбе в первых русских гимназиях допускались только мальчики. Преподавали же мужчины. Давайте совершим ещё одно краткое путешествие в гимназию прошлого и побываем на уроке математики, где безраздельно царит учитель Бельмесов.
Сцена 3. Инсценировка рассказа А.Аверченко “Учитель Бельмесов”
Ведущие. 1. 50-60-е годы XIX века. Роль гимназического образования стремительно возрастает. Отечество должно процветать! Новые потребности общества приводят к новым изменениям в системе образования. В гимназии допускаются все: от дворян до кухарок. Обучение увеличивается до семи лет. Лучшие выпускники гимназий могут поступать в университеты без экзаменов. Вводится награждение золотой и серебряной медалями, награждённые ими получают звание “Почётного гражданина”.
- Появляются женские гимназии, которые имеют семилетний курс обучения. По их окончании выпускницы получают аттестат домашней учительницы. Они могут также без экзаменов поступать на высшие женские курсы. Комиссия Министерства утверждает в Положении о женских гимназиях, что “женское образование должно ограничиться такими предметами, которые не отклоняют учениц от главного назначения… и сохраняют женские качества, украшающие семейный очаг”.
- Желающих учиться становится так много, что появляется возможность отбора учащихся. Это повышает престиж гимназического образования. Неуспешных учеников исключают, за проступки разрешено наказывать выговорами, пристыжениями, заключением в запертом помещении, лишением отпуска на всё воскресенье, стоянием на коленях в коридоре, в углу, оставлением без булки или пирога.
Сцена 4. Инсценировка рассказа А.Аверченко “Экзаменационная задача”
Ведущие поют на мелодию “Песенки друзей”
Пора сидеть за партой,
Задачники зубрить,
Над глобусом и картой
Мозгами шевелить.
Над логикой за партой
Мозгами шевелить.
А в Мексике – ковбои,
Индейцы и бизоны,
И даже крокодилы зубастые живут.
Но мы готовы к бою:
Сосчитаны патроны,
Попрятаны шпаргалки,
Листочек приготовлен,
В засаде лучший друг!
Сцена 5 . Инсценировка рассказа А.Аверченко “Индейская хитрость”
Ведущие поют на мелодию песни “Непогода”
Перемена на исходе,
Вот уже звенит звонок.
Иванов к доске выходит.
Он не выучил урок.
Нету мысли ни одной
В голове его больной!
Пожалейте Иванова,
Дайте выжить, дайте шанс.
Не судите Иванова,
Он один, один из вас.
Ведущие: Канули в лету облаченный в ливрею с золотыми галунами швейцар при входе в гимназию
- и воскресные стояния в гимназической церкви,
- исполнявшиеся учениками на языке оригинала греческие трагедии
- и рукописный поэтический журнал,
- дух высокой поэзии
- и выступления гимназического оркестра на концертах в ратуше.
1. Пришёл век XXI, но Российская гимназия продолжает жить.
2. Наша школа продолжает традиции
гимназического образования с 1998 года, когда ей
был присвоен статус школы с гимназическими
классами.
Вместе: Чтоб добиться высот неизведанных,
Прославляя родную гимназию!!!
Ведущий: Для учеников 11 “А” класса сегодняшний День Гимназиста особый. В этом году они прощаются со школой. Но прежде по сложившейся традиции они должны принять в свое братство новую смену. 11 “А” класс приглашается на сцену. Кому как не вам, ребята, посвящать в гимназисты наших пятиклашек!
Далее клятва 5 класса (приложение 2) и вручение дипломов гимназиста.
Учащиеся 11 “А” класса: 1. Ребята! С сегодняшнего дня вы – гимназисты! На вас возлагается большая ответственность: гордо нести это почётное звание.
2. Пусть в школьной жизни
Всё удачно сложится.
Плохое вычтется, хорошее умножится.
Пускай вам чаще солнце улыбается
И в мире только доброе встречается.
3. Пролетят годы. И те, кто сегодня давал клятву гимназиста, станут врачами, спортсменами, учителями, юристами, лётчиками, учёными, художниками и музыкантами – надеждой и славой, гордостью нашей великой России.
Чтец №1
Россию, гимназист, в душе храни,
Люби ее ты до самозабвенья.
Пока ты мал,
Но верь, наступят дни,
Когда поймешь свое предназначенье.
Чтец №2
Как Ломоносов, ты ее воспой,
Чтец №3
Встань грудью за нее,
Как Александр Невский,
Чтец №4
Как Петр, ее возвысь и перестрой,
Чтец №5
Гагариным взлети в простор вселенский.
Чтец №6
Пока ты мал.
Они из глубины веков
Уже горды тобой и верят свято,
Что сбудется предначертанье слов:
Вместе:
Россия-матушка талантами богата.
Звучит торжественная музыка. Дети спускаются со сцены в зал под музыку).
Ведущий:
Пусть осенью опять желтеют листья,
Стучится в двери школьная пора.
Пусть снова всё, что было, повторится.
Так в добрый час, гимназия моя!
Традиционная песня “Я не знаю, где встретиться…” (Приложение 3)
Ведущий. Дорогие гимназисты, учителя, родители, гости! Наш праздник подошел к концу.
Мы прощаемся с вами. В добрый путь протяжением в один учебный год!