В повышении научного уровня преподавания географии большое значение принадлежит краеведению.
1. Где, как не на базе изучения своего района, своего края, можно получить непосредственное соприкосновение с внешним миром, понять его? Через то, что видишь и изучаешь в своем районе, познаешь свою родину с ее огромными просторами.
География без краеведения, как биология без опытного участка, без экскурсий становится скучной и формальной. А надо, чтобы ребята больше изучали жизнь, ближе были к жизни.
Раньше эта работа проводилась без строго определенной программы и носила характер “поиска”. Кроме того, краеведческая работа проводилась чаще всего во внеклассное время. Опыт показывает. Что изучение местного края способствует повышению интереса к предмету и высокой успеваемости по географии, т.к.:
- Краеведение способствует лучшему усвоению материала;
- Краеведение является сравнительным “эталоном” при изучении любой темы;
- Краеведение воспитывает любовь к Родине, которая связана с тем местом, где ты родился и рос. “Патриотизм, – писал Илья Эдинбург, – начинается с самого простого: с дерева возле дома, переулочка, сбегающего к речке, с запаха антоновских яблок…”;
- Краеведение способствует выработке практических умений и навыков наблюдать и работать на местности.
2.Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствуется. Любовь к родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному краю, дому, селу. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.
Я глубоко убеждена в том: все, что делается по изучению родного края, западет в душу ребят, что они с гордость будут говорить о том месте, где живут. Пусть не все ученики будут краеведами, но равнодушными к Родине не будут. И здесь уместны слова: “Знаю и люблю, и чем больше знаю, тем больше люблю”.
3. Подлинное краеведение – всегда краелюбие. Курганская земля по красоте не уступает лучшим уголкам нашей планеты. Земля хлеборобов и земледельцев, беззаветных тружеников, вложивших душу и сердце в возрождение, и развитие своей малой родины, богата национальными традициями, природными памятниками.
“У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще и чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города, деревушки.
Эта малая родина со своим особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребячьей души. С этой отдельной личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и в великом целом своем – для всех одна”
А.Твардовский “О родине большой и малой”.
Краеведческая работа мною проводить постоянно как на уроке так и во внеурочное время. Если раньше эта работа носила эпизодический характер, сейчас я привожу работу в систему. Изучение родного края начинаю с 5 класса при изучении природоведения. Организация самостоятельных работ при изучении живой и не живой природы, составление рассказов о растениях и животных дает возможность каждому ученику почувствовать себя частицей родного края, всей планеты.
Работа продолжается в 6 классе при изучении П.К. земного шара. Здесь большую роль в познании природы играют практические работы на местности. Не имея достаточного оборудования. Я стараюсь проводить по мере возможности и экскурсии. На экскурсиях мы знакомимся с природными комплексами родного края. Дети получают практические навыки по туризму: как выбрать место для палатки, как разжечь костер, заготовить дрова, убрать место и т.д. Большое внимание уделяю формированию умения ориентироваться на местности, описывать и определять растительный и животный мир озера, березового колка и т.д. На экскурсиях дети учатся работать в коллективе, дружить, отвечать за свои поступки и поступки своих товарищей. По итогам работы учащиеся пишут отчеты.
Изучение географии Курганской области в 8-9 классах позволяет расширить кругозор учеников. Уроки я стараюсь строить так, чтобы и обучать, и воспитывать ребят, прививать интерес к изучаемому предмету, развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с разными источниками знаний.
Ежегодным традиционным уроком обобщения знаний по курсу географии Курганской области является урок “Мой край в судьбе России”. На урок приглашаются гости: администрация школы, родители; готовиться выставка рисунков, фотографий, творческих работ учеников по теме “Мои родные, милые места”. Обязательно готовим выставку литературы краеведческого содержания: материалы газет, книги и статьи журналов. Такой урок можно провести и как игру “Счастливый случай”, и как передачу “Тема”, и как пресс-конференцию и т.д. Главное, чтобы учащиеся принимали активное участие.
Большие возможности для реализации краеведения имеет организация кружковой работы. “Кружок есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы…”, – писал Н.Н.Баранский. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы.
Пятый год я веду кружок “Моя малая Родина”. Сначала занимались учащиеся 6-7 класса и учащиеся 8-9 классов, занимающиеся исследовательской деятельностью. Мною самостоятельно разработана программа кружка с учетом своих возможностей и возможностей школы. В этом году кружок посещают учащиеся 8 -9 класса и ученики из других классов, которые проявляют интерес. Программа рассчитана на два года, поэтому состав кружка меняется.
Работа организуется по двум направлениям:
- теоретическом: беседы, лекции, конференции, просмотры видеофильмов и т. д.
- практическом: экскурсии, посещение музеев (школьного и районного), работа с различными географическими источниками, обработка материала, выпуск газет.
На кружковых занятиях мы изучаем географию своего села, народы, их культуру, традиции. Основным методом работы является самостоятельная работа учащихся. На первом занятии кружка я знакомлю ребят с краеведческой литературой, с правилами работы по составлению конспекта. Здесь же предлагаются темы исследовательских работ. Каждый член кружка с учетом своих интересов выбирает тему и самостоятельно над ней работает. В итоге ребята овладевают умениями и навыками исследовательской деятельности: работа с различными источниками знаний, собирать краеведческий материал, изучать публикации в СМИ, оформлять исследовательскую работу.
На занятиях кружка использую все уровни краеведческой работы:
- учащиеся получают готовые знания о родном крае, о родном селе с моих слов. При подготовке пользуюсь пособиями по краеведению, местной краеведческой литературой, сообщениями из СМИ и др.
- самостоятельное приобретение, что обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся. В процессе исследования учащиеся делают открытия для себя, по– новому воспринимают то, что уже видели или слышали.
Силами кружковцев в школе оформлен стенд “Родное мое Зауралье”.
В конце года мы проводим заключительное занятие кружка. Ребята защищают свои творческие работы. В конце 2007-2008 учебного года Абдульфанов Марсель провел презентацию своей работы “Динамика численности населения Сулеймановского с/с. Оказывается численность населения снижается. Марсель выявил причины снижения численности населения и предложил возможные пути решения этой проблемы. В процессе работы ученику пришлось встретиться со многими людьми: старожилами села, работниками сельской администрации, руководителями хозяйства. Проведя такую исследовательскую работу, ученик сделал на виду у всех свое маленькое открытие.
В прошлом учебном году учащиеся – члены кружка провели групповую работу по комплексному изучению своего района. Получился очень интересный труд.
В этом учебном году ребят заинтересовала такая тема, как “Топонимика Сафакулевского района”. В педагогическом отношении “топонимика – одно из благоприятных направлений в краеведческой работе”– Е.М.Поспелов.
Тема “Топонимика Сафакулевского района” является и моей любимой темой. Ребятам очень интересно узнать историю о том, как появились названия сел нашего района, озер и некоторых природных объектов. Изучая происхождение названий, мы изучаем историю родного края.
Нам уже удалось установить, что географические названия сел являются следствием заселения территории, например: с. Сафакулево, с. Сулейманово, д. Степное и др. Широко распространено происхождение названий от фамилий, имен. Отдельные топонимы отражают особенности ландшафтов: оз. Хохлатое, Иванов колок, оз. Шамеля и пр. Большую помощь в сборе материала оказывают родители учеников, бабушки, дедушки.
На одном из кружковых занятий мы с ребятами поставили задачу: выяснить происхождение названий, изменение и смысловое значение топонимов. Организовывая познавательную деятельность, я предложила учащимся сгруппировать названия по следующим признакам:
- названия, связанные с историей заселения;
- названия – антропонимы;
- названия водных объектов – гидронимы;
- названия, отражающие труд человека и т.д.
Одна из групп получила задание: дать названия некоторым местам отдыха, красивым объектам природы и др.
В этом учебном году главная задача работы кружка доказать, что “топонимика – увлекательная наука, она поможет заинтересовать всех, кто любит свой край, его историю, его географическое прошлое и настоящее”.
И.Г.Долгачев
Краеведческая работа в школе развивает творческие способности школьников, расширяет кругозор и обогащает знаниями краеведческого характера, формирует умения и навыки ведения поисковой, исследовательской работы в походах, на экскурсиях, в музеях, пробуждает интерес к изучению жизни людей и природы своего края, воспитывает личность гражданина-патриота.
Работа краеведческого кружка ведется в соответствии с уставом, который определяет цели и задачи кружка. В уставе четко определена структура кружка:
- Кружок “Моя малая Родина” работает на добровольных началах;
- Членом кружка может быть каждый учащийся школы, успевающий по всем предметам и проявляющий интерес к географии;
- Прием в члены кружка проводиться на общем собрании;
- Руководящим органом является президиум во главе с председателем и его заместителем.
Обязанности членов кружка:
- Хорошо учиться и выполнять правила для учащихся.
- Активно участвовать во всех мероприятиях и проводить определенную работу.
- участвовать в исследовательской работе , в экскурсиях и походах, знать минимум туристических навыков.