Цели урока: изучить свойства солей угольной кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.
Задачи урока:
– отработать навыки в решении расчетных и экспериментальных задачах;
– повторить свойства и строение угольной кислоты, гидролиз солей и реакции обмена;
– воспитывать коммуникативную культуру, уверенность в себе и своих знаниях, навыки контроля и самоконтроля.
Тип урока: изучение новой темы
Методические приемы: рассказ, демонстрации опытов.
Оборудование: раствор Na2CO3; раствор HCl, H2SO4, Ca(OH)2, Na2CO3 твердая, индикатор – фенолфталеин, штатив, газоотводная трубка; карточки – задания
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
Сегодня на уроке мы должны изучить соли угольной кислоты. Но прежде чем отправимся в увлекательный мир карбонатов, нам надо повторить свойства и строение H2CO3.
(2 человека у доски, 3 человека на рабочем месте)
У доски
1. Дать характеристику угольной кислоте: сила, основность, содержание кислорода. Составить уравнение диссоциации.
2. Химические свойства угольной кислоты.
На месте.
- Дать характеристику аллотропным модификациям углерода.
- Дать сравнительную характеристику физических и химических свойств оксида углерода (VI) и оксида углерода (II): строение молекул, физические и химические свойства.
- Допишите определения:
а) адсорбция – это процесс – …
б) процесс выделения поглощенных веществ называется …
Пока ребята готовят ответы на вопрос, мы проведем небольшую письменную работу (10 вопросов)
- Разновидности простого вещества, образованного одним и тем же химическим элементом? (Аллотропные видоизменения)
- Электронная формула атома углерода. (1s22s22p2)
- Количество электронов на внешнем уровне у элементов IV группы главной подгруппы (четыре)
- Летучие водородные соединения С и Si? (СН4 – метан, SiН4 – силан)
- Формула высших оксидов элементов IV группы главной подгруппы? (RО2)
- Масса 0,5 моль СО2 ? (22г)
- Объем 2 моль СН4 при н.у.? (44,8 л)
- Чего больше по массе в угарном газе углерода или кислорода? (кислорода С:О=3:4)
- Степень окисления углерода в угарном газе и углекислом газе? (+2;+ 4)
- Что такое сухой лед?
Проверка (правильные ответы на доске)
Ребята проверяют исправляют ошибки, выставляют себе оценки.
Проверка ответов у доски: рассмотрим свойства H2CO3.
III. Объяснение нового материала.
H2CO3 диссоциирует в две стадии. Сколько типов солей образует данная соль?
(По ходу опроса записывают схему на доске)
H2CO3
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с солями угольной кислоты (питьевая сода, известняк, мрамор, мел и т.п.)
Списывают с доски в тетрадь тривиальные названия солей.
Стихотворение о карбонатах. (Пока учащиеся пишут)
На земле живут три брата
Из семейства карбонатов.
Старший брат красавец – мрамор.
Славен именем каррары
Превосходный зодчий он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен известняк
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом
Возводя за домом дом.
И способен и умел младший
Мягкий братец мел.
Как рисует посмотри
Этот …СаСО3.
CaCO3 – мел, известняк, мрамор
NaHCO3 – питьевая сода
Na2CO3 – кальцинированная сода
Na2CO3·10H2O – кристаллическая сода
CaCO3 – жемчуг (минерал арагонит)
Получение солей: назовите лабораторный способ получения солей.
(кислота + основание–> соль + вода – реакция нейтрализации)
Для получения солей угольной кислоты используют –>C02
2NaOH+CO2–>Na2CO3+H2O, если избыток CО2 получаются кислые соли
Na2CO3+CO2+H2O–>2NaHCO3
Химические свойства.
- Отношение к нагреванию.
- Реагирует солями (тип реакций?)
- С кислотами
- Гидролизу подвергаются соли угольной кислоты образуя в результате кислые соли в щелочной среде.
CaCO3–> CaO + CO2
CaHCO3–>CaCO3+CO2+H2O
(Это свойство позволяет использовать гидрокарбонаты в пищевой промышленности в качестве разрыхлителя теста)
В результате реакций выделяется CO2, как его обнаружить?
– лучина тухнет.
- через раствор известковой воды (Ca (OH)2) образуется осадок белого цвета.
Ca(OH)2+CO2–>CaCO3+H2O,
но если дальше пропускать CO2 осадок растворяется
CaCO3+CO2+H2O–>Ca(HCO3)2
Na2CO3+CaSO4–>K2SO4+CaCO3
(На доске расписывает ученик полное и сокращенное ионное уравнение)
Na2CO3+2HCl–>2NaCl+CO2+H2O
Наблюдение “вскипание”.
Реакция взаимодействия солей H2CO3 с кислотами – качественная.
Геологи используют это свойство для определения карбонатных минералов.
Опыт. |
Na2CO3+HCl Na2CO3(р-р)+HCl CaCO3(мел)+HCl |
вскипание |
Самостоятельно составьте уравнения химических реакций.
Испытать раствор Na2CO3 индикатором фенолфталеином (раствор малинового цвета)
Вывод: соли угольной кислоты имеют общие свойства солей и специфические: 1) взаимодействие с кислотами; 2) гидролиз.
IV. Решение задачи
Какой объем СО2 выделится (при н.у.) при обжиге 230 кг известняка, содержащего 10 % примесей.