Вот уже 7 лет я руковожу школьным музеем “Имена на карте”. Это музей естественнонаучного профиля. Находится он в кабинете географии лицея №1560 г. Москвы.
Основными направлениями внеклассной работы музея являются:
Составление программ экскурсий.
При выборе темы новой экскурсии, конечно, учитывается тематическая направленность музея, но также в работе любого школьного музея, в разработке любой экскурсии учитываются не только познавательно– образовательные аспекты, но и воспитательные, особенно те которые касаются гражданско-патриотического воспитания (это может быть подвиг ученого, народные промыслы, города-герои, географические открытия).
Выступления перед родителями.
Это особая тема. Многие родители – это наши единомышленники, благодаря их вниманию к работе музея пополняются музейные экспозиции, они постоянные участники новых экскурсий. Встречи детей с родителями во время экскурсий создает благоприятную почву для общения, создания новых совместных интересов, укрепляют семейные отношения, что благоприятно сказывается на воспитании подростков.
Участие в конференциях и совещаниях.
Одно из непременных направлений работы музея участие организация и проведение различных конференций географической, этнографической, природоохранной направленности, окружных, городских, всероссийских. На базе музея “Имена на карте” проводился семинар методистов-географов г. Москвы, Всероссийское совещание по музейной педагогике, Всероссийское совещание методистов – экологов и другие. Ежегодно активисты музея готовят и проводят общелицейскую конференцию, посвященную Дню Земли, где лицеисты представляют свои проекты и исследовательские работы, выполненные в течение года, в том числе используя музейные коллекции.
Экскурсионная деятельность музея.
Тематика экскурсионной деятельности музея направлена на формирование чувства любви к своему Отечеству, его удивительной природе, восхищению подвигами исследователей и первооткрывателей земель Российских. Наш музей не зря называется “Имена на карте”. За каждым таким наименованием стоит человек, который это дал то или иное наименование географическому объекту или заслужил, чтобы на карте стояло его имя. В портретной галерее музея появляются все время новые имена.
Посещение музеев.
Естественно работа учащихся в собственном музее, не исключает, а даже требует посещения профильных музеев для получения новой информации, расширения кругозора, общения с профессионалами и друг с другом. Нам повезло, мы живем в городе, который не только богат музеями, но и некоторые районы которого также являются экскурсионными объектами. Поэтому одними из любимых видов экскурсий у активистов музея являются городские экскурсии.
Проектно-исследовательская деятельность на базе музея “Имена на карте”.
За годы работы музея было создано большое количество исследовательских и проектных работ, собственно музей и создавался на базе школьного проекта “Имена на карте” , который и дал название нашему музею. Приведу примеры нескольких тем проектных работ выполненных в прошлом году – “Проблемы административно-территориального деления Российской федерации”, “Вклад М.В. Ломоносова в развитие географии России”, “Традиции Русского чаепития”. Эти проекты отражают гражданские позиции их авторов, которых волнует будущее нашей страны, интересует ее история, восхищает талант выдающегося соотечественника.
Экскурсионная работа в выездных лицейских лагерях.
Каждое лето наши учащиеся выезжают на отдых в несколько регионов нашей страны и за рубеж. Эти поездки мы всегда стараемся разнообразить различными экскурсионными программами. Экологический детский лицейский лагерь в Павловске существует несколько лет. Лицеисты помогают восстановлению территории парка, ухаживают за насаждениями, чистят пруды, знакомятся с замечательными творениями человеческих рук и ума выдающихся архитекторов, скульпторов, художников. Параллельно с этими работами сами посещают многочисленные памятные места и музеи Санкт – Петербурга и его окрестностей. Херсонский детский лагерь на Украине, спортивный лагерь в Польше в Татрах существуют уже шесть лет. Отдыхая здесь, лицеисты посещают местные достопримечательности – музеи, памятники истории и культуры этих мест, заповедники, знакомятся с культурой обычаями и традициями дружественных народов. У учащихся формируется толерантное отношение к представителям других национальностей, они знакомятся с культурой и обычаями других народов.
Конечно, я перечислила только основные направления внеклассной деятельности школьного музея, но даже и этого видно какую большую роль играет школьный музей для развития личности учащихся, расширения их кругозора, общей культуры, формирования чувства любви к своему Отечеству.