Оборудование: экран, компьютер, презентация урока, сборник экологических задач, выставка книг.
Слайд 1. (текст) |
Интегрированный урок: окружающий мир и математика. (Представление учителей, которые будут давать урок). |
Слайд 2. (текст) |
Тема: ЧТО ТАКОЕ ЗЕЛЁНЫЕ ПИТОМНИКИ? Для чего они нужны нашему городу? РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ. – Тема нашего урока (читает учитель). – Поставить перед ребятами цели урока. Учитель: Хотите, ребята, отправится в удивительное путешествие и получить ответы на поставленные вопросы по теме урока? |
Слайд 3. (текст) |
Учитель: Станция “Машук”. Если пройти от станции к посёлку Энергетик, то мы попадём в Перкальский питомник. |
Слайд 4. Фотографии питомника |
Учитель: Перкальскому питомнику 120 лет (показать книгу). Это удивительное место находится в нижней части северного склона горы Машук. Научная станция исследует жизнь растений, выращивает саженцы различных пород деревьев и кустарников. Это – голубые и зелёные ели, сосны, можжевельник, барбарис, туи разных пород. |
Слайд 5. Экологический отряд школы № 28 в питомнике |
Учитель: Ученики школы № 28 частые гости этого замечательного уголка нашего города. Учёные-ботаники знакомят ребят со своей научной работой. Наш эколого-краеведческий отряд “Маленький принц” составили для вас несколько задач. Предлагаем вам их решить. |
*Слайд 6. Текст задачи Вопрос (по щелчку) Схема (по щелчку) |
Учитель читает задачу:
Идёт разбор задачи. – Перед вами текст задачи. – Попробуйте составить схему. Учитель проходит по рядам и проверяет составленные схемы. Затем предлагает сверить. – Назовите искомое? Запишите решение задачи и ответ. |
*Слайд 7. Решение задачи (два варианта) |
– Я увидела, что есть два способа решения. Проверка решения задачи двумя способами по действиям. – В чём отличие способов решения задачи? (В первом способе от общего количество отнимали первую группу, а во втором способе сначала нашли количество детей второй группы). – Молодцы! |
Слайд 8. Лес должен быть чистым!!! Слайд 9. Уборка и озеленение класса и школьного двора |
Наш отряд “Маленький принц” устраивает экологические десанты по очистке ласа, высаживает деревья вокруг школы, ухаживает на комнатными растениями. |
Слайд 10. (текст) |
Учитель: Станция “Лермонтовская”. Если проехать от станции на трамвае в микрорайон “Бештау”, то мы вернёмся в школу № 5. Под горой Бештау располагается Лермонтовский питомник. |
Слайд 11. Клумбы города |
Учитель: Невозможно себе представить наш город без нарядных клумб. Они радуют нас своими удивительными цветами. И всё это благодаря другому питомнику – Лермонтовскому, которому 60 лет. В своих теплицах он выращивает удивительные сорта роз и другие растения и цветы. – Так, для чего СУЩЕСТВУЮТ ПИТОМНИКИ? |
Слайд 12. Розы Текст задачи |
Учитель: Розы – удивительные растения. Они радуют нас при въезде в город, мы дарим их на праздники и просто любуемся их красотой. Учитель: Предлагаем ещё одну задачу. Задача № 2. *В теплицах лермонтовского питомника высажено 130 сортов роз. Это на 50 сортов меньше, чем пород деревьев. Сколько различных пород деревьев высажено в теплицах? Несколько раз прочитать условие задачи. |
*Слайд 13. Две схемы к задаче Решение (по щелчку) |
– Предлагаем вам две схемы к задаче. Выберите верную схему. – Запишите решение и ответ. Проверка решения задачи. – Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. |
Слайд 14. Растения, собранные для научных наблюдений МУЗЫКА |
Учитель: Оба питомника занимаются не только озеленением нашего города, но и ведут большую исследовательскую работу. В питомниках собраны удивительные коллекции растений со всего земного шара и сейчас мы познакомимся с некоторыми растениями. Постарайтесь ЗАПОМНИТЬ их названия, они пригодятся для выполнения занимательного задания. Ребята сами читают названия растений.Шиповник – кустарник, плоды шаровидные гладкие. Распространён в Европе, Сибири. В плодах много аскорбиновой кислоты. Используется как поливитаминное средство. В питомнике произрастает до 20 видов шиповника. Многие из них – ценные лекарственные растения (высокое содержание витаминов А и С). Боярышник – мелкое дерево с густоветвистой шатровидной кроной. Плоды съедобны, очень вкусны, обладают ценными лечебными свойствами. В естественных условиях доживаем до 200-300 лет. Клён – небольшое дерево до 8-10 м или кустарник с густой округлой кроной и мелкими трёхлопастными листьями. Дико растёт на Восточном Кавказе. Декоративен оригинальной листвой, зелёной до глубокой осени. Весьма перспективен в зелёном строительстве региона КМВ. |
Слайд 15. Кустарники и травянистые растения эколого-ботанической станции Слайд 16. (по щелчку) МУЗЫКА |
Касатики – всего в коллекции питомника растёт около 40 видов, собранных преимущественно из мест естественного произрастания в Евразии. Касатики исключительно разнообразны по экологии – живут от водно-болотисных местообитаний до сухих каменистых мест в степях. Наиболее оригинальные и красивые виды – с Кавказа. Чабрец (тимьян) – очень редкий вид. Растёт по Скалистому хребту на каменистых склонах. Внесён в Красную книгу России. Мак – растение 100-120 см высоты с крупным тёмно-красным цветком до 25 см в диаметре. В нашем регионе встречается на горах Бештау, Шелудивая, Бык, Верблюд, Лысая. Внесён в Красные книги России и Ставропольского края. |
*Слайд 17. Текст задачи |
Учитель: Предлагаем задачу для устного решения. Задача № 3. В питомнике деревья живут 120 лет, а в городе могут прожить 60 лет. Во сколько раз короче жизнь деревьев в городе, чем в питомниках? 120 : 60 = в 2 раза. – Молодцы, быстро решаете задачи. Учитель – А почему в питомниках растения живут дольше? |
Слайд 18. (текст) МУЗЫКА |
Учитель: Растения и животные нашей планеты обратились к жителям Земли. Посмотрите и прочитайте, о чём они просят. |
Слайд 19. Красная книга. Текст правил (по щелчку) Читают вслух хором |
В ы с т а в к а к н и г. Красная книга Ставропольского края (показать). Экологических правил очень много. Никогда их не забудь, пусть они тебе помогут в жизни выбрать верный путь. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА: 1. Не загрязнять природу. 2. Не вырубать и не ломать деревья. 3. Не разжигать в лесу костры. 4. Зимой подкармливать птиц и животных. 5. Не рвать цветы и другие растения, занесённые в Красную Книгу. |
*Слайд 20. МУЗЫКА |
Занимательная страничка. – Впишите названия растений, которые вы должны были запомнить. Для правильного написания слов даём вам подсказку. Боярышник, барбарис, мак, клён, лилия, шиповник, зверобой, касатик.– Какое слово получилось в выделенных клетках: ПИТОМНИК. – Вспомним цели нашего урока. |
Слайд 21. (текст) |
Цели урока: Что такое зелёные питомники? Для чего они нужны нашему городу? – Достигли ли мы наших целей? (рассуждения детей). |
Слайд 22. (текст) |
– Давайте прочитаем научное объяснение слову ПИТОМНИК – действующая коллекция древесных и кустарниковых растений, созданная в научных, познавательных и учебных целях. |
*Слайд 23. Сведения о том, кто вели урок, где и в каком классе |
Итог урока: – СПАСИБО за урок. Вы молодцы. В подарок мы дарим вам сборник, где есть экологические правила, обращения растений и животных, экологические задачи, некоторые сведения и растениях. – Удачи вам в учёбе! |