Интегрированный урок (математика + окружающий мир) "Что такое зеленые питомники? Для чего они нужны нашему городу?"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: экран, компьютер, презентация урока, сборник экологических задач, выставка книг.

Слайд 1.

(текст)

Интегрированный урок: окружающий мир и математика.

(Представление учителей, которые будут давать урок).

Слайд 2.

(текст)

Тема: ЧТО ТАКОЕ ЗЕЛЁНЫЕ ПИТОМНИКИ?

Для чего они нужны нашему городу?

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

– Тема нашего урока (читает учитель).

– Поставить перед ребятами цели урока.

Учитель: Хотите, ребята, отправится в удивительное путешествие и получить ответы на поставленные вопросы по теме урока?

Слайд 3.

(текст)

Учитель: Станция “Машук”. Если пройти от станции к посёлку Энергетик, то мы попадём в Перкальский питомник.

Слайд 4.

Фотографии питомника

Учитель: Перкальскому питомнику 120 лет (показать книгу). Это удивительное место находится в нижней части северного склона горы Машук. Научная станция исследует жизнь растений, выращивает саженцы различных пород деревьев и кустарников. Это – голубые и зелёные ели, сосны, можжевельник, барбарис, туи разных пород.

Слайд 5.

Экологический отряд школы № 28 в питомнике

Учитель:

Ученики школы № 28 частые гости этого замечательного уголка нашего города. Учёные-ботаники знакомят ребят со своей научной работой.

Наш эколого-краеведческий отряд “Маленький принц” составили для вас несколько задач. Предлагаем вам их решить.

*Слайд 6.

Текст задачи

Вопрос (по щелчку)

Схема (по щелчку)

Учитель читает задачу:

Идёт разбор задачи.

– Перед вами текст задачи.

– Попробуйте составить схему.

Учитель проходит по рядам и проверяет составленные схемы. Затем предлагает сверить.

– Назовите искомое? Запишите решение задачи и ответ.

*Слайд 7.

Решение задачи (два варианта)

– Я увидела, что есть два способа решения.

Проверка решения задачи двумя способами по действиям.

– В чём отличие способов решения задачи?

(В первом способе от общего количество отнимали первую группу, а во втором способе сначала нашли количество детей второй группы).

– Молодцы!

Слайд 8.

Лес должен быть чистым!!!

Слайд 9.

Уборка и озеленение класса и школьного двора

Наш отряд “Маленький принц” устраивает экологические десанты по очистке ласа, высаживает деревья вокруг школы, ухаживает на комнатными растениями.

Слайд 10.

(текст)

Учитель:

Станция “Лермонтовская”. Если проехать от станции на трамвае в микрорайон “Бештау”, то мы вернёмся в школу № 5. Под горой Бештау располагается Лермонтовский питомник.

Слайд 11.

Клумбы города

Учитель:

Невозможно себе представить наш город без нарядных клумб. Они радуют нас своими удивительными цветами. И всё это благодаря другому питомнику – Лермонтовскому, которому 60 лет. В своих теплицах он выращивает удивительные сорта роз и другие растения и цветы.

– Так, для чего СУЩЕСТВУЮТ ПИТОМНИКИ?

Слайд 12.

Розы

Текст задачи

Учитель: Розы – удивительные растения. Они радуют нас при въезде в город, мы дарим их на праздники и просто любуемся их красотой.

Учитель: Предлагаем ещё одну задачу.

Задача № 2.

*В теплицах лермонтовского питомника высажено 130 сортов роз. Это на 50 сортов меньше, чем пород деревьев. Сколько различных пород деревьев высажено в теплицах?

Несколько раз прочитать условие задачи.

*Слайд 13.

Две схемы к задаче

Решение (по щелчку)

– Предлагаем вам две схемы к задаче. Выберите верную схему.

– Запишите решение и ответ. Проверка решения задачи.

– Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

Слайд 14.

Растения, собранные для научных наблюдений

МУЗЫКА

Учитель: Оба питомника занимаются не только озеленением нашего города, но и ведут большую исследовательскую работу. В питомниках собраны удивительные коллекции растений со всего земного шара и сейчас мы познакомимся с некоторыми растениями.

Постарайтесь ЗАПОМНИТЬ их названия, они пригодятся для выполнения занимательного задания.

Ребята сами читают названия растений.

Шиповник – кустарник, плоды шаровидные гладкие. Распространён в Европе, Сибири. В плодах много аскорбиновой кислоты. Используется как поливитаминное средство. В питомнике произрастает до 20 видов шиповника. Многие из них – ценные лекарственные растения (высокое содержание витаминов А и С).

Боярышник – мелкое дерево с густоветвистой шатровидной кроной. Плоды съедобны, очень вкусны, обладают ценными лечебными свойствами. В естественных условиях доживаем до 200-300 лет.

Клён – небольшое дерево до 8-10 м или кустарник с густой округлой кроной и мелкими трёхлопастными листьями. Дико растёт на Восточном Кавказе. Декоративен оригинальной листвой, зелёной до глубокой осени. Весьма перспективен в зелёном строительстве региона КМВ.

Слайд 15.

Кустарники и травянистые растения эколого-ботанической станции

Слайд 16.

(по щелчку)

МУЗЫКА

 

Касатики – всего в коллекции питомника растёт около 40 видов, собранных преимущественно из мест естественного произрастания в Евразии. Касатики исключительно разнообразны по экологии – живут от водно-болотисных местообитаний до сухих каменистых мест в степях. Наиболее оригинальные и красивые виды – с Кавказа.

Чабрец (тимьян) – очень редкий вид. Растёт по Скалистому хребту на каменистых склонах. Внесён в Красную книгу России.

Мак – растение 100-120 см высоты с крупным тёмно-красным цветком до 25 см в диаметре. В нашем регионе встречается на горах Бештау, Шелудивая, Бык, Верблюд, Лысая. Внесён в Красные книги России и Ставропольского края.

*Слайд 17.

Текст задачи

Учитель: Предлагаем задачу для устного решения.

Задача № 3.

В питомнике деревья живут 120 лет, а в городе могут прожить 60 лет.

Во сколько раз короче жизнь деревьев в городе, чем в питомниках?

120 : 60 = в 2 раза.

– Молодцы, быстро решаете задачи.

Учитель – А почему в питомниках растения живут дольше?

Слайд 18.

(текст)

МУЗЫКА

Учитель: Растения и животные нашей планеты обратились к жителям Земли. Посмотрите и прочитайте, о чём они просят.

Слайд 19.

Красная книга.

Текст правил

(по щелчку)

Читают вслух хором

В ы с т а в к а к н и г.

Красная книга Ставропольского края (показать).

Экологических правил очень много.

Никогда их не забудь,

пусть они тебе помогут

в жизни выбрать верный путь.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА:

1. Не загрязнять природу.

2. Не вырубать и не ломать деревья.

3. Не разжигать в лесу костры.

4. Зимой подкармливать птиц и животных.

5. Не рвать цветы и другие растения, занесённые в Красную Книгу.

*Слайд 20.

МУЗЫКА

Занимательная страничка.

Впишите названия растений, которые вы должны были запомнить. Для правильного написания слов даём вам подсказку.

Боярышник, барбарис, мак, клён, лилия, шиповник, зверобой, касатик.

– Какое слово получилось в выделенных клетках:

ПИТОМНИК.

– Вспомним цели нашего урока.

Слайд 21.

(текст)

Цели урока:

Что такое зелёные питомники?

Для чего они нужны нашему городу?

– Достигли ли мы наших целей? (рассуждения детей).

Слайд 22.

(текст)

Давайте прочитаем научное объяснение слову

ПИТОМНИК – действующая коллекция древесных и кустарниковых растений, созданная в научных, познавательных и учебных целях.

*Слайд 23.

Сведения о том, кто вели урок, где и в каком классе

Итог урока: СПАСИБО за урок. Вы молодцы.

В подарок мы дарим вам сборник, где есть экологические правила, обращения растений и животных, экологические задачи, некоторые сведения и растениях.

– Удачи вам в учёбе!

Приложение

Презентация 1

Презентация 2