Цели:
- Закреплять знание нумерации чисел в пределах 1000, навыки табличного умножения и деления, умение выполнять деление с остатком.
- Формирование умений и навыков выделять условие и вопрос задачи, решать задачи. Развивать вычислительные навыки, математическую речь, логическое мышление, познавательную активность, наблюдательность, внимание, память.
- Воспитывать интерес к предмету; чуткое и бережное отношение ко всему, что нас окружает; дружбу, взаимопомощь.
Оборудование: учебник «Математика ч.1», рабочая тетрадь «Математика № 2», рисунки с изображением животных - артистов цирка, таблицы с заданием (Приложение 1).
Ход урока
1. Организационный момент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5!
- На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
2. Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы и целей урока
- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок математики. Мы проведём урок - путешествие. И отправимся в цирк, посмотреть дрессированных животных. Но так как наша игра будет математическая, то нам тоже нужно будет поработать. Сначала ответьте на вопросы:
- Чему вы учитесь на уроках математики?
- Почему современному человеку трудно обойтись без знания математики?
- Молодцы! А сейчас посмотрим, все ли вы дружите с математикой.
4. Устный счёт
- Назовите соседей числа: 99, 200, 325, 999.
- Сравните числа 428 и 482; 536 и 563.
- Сколько сотен, десятков и единиц в числе 864, 356.
5. Закрепление пройденного
- Ну а теперь мы отправимся на цирковое представление, для этого мы разделимся на две команды. А поедем мы в цирк на двух автобусах: на первом автобусе одна команда, а на втором другая. Первыми отправятся те, кто правильно расставит знаки арифметических действий «+, -, х, : ». Будьте осторожны и внимательны. Итак, в путь!
6…7…8 = 50 7…8…9 = 79
- Вот мы и прибыли в цирк. Рассаживайтесь поудобнее. Представление началось!
а) Встречайте Зебру. (Рисунок 1.)
- Где ещё можно встретить зебру?
- Почему пешеходную дорожку называют зеброй?
- Для чего нужна такая разметка?
- Итак, Зебра предлагает вам перейти дорогу. Правильно сделает это тот, кто решит примеры:
(610 - 1) + 40 (329 + 1) - 30
(240 - 1) - 30 (590 - 1) - 80
(910 - 1) - 900 (679 + 1) - 700
б) На арену цирка выезжает косолапый Мишка. (Рисунок 2.)
- Говорят «косолапый медведь». а как он умеет педали вертеть. Помогите Мишутке проехать по математическому лабиринту.
(«Круговые примеры».)
72 - 9 69 - 8
63 : 7 61 + 20
27 + 5 64 + 5
32 + 40 16 х 4
54 : 2 81 : 9
9 х 6 9 + 7
в) Антракт! (Физкультминутка.)
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.
г) На арене цирка выступает Слонёнок. (Рисунок 3.)
- Этот лопоухий, смешной Слонёнок ищет себе друзей. Он подружится с вами, ребята, если вы справитесь с его заданием.
- Молодцы! Вы правильно решили примеры, и теперь у вас есть новый друг - добрый, смешной Слонёнок.
д) А вот перед вами тюлень - жонглёр. (Рисунок 4.)
- Он считает себя самым ловким. Скромно ли это?
- А действительно ли он так ловок?! Давайте проверим.
65 : 7 = 8 (ост 9) 45 : 20 = 2 (ост 5)
65 : 21 = 3 (ост 2) 39 : 4 = 8 (ост 7)
58 : 8 = 6 (ост 10) 39 : 12 = 3 (ост 3)
58 : 28 = 2 (ост 12) 83 : 9 = 8 (ост 11)
45 : 6 = 8 (ост 0) 83 : 27 = 3 (ост 0)
- Самый ли ловкий тюлень?
- Сколько раз он терял мяч?
е) Последним выступает говорящий попугай Кеша. (Рисунок 5.)
- Он приготовил для вас весёлые задачи.
1) На деревьях грибы сохли,
Ну а в дождь, конечно, мокли.
40 жёлтеньких маслят,
8 тоненьких опят,
Да 3 рыжие лисички -
Очень милые сестрички.
Вы, ребята, не молчите,
Сколько всех грибов? Скажите!2) Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на белкины качели
Собрались лесные звери:
20 зайцев, 7 куниц,
8 рыженьких лисиц,
6 ежей и 5 зайчат
На качели все спешат.
Вы, ребята, не зевайте,
Всех зверей пересчитайте.3) Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 120 следов.
Сколько, скажите, здесь было волков?4) Лисица учила своих малышей
Ловить под кустами весёлых мышей.
Мыши услышали злую лису
И спрятались все под ёлкой в лесу.
Мышек было всего только 5,
У каждой мамаши по 9 мышат.
Так сколько, скажите, мышей и мышат
Тихо под елью ветвистой сидят?
- Молодцы, ребята! Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление.
6. Работа в тетради
а) № 5 стр. 134 - самостоятельно
б) Задача № 18 стр. 136 - работа в парах
7. Домашнее задание
№ 14 стр. 136, тетр.
8. Итог урока
- Чему мы учились на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- Какое у вас сейчас настроение? Покажите.
Дети поднимают рисунок с изображением либо солнышка, либо тучки.
- Всем спасибо. Вы очень хорошо работали.