Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

Разделы: Начальная школа


 Предполагаемый документ представляет собой подробный поурочный план по русскому языку для четвёртого класса и ориентирован на работу с учебником автора Т.Г. Рамзаева – М: Дрофа, 2007– “Классическая начальная школа”.

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Цели урока: закрепить правила правописания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода, увеличить словарный запас развивать внимание, память, орфографическую зоркость, воспитывать у детей чувство любви к природе.

Урок – закрепления пройденного материала проводят в конце изучения раздела “Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода”.

Урок начинаю с организационного момента. На уроке большое внимание уделяю развитию орфографической зоркости во время фронтальной работы. Кроме фронтальной работы на уроке я предлагаю и индивидуальную работу. Словарную работу я организовала в виде игрового момента. Этим я заинтересовала детей и плавно подвела к теме урока и поговорили о первоцветах Республики Башкортостан. На этапе закрепления дети самостоятельно составляли словосочетания (прил. + сущ.) мужского и среднего рода, описывая подснежники. Затем я предложила свою группу словосочетаний просклонять самостоятельно по падежам. Этап творческой работы предполагает сообщения детей о первоцветах и в ходе беседы дети самостоятельно составляют и записывают побудительные предложения (заповеди) по охране первоцветов. В конце урока я подвожу итог, оценивание и дети получают разноуровневое домашнее задание.

Учителя могут внести свои изменения в ходе урока. Первоцветы Башкортостана можно заменить названиями подснежников своего региона.

Этот урок предполагает работу каждого ученика, игровые моменты активизируют детей, учащиеся проявляет творчество. На уроке уделяется большое внимание воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей.

Цели урока:

  1. Закрепить правила правописания безударных окончаний имён прилагательных;
  2. Развивать внимание, память, орфографическую зоркость;
  3. Воспитывать у детей любовь к родине, бережное отношение к первоцветам.

Ход урока

1. Организованное начало урока.

– Откройте тетради, запишите число.

2. Орфографическая  минутка. Индивидуальная работа.

Спиши текст, вставив пропущенные окончания имён прилагательных. Укажи падеж имён прилагательных. Выдели окончания.

Было ясн… летн… утро. Светило ярк… солнце. По син… небу плыла лёгк… тучка. С ближн… поля поднялись крикливые гуси. Они понеслись к светл… озеру. Раздался выстрел с крут… берега.

Выполните синтаксический разбор четвёртого предложения.

Фронтальная работа.

– Какая часть речи так о себе рассказала?

Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны
Я украшаю нашу речь
Меня вам надо знать, беречь!

– Что такое имя прилагательное?

– Как изменяются имена прилагательные?

– Каким членом предложения они являются?

– Прочитайте текст, опустив имена прилагательные.

– Что вы заметили?

– Какова роль имён прилагательных в речи?

Тёпл… ранн… утром мы отправились в лес. На весенн… воздухе мы почувствовали себя бодрыми и веселыми. В оврагах земля была покрыта бел… снегом. Кажд… дерево красиво выделялось на светл… фоне неба. В чист… свеж… воздухе пахло молод… листом!

– Наша речь без имён прилагательных была бы похожа на

картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие

окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С именами прилагательными речь, как яркая цветная картина, может быть, даже ещё богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам.

– Объясните написание безударных окончаний имён прилагательных или проверь написание окончаний прилагательных по окончанию вопросов, определите род, число, падеж.

– Как определить род, число, падеж имён прилагательных?

– В каком роде употреблены имена прилагательные?

– На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном, дательном, творительном, предложном падеже и какие имеют окончания?

– Назовите тему нашего урока.

“Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода”.

3.Словарная работа.

– С какой целью мы отправились в лес, вы узнаете, составив слово, используя эти буквы.

П*рв*цв*т

Все растения, которые расцветают ранней весной, называются первоцветами. Они первыми появляются из-под снега, поэтому их называют подснежниками.

Средний срок появления этих цветов чуть позже середины апреля. На территории Башкирии встречаются следующие виды подснежников: Мать – и– мачеха, Гусиный лук, Ветреница, Примула, Папоротник орляк, Волчье лыко ( показ первоцветов)

– Все эти первоцветы занесены в Красную книгу. Они привлекают внимание людей, но мы их рвать не будем, а будем наслаждаться тонким ( а р а м а т а м) или

(з а п а х а м).

– Запишите словарные слова в именительном падеже, поставьте ударение и выделите безударную гласную.

Аромат горького кофе ( в м. р., в род. п.)

Запах прекрасного цветка (в м.р.., в род. п.)

– Распространите словосочетания горький кофе и прекрасный цветок, добавив к ним подходящее словарное слово, аромат и запах. Обратите внимание на то, что форма данных словосочетаний изменится, определите падеж, род.

– На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже, какие имеют окончания?

4. Закрепление пройденного материала.

– Посмотрите на иллюстрацию первоцветов, составьте словосочетания, при помощи имён прилагательных опишите подснежники. Передайте всю яркость, красоту этих нежных цветов.

Мягкий желтый цветок, тонкий чешуйчатый стебель, пушистый лист, ценное лекарственное растение, редкий вид.

– Поставьте и запишите данные словосочетания в форме: первый ряд – в дательном падеже, второй ряд – творительном падеже, третий ряд – предложном падеже.

– Составьте с одним из словосочетаний предложение.

-Запишите моё предложение.

Мягкий, махровый цветок на высоком стебле нежно коснулся щеки.

– Проведите полный синтаксический разбор предложения.

5. Творческая работа.

– Кто из вас знает, какие первоцветы используются в лечебных целях? (выступления детей)

Мать – и – мачеха – используется для лечения простудных болезней, кашля. Листья заваривают и пьют чай или полощут горло.

Примула – древние греки называли его цветком Олимпа, отвар придаёт силы, выносливости, укрепляет иммунную систему.

Ветреница – используется для лечения суставов. Собирают наземную часть, готовят настой на спирту и натирают им больные места.

– Собирая первоцветы как лекарственные травы, человек часто вырывает их с корнем, нанося вред растениям, вытаптывают места их произрастания, что ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время. Иногда первоцветы срывают большими букетами и выбрасывают. И лежат яркие цветы на земле, грязные, затоптанные, как горький упрёк тем, кто сорвал их.

– Запишите, какие меры вы предложили бы для охраны первоцветов, чтобы их количество на нашей планете не уменьшалось!

– Не забывайте, что предложения носят побудительный характер (дети записывают свои варианты и сравнивают с предложениями учителя)

  1. Не рвите большие букеты!
  2. Не губите места произрастания первоцветов!
  3. Не вырывайте первоцветы с корнем!
  4. Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!
  5. Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов!

– Хотелось бы закончить урок стихотворение

Не рвите цветов, не рвите –
Пусть будет нарядной земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!

6. Итог.

– Что вам запомнилось?

– Что вы узнали нового?

– Назовите тему нашего урока.

7. Домашнее задание.

Первый уровень сложности: составить 6 предложений, используя имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном, родительном и предложном падежах.

Второй уровень сложности: составить рассказ, используя имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном, родительном и предложном падежах.