Цели урока: познакомить с приемами вычислений вида 36 + 2, 36 + 20, формировать умение пользоваться этим приемом, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Оборудование: карточки – “капельки” с примерами, картинки – корабль, остров с пальмами, бегемот, слон, ящерица.
Ход урока
1.Орг. момент.
Сегодня отправляемся в путешествие в Африку на корабле “Дружба”.
(Приложение №1) Картинка “Кораблик”
2.Устный счет
Нужно купить билетики на корабль, 1 билет стоит 18 рублей. Наберите 18 из цифр на полосках.
Дайте характеристику этого числа и запишите.
Номера кают на корабле зашифрованы.
6 дес. 2 ед. (62)
4 дес. 0 ед. (40)
2 ед. (2)
6 ед. 1 дес. (61)
Назовите, какое это число?
Почему 16, а не 61?
Температура воздуха в Африке поднимается до 40 градусов и выше. Посчитайте от 40 до 100 десятками.
Расположите эти числа в порядке возрастания, уменьшения.
Выразить
2 дм 5 см = … см
100 мм = … дм
5 см 4 мм = … мм
Длина ящерицы 70 см, слоник рождается высотой 100 см.
Приложение №1 Картинка “Слон и ящерица”
Выразите эти величины в других единицах измерения.
Задача:
Приложение №1 Картинка “Бегемот”
Самый толстокожий бегемот имеет толщину кожи 2 см 5 мм, у слона толщина кожи 1см 5 мм. На сколько толщина кожи у бегемота больше, чем у слона?
Как узнали?
В Африке есть пустыня Сахара, где каждая капелька воды – редкость. На моих капельках написаны примеры, читаем по – разному и поднимаем карточки с ответами.
Какой пример для вас новый?
Подумайте, чему будем учиться на уроке?
3. Сообщение темы и цели урока.
Будем учиться решать новые примеры.
4. Физминутка
.В Африке горы вот такой вышины,
В Африке реки вот такой ширины.
Крокодилы, бегемоты,
Обезьяны, кашалоты,
И зеленый попугай.
5. Новый материал.
Мы подплываем к острову, на котором растут пальмы.
Приложение №1 Картинка “Пальмы и бананы”
На первой пальме росло 36 бананов. На второй 2 банана. Давайте узнаем, сколько всего бананов. Вместо бананов у нас будут палочки. Для удобства десятки заменим пучками, а единицы – отдельными палочками.
В числе 36 сколько десятков. Покажем пучками.
Сколько единиц? Покажем палочками россыпью.
Число 2 – что возьмем, два пучка или две палочки?
Куда добавим две палочки, к пучкам или к
отдельным палочкам?
Значит, что нам удобно, сколько это стало?
Запишем это.
36 + 2 = (30 + 6) + 2
Как заменим 36?
6 – Это что?
2 – Это что?
Как удобнее выполнить сложение?
И добавим оставшееся слагаемое 30.
Сколько это будет?
Вывод: Что с чем складывали?
Удобнее единицы складывать с единицами и
прибавлять 30.
На первой пальме 36 бананов, на третьей – 20
бананов.
Узнаем, сколько на двух пальмах.
36 + 20
Кто может показать, как сосчитать этот пример?
(2 дес. + 3 дес. и добавить 6)
Сколько получится?
Запишем это.
36 + 20 = (30 + 20) + 6
(Я показываю 30 и 20)
Почему показываю эти числа?
Как удобнее сосчитать?
Какой вывод сделаем?
(Десятки плюс десятки)
6. Работа с учебником с. 48
Прочитайте правило.
А мы какой вывод сделали?
Решаем примеры устно все вместе №1 с объяснением
№2 Один столбик на доске и два столбика
самостоятельно.
Проверка.
7. Решение задач №3
Прочитайте, о ком она?
Что известно, что неизвестно?
Какие слова возьмем для краткой записи?
Прикидка ответа:
Как думаете, какие салфетки могла Аня подарить?
(1 – все маленькие, 2 – все большие, 3 – и те, и
другие)
Мы будем говорить о последних, о тех, и других.
Итак, что надо найти? (Остаток)
Как находим остаток? (Вычитанием)
Из чего вычитаем? (Из того, что было)
А сколько было? (6 да 3)
Какое будет первое действие? (сложение)
Какое второе действие? (вычитание)
Запишите решение. (1 ученик за крылом доски)
Проверка:
Сравните, совпали ли ответы?
8. Итог
Что нового было?
Как мы складывали?
Хором правило.