Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках муниципального образовательного пространства

14.06.2011

Чувство Родины нужно заботливо
выращивать, прививать духовную
оседлость. Если не будет корней в родной стороне —
будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле...
Д. С. Лихачев

Важную роль в формировании национально-регионального компонента образования области играет учреждение дополнительного образования “Станция юных туристов”, которое с помощью научно-исследовательской деятельности способствует выявлению и изучению проблем истории нашего города и района, ее “белых пятен”.

Приложение 1

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта, всех сторон деятельности человека в конкретном городе и районе, придавали большое значение многие передовые мыслители России. Они писали, что человек, не помнящий прошлого, обречен жить без будущего, ибо между прошлым и будущим существует неразрывная связь.

История нашего города многогранна и интересна, насыщена событиями, богата талантливыми, героическими и знаменитыми земляками. Но есть много неизученного, что вызывает споры и вопросы, поэтому так актуальна и необходима научно-исследовательская деятельность.

В основе исследовательской деятельности лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Это выражается в мотивационном изучении реальности путём практического взаимодействия, в самостоятельной постановке исследовательских целей, изобретении новых способов и средств их достижения, получению разнообразных, в том числе неожиданных, не прогнозируемых результатов исследования и их дальнейшее использование.

Цель научно-исследовательской деятельности - изучение поставленных и выявленных проблем истории города, анализ, систематизация, обобщение, полученных результатов, их оформление, выступление на всероссийских, региональных краеведческих научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, выставках. Обобщение материала с целью написания учебно-методических пособий по краеведению и этнографии, экскурсий, разработки занятий по данным курсам.

Задачи:

  • интеллектуальное развитие личности и создание системы стимулирования проявления исследовательских способностей детей;
  • обеспечить “поля выбора”, возможностей “первой пробы” в раннем профессиональном образовании;
  • поддержка исследовательского, поэтапного раскрытия способностей ребенка к персонализации, через создание краеведческих программ, методик, образовательных технологий;
  • индивидуальный подход к сфере заинтересованности каждого воспитанника.

Научно-исследовательской деятельностью, я, в качестве методиста МОУДОД СЮТур, занимаюсь на протяжении семи лет.

Исследовательская деятельность осуществляется через направления: поисково-исследовательские задания для СЮТур и школ города, музейную работу, изучение краеведческого материала в туристических объединениях, проведение календарных мероприятий учреждения по краеведению и этнографии и работу городского клуба “Дорогой отцов”.

Поисковые задания являются важным направлением исследовательской деятельности. Они разрабатываются мною для воспитанников СЮТур и учащихся образовательных учреждений на основе тематики Всероссийских и региональных туристско-краеведческих программ, отслеживается их выполнение.

Разработаны и предложены для поисковой работы задания по темам:

Приложение 2

Для успешного выполнения поисковых заданий мы используем формы работы:

- семинары,

- круглый стол;

- практикумы;

- участие в мероприятиях.

В результате обобщения и систематизации найденного материала были написаны творческие исследовательские работы, которые являются победителями региональных краеведческих мероприятий. Пропаганду поисково-исследовательской работы, ее результаты проводим через средства массовой информации. Это репортажи на местном телевидении, статьи педагогов и воспитанников в печати.

Данная кропотливая работа дисциплинирует, развивает творческий потенциал, любознательность, терпение, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою малую Родину.

Работы победителей городских олимпиад, конференций, конкурсов, викторин направляю на областные мероприятия.

Музееведение

Собранный поисковый материал, в учебных заведениях, в дальнейшем послужил отправной точкой для создания экспозиций школьных музеев. В настоящее время в городе 5 паспортизированных музея. В остальных школах ведется работа по созданию и открытию музеев.

Накануне смотров-конкурсов городских школьных музеев провожу семинар, где даются методические рекомендации руководителям школьных музеев, как правильно и последовательно проводить поисково-исследовательскую работу, как оформить запрос в архив, как оформить конкурсные материалы, где быстро получить интересующие сведения.

Школьным музеям предоставлены методички и памятки, составленные на Станции туристов: “Правила оформления экспозиции музея”, “Рекомендации по сбору информации и экспонатов”, “Работа с экспозициями боевой славы”, “Обследование школьной экспозиции”, “Работа в архиве музея”, “Сбор и хранение экспонатов”, “Как опросить ветерана войны”.

Экскурсионная работа

Важным направлением исследовательской работы СЮТур является разработка экскурсий и подготовка экскурсоводов из числа кружковцев, как для школьных музеев, так и городских экскурсий. Это стало возможным благодаря обширному краеведческому материалу, собранному в ходе научно-исследовательской работы.

В объединении СЮТур “Юные экскурсоводы” подготовлены более 10 экскурсоводов за три последние года.

Педагогами СЮТур разработаны и систематически проводятся для образовательных учреждений города и района большое количество экскурсий: “Ливенская крепость”, “Ливны купеческие”, “Сергиевский храм-памятник архитектуры XVI века”, “Деревянное кружево Ливен”, “Ливенский щит”, “Ливны военные”, “Старинные улицы города Ливны”, которые вызывает неподдельный интерес у детей и учителей.

Результаты этнографического поиска

В летнее время мы проводим этнографические экспедиции, где собираем экспонаты по Ливенскому краю.

Результаты этнографических экспедиций хранятся в этнографическом уголке Станции. Самое интересное, что нам удалось найти - это сохранившиеся старинные предметы быта, утварь наших предков, народные костюмы, образцы декорирования одежды, ливенская вышивка, интересный материал по ливенским народным промыслам, история ливенского бисера. Экспонаты мы используем на краеведческих и этнографических занятиях и мероприятиях.

В этнографическом уголке проводятся экскурсии и занятия не только для кружковцев, но и для учащихся школ, воспитанников дошкольных учреждений.

Программное обеспечение поисково-исследовательской работы

Осуществляю курирование педагогов в разработке, написании, апробировании авторских образовательных программ краеведческой и этнографической направленности: “Этнография в поделках”. Проходит апробацию программа “Экскурсоводы на английском языке”.

Авторская образовательная программа “Этнография в поделках” в 2008 году награждена дипломом II степени в VI Областном конкурсе авторских образовательных программ дополнительного образования детей, ее авторами являются методист Дорофеева О. А. и педагог Андросова В. А.

Поисковой работой на СЮТур воспитанники занимаются не только в краеведческих и этнографических объединениях, на поисковую работу отводятся часы и в туристических объединениях

Военно-патриотическое движение городского клуба “Дорогой отцов”

Важнейшим направлением исследовательской деятельности является военно-патриотическая работа клуба “Дорогой отцов”. Организацией и проведением заседаний клуба я занимаюсь с того момента, когда началась моя педагогическая деятельность на Станции. Городские заседания проводятся к юбилейным датам: 25 декабря, 9мая, Дню защитников Отечества. На каждом заседании присутствуют до 100 человек. Заслушиваются и записываются военные воспоминания ветеранов, рассказы очевидцев военных событий. Воспитанники СЮТур отчитываются о своей исследовательской поисковой работе перед ветеранами ВОВ.

При подготовке и проведении заседаний используются военные песни и местный военный фольклор, стихи собственного сочинения детей, проводятся краеведческие викторины по военной истории города Ливны. Награждаются председатели и члены школьных отделений клуба за активную работу.

В рамках этой работы исследователи установили неучтенные воинские захоронения, имена павших воинов, воинские части и соединения, которые вели бои в наших местах в период оккупации города, его освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

Для достижения конкретного результата ведем большую кропотливую работу с архивами, делаем запросы в военкомат, находим и записываем в ходе походов и экспедиций воспоминания очевидцев, ветеранов.

Людей, которые могли бы достоверно рассказать о военной истории нашего города остается все меньше и меньше с каждым годом. Да и человеческая память иногда подводит. Поэтому мы сталкиваемся с определенными проблемами во время анализа и систематизации поискового материала: воспоминания противоречат архивным данным, или воспоминаниям другого очевидца. До сих пор осталась масса вопросов и нерешенных проблем, в будущем нам есть над чем работать.

По результатам поисковой работы клуба “Дорогой отцов” составлена областная Книге памяти с уточненными данными по военным захоронениям и именами погибших воинов.

Осуществляю методические рекомендации и обучение молодых педагогов СЮТур в области научно-исследовательской деятельности, курирую их дальнейшую работу. В результате педагог Егорова В. С. участвовала в городской, а затем в областной олимпиаде в 2006 г., как научный руководитель. Творческая исследовательская работа “История реального училища” заняла в области призовое место.

Приложение 3

Исследовательская деятельность и мероприятия СЮТур

Практическим направлением исследовательской деятельности, можно сказать, подведением ее результатов, является работа по организации и проведению общегородских краеведческих и этнографических мероприятий, посвященных юбилейным датам, где нашло широкое применение, собранного в ходе образовательной деятельности краеведческого и этнографического материала.

Создание учебно-методического пособия

Неоценим собранный краеведческий и этнографический материал в ходе исследовательской деятельности учащихся для подготовки и написания учебно-методических пособий. В 2009 году мною было создано методическое пособие по курсу “Юный этнограф”, 2 года обучения, 135 страниц. Данное пособие приняло участие в региональном конкурсе “Истоки культуры народной” и получило 1 место.

Воспитанникам представляется широкое поле деятельности для научного исследования, которое дает им возможность реализовать полученные знания в конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, показать свою любовь к городу, например, в благоустройстве памятников истории и культуры, экскурсоводческой, музейно-поисковой, экспедиционной работе.

Приобретённый опыт исследования на СЮТур в дальнейшем будет использован воспитанниками “во взрослой жизни”: институте, будущей профессиональной и научной деятельности.

Из вышеизложенного просматривается сложившаяся система работы СЮТур города Ливны и моей лично как методиста поисково- исследовательской деятельности учащихся. На мой взгляд, четко просматриваются ее формы, направления, этапы и результаты. Заслуживают внимания высокая результативность, многообразие, доступность, простата изложения системы работы, возможность ее использования другими методистами при сходных условиях.

Презентация

Чувство Родины нужно заботливо
выращивать, прививать духовную
оседлость. Если не будет корней в родной стороне —
будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле...
Д. С. Лихачев

Важную роль в формировании национально-регионального компонента образования области играет учреждение дополнительного образования “Станция юных туристов”, которое с помощью научно-исследовательской деятельности способствует выявлению и изучению проблем истории нашего города и района, ее “белых пятен”.

Приложение 1

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта, всех сторон деятельности человека в конкретном городе и районе, придавали большое значение многие передовые мыслители России. Они писали, что человек, не помнящий прошлого, обречен жить без будущего, ибо между прошлым и будущим существует неразрывная связь.

История нашего города многогранна и интересна, насыщена событиями, богата талантливыми, героическими и знаменитыми земляками. Но есть много неизученного, что вызывает споры и вопросы, поэтому так актуальна и необходима научно-исследовательская деятельность.

В основе исследовательской деятельности лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Это выражается в мотивационном изучении реальности путём практического взаимодействия, в самостоятельной постановке исследовательских целей, изобретении новых способов и средств их достижения, получению разнообразных, в том числе неожиданных, не прогнозируемых результатов исследования и их дальнейшее использование.

Цель научно-исследовательской деятельности - изучение поставленных и выявленных проблем истории города, анализ, систематизация, обобщение, полученных результатов, их оформление, выступление на всероссийских, региональных краеведческих научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, выставках. Обобщение материала с целью написания учебно-методических пособий по краеведению и этнографии, экскурсий, разработки занятий по данным курсам.

Задачи:

  • интеллектуальное развитие личности и создание системы стимулирования проявления исследовательских способностей детей;
  • обеспечить “поля выбора”, возможностей “первой пробы” в раннем профессиональном образовании;
  • поддержка исследовательского, поэтапного раскрытия способностей ребенка к персонализации, через создание краеведческих программ, методик, образовательных технологий;
  • индивидуальный подход к сфере заинтересованности каждого воспитанника.

Научно-исследовательской деятельностью, я, в качестве методиста МОУДОД СЮТур, занимаюсь на протяжении семи лет.

Исследовательская деятельность осуществляется через направления: поисково-исследовательские задания для СЮТур и школ города, музейную работу, изучение краеведческого материала в туристических объединениях, проведение календарных мероприятий учреждения по краеведению и этнографии и работу городского клуба “Дорогой отцов”.

Поисковые задания являются важным направлением исследовательской деятельности. Они разрабатываются мною для воспитанников СЮТур и учащихся образовательных учреждений на основе тематики Всероссийских и региональных туристско-краеведческих программ, отслеживается их выполнение.

Разработаны и предложены для поисковой работы задания по темам:

Приложение 2

Для успешного выполнения поисковых заданий мы используем формы работы:

- семинары,

- круглый стол;

- практикумы;

- участие в мероприятиях.

В результате обобщения и систематизации найденного материала были написаны творческие исследовательские работы, которые являются победителями региональных краеведческих мероприятий. Пропаганду поисково-исследовательской работы, ее результаты проводим через средства массовой информации. Это репортажи на местном телевидении, статьи педагогов и воспитанников в печати.

Данная кропотливая работа дисциплинирует, развивает творческий потенциал, любознательность, терпение, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою малую Родину.

Работы победителей городских олимпиад, конференций, конкурсов, викторин направляю на областные мероприятия.

Музееведение

Собранный поисковый материал, в учебных заведениях, в дальнейшем послужил отправной точкой для создания экспозиций школьных музеев. В настоящее время в городе 5 паспортизированных музея. В остальных школах ведется работа по созданию и открытию музеев.

Накануне смотров-конкурсов городских школьных музеев провожу семинар, где даются методические рекомендации руководителям школьных музеев, как правильно и последовательно проводить поисково-исследовательскую работу, как оформить запрос в архив, как оформить конкурсные материалы, где быстро получить интересующие сведения.

Школьным музеям предоставлены методички и памятки, составленные на Станции туристов: “Правила оформления экспозиции музея”, “Рекомендации по сбору информации и экспонатов”, “Работа с экспозициями боевой славы”, “Обследование школьной экспозиции”, “Работа в архиве музея”, “Сбор и хранение экспонатов”, “Как опросить ветерана войны”.

Экскурсионная работа

Важным направлением исследовательской работы СЮТур является разработка экскурсий и подготовка экскурсоводов из числа кружковцев, как для школьных музеев, так и городских экскурсий. Это стало возможным благодаря обширному краеведческому материалу, собранному в ходе научно-исследовательской работы.

В объединении СЮТур “Юные экскурсоводы” подготовлены более 10 экскурсоводов за три последние года.

Педагогами СЮТур разработаны и систематически проводятся для образовательных учреждений города и района большое количество экскурсий: “Ливенская крепость”, “Ливны купеческие”, “Сергиевский храм-памятник архитектуры XVI века”, “Деревянное кружево Ливен”, “Ливенский щит”, “Ливны военные”, “Старинные улицы города Ливны”, которые вызывает неподдельный интерес у детей и учителей.

Результаты этнографического поиска

В летнее время мы проводим этнографические экспедиции, где собираем экспонаты по Ливенскому краю.

Результаты этнографических экспедиций хранятся в этнографическом уголке Станции. Самое интересное, что нам удалось найти - это сохранившиеся старинные предметы быта, утварь наших предков, народные костюмы, образцы декорирования одежды, ливенская вышивка, интересный материал по ливенским народным промыслам, история ливенского бисера. Экспонаты мы используем на краеведческих и этнографических занятиях и мероприятиях.

В этнографическом уголке проводятся экскурсии и занятия не только для кружковцев, но и для учащихся школ, воспитанников дошкольных учреждений.

Программное обеспечение поисково-исследовательской работы

Осуществляю курирование педагогов в разработке, написании, апробировании авторских образовательных программ краеведческой и этнографической направленности: “Этнография в поделках”. Проходит апробацию программа “Экскурсоводы на английском языке”.

Авторская образовательная программа “Этнография в поделках” в 2008 году награждена дипломом II степени в VI Областном конкурсе авторских образовательных программ дополнительного образования детей, ее авторами являются методист Дорофеева О. А. и педагог Андросова В. А.

Поисковой работой на СЮТур воспитанники занимаются не только в краеведческих и этнографических объединениях, на поисковую работу отводятся часы и в туристических объединениях

Военно-патриотическое движение городского клуба “Дорогой отцов”

Важнейшим направлением исследовательской деятельности является военно-патриотическая работа клуба “Дорогой отцов”. Организацией и проведением заседаний клуба я занимаюсь с того момента, когда началась моя педагогическая деятельность на Станции. Городские заседания проводятся к юбилейным датам: 25 декабря, 9мая, Дню защитников Отечества. На каждом заседании присутствуют до 100 человек. Заслушиваются и записываются военные воспоминания ветеранов, рассказы очевидцев военных событий. Воспитанники СЮТур отчитываются о своей исследовательской поисковой работе перед ветеранами ВОВ.

При подготовке и проведении заседаний используются военные песни и местный военный фольклор, стихи собственного сочинения детей, проводятся краеведческие викторины по военной истории города Ливны. Награждаются председатели и члены школьных отделений клуба за активную работу.

В рамках этой работы исследователи установили неучтенные воинские захоронения, имена павших воинов, воинские части и соединения, которые вели бои в наших местах в период оккупации города, его освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

Для достижения конкретного результата ведем большую кропотливую работу с архивами, делаем запросы в военкомат, находим и записываем в ходе походов и экспедиций воспоминания очевидцев, ветеранов.

Людей, которые могли бы достоверно рассказать о военной истории нашего города остается все меньше и меньше с каждым годом. Да и человеческая память иногда подводит. Поэтому мы сталкиваемся с определенными проблемами во время анализа и систематизации поискового материала: воспоминания противоречат архивным данным, или воспоминаниям другого очевидца. До сих пор осталась масса вопросов и нерешенных проблем, в будущем нам есть над чем работать.

По результатам поисковой работы клуба “Дорогой отцов” составлена областная Книге памяти с уточненными данными по военным захоронениям и именами погибших воинов.

Осуществляю методические рекомендации и обучение молодых педагогов СЮТур в области научно-исследовательской деятельности, курирую их дальнейшую работу. В результате педагог Егорова В. С. участвовала в городской, а затем в областной олимпиаде в 2006 г., как научный руководитель. Творческая исследовательская работа “История реального училища” заняла в области призовое место.

Приложение 3

Исследовательская деятельность и мероприятия СЮТур

Практическим направлением исследовательской деятельности, можно сказать, подведением ее результатов, является работа по организации и проведению общегородских краеведческих и этнографических мероприятий, посвященных юбилейным датам, где нашло широкое применение, собранного в ходе образовательной деятельности краеведческого и этнографического материала.

Создание учебно-методического пособия

Неоценим собранный краеведческий и этнографический материал в ходе исследовательской деятельности учащихся для подготовки и написания учебно-методических пособий. В 2009 году мною было создано методическое пособие по курсу “Юный этнограф”, 2 года обучения, 135 страниц. Данное пособие приняло участие в региональном конкурсе “Истоки культуры народной” и получило 1 место.

Воспитанникам представляется широкое поле деятельности для научного исследования, которое дает им возможность реализовать полученные знания в конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, показать свою любовь к городу, например, в благоустройстве памятников истории и культуры, экскурсоводческой, музейно-поисковой, экспедиционной работе.

Приобретённый опыт исследования на СЮТур в дальнейшем будет использован воспитанниками “во взрослой жизни”: институте, будущей профессиональной и научной деятельности.

Из вышеизложенного просматривается сложившаяся система работы СЮТур города Ливны и моей лично как методиста поисково- исследовательской деятельности учащихся. На мой взгляд, четко просматриваются ее формы, направления, этапы и результаты. Заслуживают внимания высокая результативность, многообразие, доступность, простата изложения системы работы, возможность ее использования другими методистами при сходных условиях.

Презентация

Чувство Родины нужно заботливо
выращивать, прививать духовную
оседлость. Если не будет корней в родной стороне —
будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле...
Д. С. Лихачев

Важную роль в формировании национально-регионального компонента образования области играет учреждение дополнительного образования “Станция юных туристов”, которое с помощью научно-исследовательской деятельности способствует выявлению и изучению проблем истории нашего города и района, ее “белых пятен”.

Приложение 1

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта, всех сторон деятельности человека в конкретном городе и районе, придавали большое значение многие передовые мыслители России. Они писали, что человек, не помнящий прошлого, обречен жить без будущего, ибо между прошлым и будущим существует неразрывная связь.

История нашего города многогранна и интересна, насыщена событиями, богата талантливыми, героическими и знаменитыми земляками. Но есть много неизученного, что вызывает споры и вопросы, поэтому так актуальна и необходима научно-исследовательская деятельность.

В основе исследовательской деятельности лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Это выражается в мотивационном изучении реальности путём практического взаимодействия, в самостоятельной постановке исследовательских целей, изобретении новых способов и средств их достижения, получению разнообразных, в том числе неожиданных, не прогнозируемых результатов исследования и их дальнейшее использование.

Цель научно-исследовательской деятельности - изучение поставленных и выявленных проблем истории города, анализ, систематизация, обобщение, полученных результатов, их оформление, выступление на всероссийских, региональных краеведческих научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, выставках. Обобщение материала с целью написания учебно-методических пособий по краеведению и этнографии, экскурсий, разработки занятий по данным курсам.

Задачи:

  • интеллектуальное развитие личности и создание системы стимулирования проявления исследовательских способностей детей;
  • обеспечить “поля выбора”, возможностей “первой пробы” в раннем профессиональном образовании;
  • поддержка исследовательского, поэтапного раскрытия способностей ребенка к персонализации, через создание краеведческих программ, методик, образовательных технологий;
  • индивидуальный подход к сфере заинтересованности каждого воспитанника.

Научно-исследовательской деятельностью, я, в качестве методиста МОУДОД СЮТур, занимаюсь на протяжении семи лет.

Исследовательская деятельность осуществляется через направления: поисково-исследовательские задания для СЮТур и школ города, музейную работу, изучение краеведческого материала в туристических объединениях, проведение календарных мероприятий учреждения по краеведению и этнографии и работу городского клуба “Дорогой отцов”.

Поисковые задания являются важным направлением исследовательской деятельности. Они разрабатываются мною для воспитанников СЮТур и учащихся образовательных учреждений на основе тематики Всероссийских и региональных туристско-краеведческих программ, отслеживается их выполнение.

Разработаны и предложены для поисковой работы задания по темам:

Приложение 2

Для успешного выполнения поисковых заданий мы используем формы работы:

- семинары,

- круглый стол;

- практикумы;

- участие в мероприятиях.

В результате обобщения и систематизации найденного материала были написаны творческие исследовательские работы, которые являются победителями региональных краеведческих мероприятий. Пропаганду поисково-исследовательской работы, ее результаты проводим через средства массовой информации. Это репортажи на местном телевидении, статьи педагогов и воспитанников в печати.

Данная кропотливая работа дисциплинирует, развивает творческий потенциал, любознательность, терпение, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою малую Родину.

Работы победителей городских олимпиад, конференций, конкурсов, викторин направляю на областные мероприятия.

Музееведение

Собранный поисковый материал, в учебных заведениях, в дальнейшем послужил отправной точкой для создания экспозиций школьных музеев. В настоящее время в городе 5 паспортизированных музея. В остальных школах ведется работа по созданию и открытию музеев.

Накануне смотров-конкурсов городских школьных музеев провожу семинар, где даются методические рекомендации руководителям школьных музеев, как правильно и последовательно проводить поисково-исследовательскую работу, как оформить запрос в архив, как оформить конкурсные материалы, где быстро получить интересующие сведения.

Школьным музеям предоставлены методички и памятки, составленные на Станции туристов: “Правила оформления экспозиции музея”, “Рекомендации по сбору информации и экспонатов”, “Работа с экспозициями боевой славы”, “Обследование школьной экспозиции”, “Работа в архиве музея”, “Сбор и хранение экспонатов”, “Как опросить ветерана войны”.

Экскурсионная работа

Важным направлением исследовательской работы СЮТур является разработка экскурсий и подготовка экскурсоводов из числа кружковцев, как для школьных музеев, так и городских экскурсий. Это стало возможным благодаря обширному краеведческому материалу, собранному в ходе научно-исследовательской работы.

В объединении СЮТур “Юные экскурсоводы” подготовлены более 10 экскурсоводов за три последние года.

Педагогами СЮТур разработаны и систематически проводятся для образовательных учреждений города и района большое количество экскурсий: “Ливенская крепость”, “Ливны купеческие”, “Сергиевский храм-памятник архитектуры XVI века”, “Деревянное кружево Ливен”, “Ливенский щит”, “Ливны военные”, “Старинные улицы города Ливны”, которые вызывает неподдельный интерес у детей и учителей.

Результаты этнографического поиска

В летнее время мы проводим этнографические экспедиции, где собираем экспонаты по Ливенскому краю.

Результаты этнографических экспедиций хранятся в этнографическом уголке Станции. Самое интересное, что нам удалось найти - это сохранившиеся старинные предметы быта, утварь наших предков, народные костюмы, образцы декорирования одежды, ливенская вышивка, интересный материал по ливенским народным промыслам, история ливенского бисера. Экспонаты мы используем на краеведческих и этнографических занятиях и мероприятиях.

В этнографическом уголке проводятся экскурсии и занятия не только для кружковцев, но и для учащихся школ, воспитанников дошкольных учреждений.

Программное обеспечение поисково-исследовательской работы

Осуществляю курирование педагогов в разработке, написании, апробировании авторских образовательных программ краеведческой и этнографической направленности: “Этнография в поделках”. Проходит апробацию программа “Экскурсоводы на английском языке”.

Авторская образовательная программа “Этнография в поделках” в 2008 году награждена дипломом II степени в VI Областном конкурсе авторских образовательных программ дополнительного образования детей, ее авторами являются методист Дорофеева О. А. и педагог Андросова В. А.

Поисковой работой на СЮТур воспитанники занимаются не только в краеведческих и этнографических объединениях, на поисковую работу отводятся часы и в туристических объединениях

Военно-патриотическое движение городского клуба “Дорогой отцов”

Важнейшим направлением исследовательской деятельности является военно-патриотическая работа клуба “Дорогой отцов”. Организацией и проведением заседаний клуба я занимаюсь с того момента, когда началась моя педагогическая деятельность на Станции. Городские заседания проводятся к юбилейным датам: 25 декабря, 9мая, Дню защитников Отечества. На каждом заседании присутствуют до 100 человек. Заслушиваются и записываются военные воспоминания ветеранов, рассказы очевидцев военных событий. Воспитанники СЮТур отчитываются о своей исследовательской поисковой работе перед ветеранами ВОВ.

При подготовке и проведении заседаний используются военные песни и местный военный фольклор, стихи собственного сочинения детей, проводятся краеведческие викторины по военной истории города Ливны. Награждаются председатели и члены школьных отделений клуба за активную работу.

В рамках этой работы исследователи установили неучтенные воинские захоронения, имена павших воинов, воинские части и соединения, которые вели бои в наших местах в период оккупации города, его освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

Для достижения конкретного результата ведем большую кропотливую работу с архивами, делаем запросы в военкомат, находим и записываем в ходе походов и экспедиций воспоминания очевидцев, ветеранов.

Людей, которые могли бы достоверно рассказать о военной истории нашего города остается все меньше и меньше с каждым годом. Да и человеческая память иногда подводит. Поэтому мы сталкиваемся с определенными проблемами во время анализа и систематизации поискового материала: воспоминания противоречат архивным данным, или воспоминаниям другого очевидца. До сих пор осталась масса вопросов и нерешенных проблем, в будущем нам есть над чем работать.

По результатам поисковой работы клуба “Дорогой отцов” составлена областная Книге памяти с уточненными данными по военным захоронениям и именами погибших воинов.

Осуществляю методические рекомендации и обучение молодых педагогов СЮТур в области научно-исследовательской деятельности, курирую их дальнейшую работу. В результате педагог Егорова В. С. участвовала в городской, а затем в областной олимпиаде в 2006 г., как научный руководитель. Творческая исследовательская работа “История реального училища” заняла в области призовое место.

Приложение 3

Исследовательская деятельность и мероприятия СЮТур

Практическим направлением исследовательской деятельности, можно сказать, подведением ее результатов, является работа по организации и проведению общегородских краеведческих и этнографических мероприятий, посвященных юбилейным датам, где нашло широкое применение, собранного в ходе образовательной деятельности краеведческого и этнографического материала.

Создание учебно-методического пособия

Неоценим собранный краеведческий и этнографический материал в ходе исследовательской деятельности учащихся для подготовки и написания учебно-методических пособий. В 2009 году мною было создано методическое пособие по курсу “Юный этнограф”, 2 года обучения, 135 страниц. Данное пособие приняло участие в региональном конкурсе “Истоки культуры народной” и получило 1 место.

Воспитанникам представляется широкое поле деятельности для научного исследования, которое дает им возможность реализовать полученные знания в конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, показать свою любовь к городу, например, в благоустройстве памятников истории и культуры, экскурсоводческой, музейно-поисковой, экспедиционной работе.

Приобретённый опыт исследования на СЮТур в дальнейшем будет использован воспитанниками “во взрослой жизни”: институте, будущей профессиональной и научной деятельности.

Из вышеизложенного просматривается сложившаяся система работы СЮТур города Ливны и моей лично как методиста поисково- исследовательской деятельности учащихся. На мой взгляд, четко просматриваются ее формы, направления, этапы и результаты. Заслуживают внимания высокая результативность, многообразие, доступность, простата изложения системы работы, возможность ее использования другими методистами при сходных условиях.

Презентация


aid: 597389