Интегрированный урок русского языка и ИЗО. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Русский язык: Повторение об имени существительном.

ИЗО: Казахское декоративно – прикладное искусство: строение и сборка юрты.

Задачи:

  • Закрепить знания об имени существительном;
  • Развивать орфографическую зоркость, память, абстрактное мышление, речь.
  • Воспитывать любовь к языку, творческое отношение к труду.
  • Знакомство с уникальным жилищем казахского народа – юртой;
  • Воспитание уважения к традициям народа.

Билингвальный компонент:сауысқан, кереге, есик.

Оборудование: дидактический материал, слайды (Приложение 1), заготовка рисунка.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Подготовка к уроку

2. Психологический настрой

Прозвенел звонок
Начинается урок
Ум и сердце в работу вложи
Каждой секундой в труде дорожи.

3. Сообщение темы урока

Всем название дано и зверю и предмету. Вещей вокруг полно, а безымянных нет. И все что может видеть глаз, и нам не удивительно, зовутся все эти слова именами … (существительными).

Сегодня мы продолжим путешествовать по стране имени существительного, повторим все, что, мы знаем о нем.

Но для начала проверим домашнее задание.

II. Минутка чистописания

1. Оформление тетрадей.

2. Минутка чистописания:

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

С с

Сорока

Давайте вспомним как по-казахски «сорока» : сауысқан.

III. Работа в парах

Прочитайте на доске слова. Выберите из них имена существительные.

Собака, тетрадь, морозный, петух, лопата, карандаш, бежать, корова, пенал, заяц.

- Какие из слов лишние, почему?

- Проверим, сумеете ли вы распределить имена существительные в 2 столбика. Поставьте в них знак ударения.

- На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные?

- На какие вопросы отвечают неодушевленные существительные?

Проверка нескольких работ.

IV. Игра «Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?»

- А вы любите играть?

- Найдите лишние слова в каждой строчке.

Кошка, ковшик, черепаха,
Туфли, тапочки, собака,
Лук, кабанчик, кабачок,
Платье, белка, пиджачок.

- Объясните, почему вы так думаете. (Дети комментируют свой выбор лишних слов).

Физкультминутка

Стрекоза

Вот такая стрекоза, (встать на носки, руки вверх через стороны)
Как горошины глаза. (соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг, приставив к глазам «очки»)
А сама, как вертолёт, (повороты в стороны)
Влево, вправо, взад, вперёд. (Вращения предплечьями назад – вперёд с полу воротами налево – направо, наклоны в стороны).
И на травушке – роса, (приседать)
И на кустах роса. (Наклон вперёд, прогнувшись)
Мы ладошки отряхнули, (хлопки перед собой, руки поочерёдно вверх – вниз)
Улетела стрекоза. (мелкие частые движения кистями, руки в стороны)
Попрыгунья испугалась,
Только песенка осталась. (руки за голову, наклоны влево – вправо, ладони сложить рупором и петь «Д - з – з – з, д – з – з – з , д – з – з – з»)

Учитель: а сейчас мы разгадаем кроссворд, чтобы узнать, о чем мы будем говорить на ИЗО.(слайд№1)

1 загадка:

На девочке одежда
Нарядная, красивая.
На Ю-начинается
В школу одевается.
(юбка) (слайд№2)

2. загадка

По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? …
(Кровать) (слайд№3)

3. загадка

Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это -
(Утка) (слайд №4)

4.загадка

Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.
(Арбуз) (слайд№5)

Прочитаем слово в синем столбике. ЭТО – ЮРТА

Вопросы:

- Итак, о чем мы будем говорить?

- А что такое юрта?

- Почему казахский народ и другие кочевые народы использовали юрту как своё жилище?

V. Рассказ учителя

На протяжении многих веков просторы Евразии населяли племена, ведшие кочевой образ жизни. Основным богатством, дававшим им пищу и сырье для производства предметов быта, был скот. А рост поголовья зависел от сменяемости пастбищ и водных источников по мере их истощения. Это определило кочевой образ жизни насельников Евразии. В таких условиях они изобрели одно из величайших приобретений цивилизации – юрту.

Юрта – один из самых совершенных видов переносного жилища. Это удобный и практичный дом, идеально приспособленный к условиям природы и образу жизни – одно из величайших изобретений Евразийских кочевников.

Она быстро устанавливается и разбирается, легко перевозится на верблюдах и лошадях, ее войлочное покрытие не пропускает струи дождя. С незапамятных времен способы и секреты установки юрты, требовавшие особого мастерства и знаний, передавались из поколения в поколение.

По древней традиции юрту всегда ставили женщины. И всегда во время работы звучали шутки и смех, чтобы счастье и благополучие поселилось в доме. Юрту ставили входом на восток, чтобы солнце было первым гостем в доме каждый день.

Устанавливались решетчатые стены (кереге)(слайд№7) и дверь(есик) юрты(слайд№8,№9). Дверь радует взор резными узорами.

Поднимался шанырак(слайд№10). Шанырак – это семейная реликвия. Его всегда поднимали мужчина – глава семьи или старейший рода. К ободу шанырака привязывали качели. И дети, как правило, девочка с мальчиком, весело смеясь , начинали раскачиваться на них. Так проверялась прочность конструкции и соблюдалась древняя традиция. Смех детей, по старинным поверьям, должен принести в новый дом счастье. Шанырак переходил из поколения в поколение и наследовался младшим сыном. Его юрту гости должны были посетить раньше, чем юрту старших братьев.

После установки юрты её стены снаружи обкладывались циновками из чия(слайд№11). Сверху всю конструкцию покрывали войлоком, который заранее пропитывался раствором мела. Это делали для прочности и белизны войлока(слайд№12). Его украшали шелковыми и хлопчатобумажными аппликациями в виде орнамента.(слайд№13)

Внутренние стены юрты и пол украшают разнообразные ковры с ворсом и без ворса. Это сармаки, текеметы, тускиизы, алаша и другие. (слайды№ 14,15,16,17)

О внутреннем убранстве юрты поговорим нас следующем уроке, а сегодня мы поместим наши юрты на джайляу.

(Детям раздаются листочки. На них изображен контур юрты.)

Дети должны украсить юрту узором и разрисовать природу вокруг.

VI. Итог урока

1. Выставка юрт. На что похожа общая картинка? (на праздник, который устраивался по особому поводу и на который съезжались множество гостей.

2. Что понравилось на уроке? Что больше всего запомнилось?

3. Оценки за урок.