Цели урока:
- повторить с учащимся назначение и состав операционной системы компьютера, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере.
- воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
- развивать познавательный интерес, навыки работы с мышью и клавиатурой.
Оборудование: доска, компьютер, презентация (Приложение 1)
План урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Проверка и актуализация знаний (5 мин)
- Теоретическая часть (20 мин)
- Практическая часть (15 мин)
- Итоги урока. Оценки. Домашнее задание (2 мин)
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2. Проверка и актуализация знаний.
На прошлом уроке мы рассмотрели, что называется программным обеспечением компьютера. Давайте на минуту вернемся к нему и вспомним, о чем именно мы с вами говорили:
- Что такое программное обеспечение?
- Каких видов бывает программное обеспечение?
- Что такое программа?
- Кто такой программист?
- Приведите примеры сервисных программ.
- Приведите примеры системных программ.
- Приведите примеры прикладных программ.
3. Теоретическая часть.
Вы когда-нибудь задумывались, как происходит в компьютере обработка команд? Почему то или иное наше действие вызывает тот или иной результат? Как именно происходит взаимодействие между человеком и компьютером?
Для того чтобы мы могли не думать о том, как в компьютере происходит работа процессора с программами, данными и с аппаратными устройствами, существует специальный комплекс программ, называемых операционной системой.
На этом уроке мы повторим что такое операционная система и узнаем о том, как классифицируются все существующие операционные системы (Слайд 1).
Операционная система – это самая главная программа. Операционные системы разные, но их назначение и функции одинаковые. Операционная система является основной и необходимой составляющей программного обеспечения компьютера, без нее компьютер не может работать в принципе.
Операционная система (ОС) – это совокупность программ, которые предназначены для управления компьютером и вычислительными процессами, а так же для организации взаимодействия пользователя с аппаратурой (Слайд 2).
Операционная система обеспечивает связь между пользователем, программами и аппаратными устройствами. Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам (Слайд 3).
ОС принимает на себя сигналы-команды, которые посылают другие программы, и “переводит” их на понятный машине язык. ОС управляет всеми подключенными к компьютеру устройствами, обеспечивая доступ к ним другим программам. Наконец, третья задача ОС — обеспечить человеку-пользователю удобство работы с компьютером.
Получается, что каждая ОС состоит как минимум из трех обязательных частей.
Структура операционной системы: (Слайд 4)
Ядро – переводит команды с языка программ на язык “машинных кодов”, понятный компьютеру.
Драйверы – программы, управляющие устройствами.
Интерфейс – оболочка, с помощью которой пользователь общается с компьютером.
В состав операционной системы входит специальная программа — командный процессор, которая запрашивает у пользователя команды и выполняет их. Пользователь может дать, например, команду выполнения какой-либо операции над файлами (копирование, удаление, переименование), команду вывода документа на печать и т. д. Операционная система должна эти команды выполнить.
Для упрощения работы пользователя в состав современных операционных систем, и в частности в состав Windows, входят программные модули, создающие графический пользовательский интерфейс. В операционных системах с графическим интерфейсом пользователь может вводить команды посредством мыши, тогда как в режиме командной строки (командный интерфейс) необходимо вводить команды с помощью клавиатуры. Давайте вспомним еще ряд характеристик и рассмотрим схему (Слайд 5).
4. Практическая работа.
На следующем уроке нам предстоит повторять Стандартные приложения ОС Windows. Но уже на сегодняшнем уроке вы приступите к работе с одним из них, речь идет о Блокноте. Как известно в этом приложении можно создавать простейшие тексты. Ваша задача заключается в создании своеобразного отчета по теме сегодняшнего урока. Обычно мы, подводя итог уроку, работаем в устной форме, но сегодня изменим этой традиции. Итак, в текстовом редакторе Блокнот необходимо создать документ, в котором постараться изложить коротко, но обо всем, что мы повторили или узнали нового сегодня. Сохранить работу под именем Отчет фамилия, в качестве фамилии указать свою, в папке Мои документы. В конце урока я соберу ваши файлы. А пока вы будете работать, мне представится хорошая возможность понаблюдать за вашей техникой печати и подобрать специальные упражнения для ее улучшения.
5. Итоги урока.
Собрать файлы с работами. Огласить оценки. Домашнее задание.