Этот урок проведён в рамках празднования юбилея Победы в Великой Отечественной войне в ходе предметной недели. Соответственно была выбрана форма обучения – пресс-конференция. Тип учебного занятия – обобщение и систематизация знаний и умений. Главная задача урока - воспитывать патриотизм, интернационализм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения отечественной науки и народа. Поэтому данный урок призван обеспечить не только осознание полученной исторической информации, но и воспитание целеустремленности и воли к победе на исторических примерах. Этапы учебного занятия, его структура конструировались в соответствии с дидактической целью - создание условий для самостоятельной познавательной деятельности учащихся. При планировании этапов урока учитывались все аспекты (образовательные, развивающие, воспитательные).
Цель: активизировать умения и знания обучающихся, полученные на уроках физики и истории, показать взаимосвязь этих наук.
Задачи:
Обучающие
- Вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке.
- Научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой по заданной теме.
Развивающие
- Развивать аналитическое мышление на исторических примерах, развивать интерес к физике, военной технике и отечественной истории.
Воспитательные
- Воспитывать патриотизм, интернационализм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения отечественной науки и народа.
- Воспитывать целеустремленность и волю к победе на исторических примерах.
Продумывалось движение к реализации цели как прогнозируемому результату: самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока имеет конкретную цель (выделить главное в тексте, заполнить конспект, сформулировать ответ на вопрос); каждый ученик знает порядок и приёмы работы с текстом; самостоятельная работа соответствует учебным возможностям учеников; содержание работы, форма её выполнения вызывает интерес учащихся (память о героях своей семьи); выполнение работы обеспечивается поддержкой учителя и управлением деятельностью ученика, ориентированной на успешный результат. Использовалось сочетание различных форм организации самостоятельной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
На уроке использовались продуктивные методы обучения (частично-поисковый). Учащиеся самостоятельно делали выводы из представленной информации. Использование частично-поискового (эвристического) метода обеспечило овладение опытом, процедурами творческой деятельности. Считаю, что на уроке состоялось принятие цели детьми, её осознание и мотивация учебной деятельности. Цели урока достигнуты. При изучении исторических сведений и затем при обсуждении в ходе конференции учащиеся нашли ответ на проблемный вопрос. Достижению целей в большей степени способствовал высокий эмоциональный настрой, особенно в конце урока. Создание обелиска показало, что практически у каждого учащегося есть свой герой в семье и этот герой не забыт.
Средства обучения: страницы доски в программе Notebook (Приложение 1).
Раздаточный материал: тексты с историческими сведениями (Приложение 2), бланки отчётов (Приложение 3).
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Этапы урока |
Примерное время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Полученный результат |
I. Организационный |
0,5' |
Приветствие. |
Приветствуют учителя. |
Готовность к уроку. Класс разделен на группы. Каждый учащийся получил листок с отчетом. |
II этап Актуализация знаний. |
3,5' |
Вступление учителя: За
этот мир платили мы в боях 9 мая 2010 года исполнится 65 лет со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. 65 лет – мира. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали как могли» все, но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны. Великая Отечественная война заставила изменить все отрасли хозяйства страны. Значительные изменения произошли в тяжелой промышленности, металлургии, добыче полезных ископаемых, машиностроении, создались новые отрасли, например, приборостроение, отрасли высокой техники, (приложение 1, стр. 2,3). Сегодня мы посвящаем наш урок Победе и вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом. Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941 г. Уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны. Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем также говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству». Обращение подписали физики А.Ф.Иоффе, П.Л.Капица, механики А.Н.Крылов, С.А. Чаплыгин, (приложение 1, стр. 4). Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. Какой бы новый вид вооружения ни создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки - и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; ставилась задача обнаружения воздушных целей ночью, за облаками - приходилось обращаться к закономерностям распространения и отражения радиоволн; увеличение скорости полета самолетов требовало не только повышения мощности двигателей, но и изучения выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель и т.д. Урок будет проходить в форме пресс-конференции, в ходе мы получим ответ на вопрос: Каково влияние физической науки на ход Второй мировой войны? (приложение 1, стр. 1). |
Слушают учителя. Записывают тему конференции. |
Принятие темы, определение цели и задач урока. |
III этап Работа с текстом. |
4' |
Раздает группам тексты с историческими сведениями, инструктирует. Темы: 1. Невидимые мстители (о вкладе учёных в развитие средств связи в годы войны, о работе учёных-физиков в партизанских отрядах). 2. Защита кораблей (о методе защиты военных кораблей от вражеских военных мин). 3. Броня крепка и танки наши быстры (танкостроение в годы войны). 4. «За рекою грянула «Катюша» по врагу лавиной огневой» (о создании нового вида оружия в артиллерии). 5. Дорога жизни (о защите Ленинграда, прорыве блокады). 6. «Нам разум дал стальные руки-крылья…» (о вкладе учёных-конструкторов в совершенствовании авиации). |
Чтение текстов с историческими сведениями. |
Повторение, изучение открытий, изобретений, конструкторских находок, ставших решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке. |
IV этап Пресс-конференция. |
20' |
Слушает выступающих, корректирует ответы. Организует обсуждение вклада физической науки по каждой теме, (приложение 1, стр. 5-16). |
Каждая группа по своему тексту представляет основные открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке. Остальные группы в это время заполняют отчёт. |
Отчет по работе конференции (приложение 3). |
V этап Подведение итогов работы конференции. |
2' |
Слово учителя: Каково влияние физической науки на ход Второй мировой войны? |
Записывают ответ на вопрос в отчет. |
|
VI этап Создание обелиска памяти «Я помню! Я горжусь!» |
7' |
Не
дымятся дали, пыль черна от слез. В каждой семье есть свой герой – дедушка, бабушка, отец, мать, брат, сестра, погибшие, защищая свою родину. Предлагаю на сегодняшнем уроке присоединиться к всероссийской акции «Я помню! Я горжусь!» (георгиевская ленточка) и создать обелиск памяти, (приложение 1, стр. 17). Записывает имя своего дедушки на обелиск. Предлагает сделать тоже самое всем учащимся. Звучит песня «От героев былых времен…» из к/ф «Офицеры». |
Записывают героев своей семьи. |
Имена героев на обелиске. |
|
2' |
Слово учителя: После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту. Оставшиеся в живых должны помнить, а их потомки знать, какой ценой была завоевана Победа. В памяти нашей вечно будет жить великий подвиг нашего народа, подвиг всех тех, чьей жизнью и самоотверженным трудом завоевана Победа и мир на Земле! Объявляет минуту молчания, (приложение 1, стр. 18). |
Все встают. |
Минута молчания. |
VII этап Заключительный |
1' |
Собирает работы учащихся. Объявляет об окончании урока. |
Сдают учителю заполненные отчеты (Приложение 4). |
Окончание урока. |
Источники информации
1. Васильева Л.И. Книга об отце. Советский писатель,1984. Памяти Николая Алексеевича Кучеренко.
1. Иванова А.С., Проказа А.Т. Мир механики и техники. – М.: Просвещение, 1993
2. Пархоменко А.А., Федоров А.С. Сражающаяся наука Издательство “Знание”. Москва, 1990.
3. 100 вопросов – 100 ответов: об армии, авиации, флоте. / Сост. А.К. Шевченко. – М.: Молодая гвардия, 1986.
4. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. / ответ. Ред. А.М. Самсонов. – М.: Наука, 1985.
5. Стихи о Великой Отечественной войне. В. 2-х книгах. М.: Худож. лит., 1985.
6. Чечнева М.П. Боевые подруги мои. Москва, Издательство ДОСААФ, 1975.
7. http://www.fryazino.info/index.php?mod=2&id=101