Тема урока: “Практическое ознакомление со служебными и техническими помещениями, подзарядными станциями, гаражами”
Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.
Учебные цели урока: ознакомить учащихся со служебными и техническими помещениями, проверить степень усвоения данного материала темы, развить следующие качества личности:
а) умение работать индивидуально;
б) быть ответственным за себя и других;
в) умение видеть главное, анализировать и делать выводы.
Материально-техническое оснащение урока: схема станции Узловая 1, схема грузового двора станции Узловая 1.
Ход урока
I. Организационная часть урока - 5 минут.
(Рапорт старосты о наличии учащихся, проверка готовности к занятию.)
II. Вводный инструктаж 45 минут.
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация прежних знаний.
Ход работы основан на выполнении индивидуального задания, которое является общим для всех, но выполняется каждым в отдельности в виде технического диктанта. Группа рассаживается за столы в произвольном порядке, но обязательно попарно.
Задание – технический диктант – состоит из 25 вопросов. Мастер производственного обучения поочередно зачитывает часть текста без основного окончания. Учащимся необходимо дописать наиболее полно и точно окончание текста под соответствующим номером. На восприятие, осмысление и письменного ответа дается 1 минута.
По окончании работы учащиеся меняются работами с учащимися соседнего ряда. Теперь им необходимо, на основании ответов, которые зачитывает мастер определить:
а) правильность выполненного диктанта по символам:
- “V” - правильно и полно;
- “ ” - правильно, но неполно;
- “-” - неправильно или нет ответа.
б) просчитать ответы по символам:
- “V” - +1;
- “ ” - +0,5;
- “-” - -1.
Оценочная таблица |
||
Определяющий балл | Оценка | Итоговый балл |
25 и ниже | “5” | |
От 20 до 15 | “4” | |
От 14 до 10 | “3” | |
От 9 и ниже | “2” |
Мастер производственного обучения выступает в роли эксперта по корректировке оценок.
Данная работа способствует адекватной самооценке учащихся, создается благоприятный микроклимат в группе, проявляется коммуникабельность и ответственность за проверяемую работу, при помощи технического диктанта появляется возможность быстро проверить знания учащихся.
3. Формирование новых знаний: Мастер производственного обучения объясняет новый материал. Ряд вопросов рекомендуется изучать в виде постановки проблемных вопросов, в виде беседы, а часть новых знаний учащимся можно дать виде готового материала. Формы работы при изучении нового материала необходимо менять, в таком случае учащиеся не устанут, а наоборот будут заинтересованы в освоении новых знаний..
а) служебные помещения грузового двора: назначение, расположение;
б) технические помещения грузового двора: назначение, расположение
в) назначение мастерских;
г) подзарядные станции и их назначение;
д) расположение гаражей и их назначение;
е) техника личной безопасности при нахождении на подразделениях грузового двора.
4. Закрепление материала вводного инструктажа:
а) учащиеся 5 человек получают тестовые задания на 5 мин;
б) фронтальный опрос учащихся по следующим вопросам:
- каково назначение служебных и технических помещений?
- почему на грузовом дворе необходимы мастерские?
- для каких целей предназначены подзарядные станции?
- для каких целей предназначены гаражи?
- назовите причины, по которым все перечисленные сооружения необходимы грузовому двору?
III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование - 5 часов.
1. Распределение учащихся по рабочим местам предприятия .
2. Выдача практических заданий по теме .
3. Самостоятельная работа учащихся под руководством мастера и ответственных по специальностям: таксировщика, приемосдатчика, операторов технической конторы, багажного кассира, билетного кассира.
4. Определение норм времени нахождения на рабочих местах по выполнению операций.
5. Самостоятельная работа учащихся на рабочих местах под руководством мастера и ответственных работников на местах:
а) товарная контора;
б) техническая контора;
в) багажная касса;
г) багажное отделение;
д) билетная касса.
6. Целевой обход рабочих мест учащихся.
7. Текущее инструктирование.
а) соблюдение последовательности технологического процесса;
б) правильное использование документов и оборудования;
в) организация рабочего места:
г) соблюдение учащимися правил безопасности труда.
IV. Заключительный инструктаж 10 минут.
1. Подведение итогов занятий.
2. Провести оценку качества знаний учащихся.
3. Указать на ошибки, допущенные в процессе урока.
4. Уборка и сдача рабочих мест.
5. Задание на дом: конспект, составление тестов по теме урока.