Программа творческого объединения “Будь здоров”
План программы
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи.
- Документы и Материалы, с учетом которых составлена программа.
- Тематический план.
- Календарный план.
- Условия реализации программы. Прогнозируемый результат.
- Образовательно-воспитательная работа.
- Литература.
Цели и задачи программы:
- Сформировать доминанту на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- Дать знания из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиене.
- Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни.
- Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам.
- Формировать у ребенка потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.
- Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.
Пояснительная записка.
Общие сведения о творческом объединении.
Коллектив творческого объединения “Будь здоров” имеет постоянный состав, школьники младшего и среднего возраста, в составе -15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, в школе № 874. За учебный год– 144.
Занятия ТО “Будь здоров” представляет собой область знаний, охватывающих теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Он предназначен для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения знаний и умений в прогнозировании опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания и различных видов деятельности человека, определения способов защиты от них, а также приобретения привычек здорового образа жизни.
На занятиях учащиеся:
- приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.);
- усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);
- учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;
- усваивают, где можно устраивать игры, кататься на санках, коньках, ходить на лыжах и т.д.);
- учатся пользоваться общественным транспортом (правила ожидания транспорта на остановке; правила посадки и высадки и т. д.);
- знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, элементами улиц и дорог, линиями дорожной разметки проезжей части улицы, дороги.
Формируется ответственное отношение к своему здоровью, разбираются
принципы здорового образа жизни.
Программы кружка “Будь здоров”: научить учащихся действовать в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни (на улице, дома, в школе, в общественных местах, при общении с незнакомыми людьми). Поэтому на занятиях уделяется особое внимание развитию способности предвидеть опасные ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие; предусматривается приобретение навыков аналитического поведения в жизненно опасных ситуациях.
Пропагандирует гигиенические знания; углубляет содержание раздела биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с курсами биологии, химии. ОБЖ, географии, истории, способствует этическому воспитанию учащихся. Во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного, физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Формирует умения поиска информации из различных источников (печатные издания, компьютерные диски, Интернет и т. д), проводить наблюдения, следить за своим здоровьем: физическим, нравственным, духовным, а в дальнейшем сделать правильный выбор будущей профессии.
А также занятия в творческом объединении “Будь здоров” дисциплинирует, сплачивает ребят, развивает чувство ответственности за свой коллектив, бережное отношение к своему здоровью, уважение к людям, природе.
Для реализации задач данной программы используются различные формы и методы обучения, это и теоретические беседы, работа с дополнительными источниками, экскурсии, походы, игры, викторины, участие в коллективном творческом деле, которые способствуют закреплению полученных знаний.
Результаты работы творческого объединения отражаются на стендах, конференциях, во внеурочных мероприятиях школы. Особо велико значение данной работы: в том, что формирует ответственное отношение к своему здоровью, к окружающим людям, навыки чтения, самообразования, жизни в крупном городе, природе, приемы оказания первой медицинской помощи, дает физическую подготовку ребят.
Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности, познание окружающего мира в соответствии со своими потребностями и своими возможностями, возможность обоснованного выбора профессии.
Документы и материалы, с учетом которых составлена данная программа занятий “Будь здоров первого года обучения”
- Федеральный закон “Об образовании”.
- Модернизация московского образования (Столичное образование 5)
- План мероприятий по развитию дополнительного образования в Москве.
- Программа “Юные инструкторы туризма”.
- Программа ЦДТМ “Матвеевское”.
- Целевая комплексная программа “Я – Москвич”.
- Целевая комплексная программа “Чтобы рос человек”.
- Дополнительные инструкции руководителя творческого объединения,
- Инструкции по технике безопасности.
Тематический план.
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 6 | 6 | - |
2 | Человек и окружающая среда | 20 | 16 | 4 |
3 | Характер и темперамент, твои возможности человек | 10 | 10 | |
4 | Стресс и способы защиты от него | 14 | 10 | 4 |
5 | Влияние музыки на организм человека | 6 | 4 | 2 |
6. | Основы гигиены, первая доврачебная помощь | 16 | 10 | 6 |
7 | Кожа – зеркало здоровья | 4 | 4 | - |
8 | Смейтесь на здоровье | 4 | 2 | 2 |
9 | Куритъ – здоровью вредить, скажем, нет | 18 | 16 | 2 |
10 | Компьютер и наше здоровье | 6 | 6 | - |
11 | Правила дорожные без них жизнь невозможная | 20 | 16 | 4 |
1.2 | Основы правильного питания | 18 | 14 | 4 |
13 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Итого | 144 | 114 | 30 |
Календарный план.
Тема I: Вводное занятие 6 часов. | |
1 .Инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения, противопожарной безопасности, действия в ЧС (чрезвычайной ситуации) | Знакомство с учащимися, их интересами, беседа о туризме. Необходимость знаний техники безопасности, сюжетная игра по правилам поведения. |
2. Человек в мире | Мы в этом мире не одни |
3.Изменения современного мира и человека | История развития человеческого общества |
Тема 2: Человек и окружающая среда 20 ч. | |
1. Чрезвычайные ситуации -источники опасности | Какие ситуации возможны в нашем мире. |
2.Геологические процессы Земли и их последствия | Знакомство со стихийными явлениями, правила поведения – игра “Как выжить |
З.У природы нет плохой погоды | Град, смерчи, ветра как они появляются на Земле, просмотр к/ф |
4. Красивые снежинки | Образование лавин, добрый сенбернар, рассказ о животных |
5.Как в лесу хорошо! | Красота осеннего леса, экскурсия |
6.Ориентирование. Азимут. Способы ориентирования. Ориентирование по местным признакам. | Основные направления сторон горизонта,
дополнительные, вспомогательные стороны.
Азимутное кольцо. Практическое задание:
построение на бумаге заданных углов, измерение
азимута по карте. Ориентирование с помощью карты, необходимость непрерывного ориентирования, чтения карты в походе. Движение по легенде, опрос жителей. Суточное движение Солнца, определение азимута по Солнцу, Луне, Полярной звезде. |
7. Организация туристического быта, привалы и ночлеги. Организация привала. Развертывание, свертывание лагеря. Уборка лагеря перед уходом | Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность привалов в зависимости от природных условий физического состояния участников. Выбор места для привала, основные требования к месту привала. Выбор места для палаток, костра, забор воды, мусорной ямы, туалета, заготовка дров. Уборка лагеря. |
8.Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком, правила купания. | Меры безопасности и оказание медицинской помощи. |
9.Природа и безопасность. | Знакомство с ядовитыми растениям, грибами, оказание помощи при отравлениях |
10. Природа и безопасность | Встреча с обитателями леса, клещ-бич Подмосковных лесов Творческое занятие – плакат “Не навреди!” |
11 .Причины пожаров в природе | Знакомство с причинами пожаров в природе, огонь-друг и враг. Часто человек сам виноват |
12. Солнце, воздух и вода | Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья, но всё хорошо в меру. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе |
13.Закаливание организма ценилось
всегда. Инфекционные заболевания в осенний
период Механизмы защиты организма, иммунитет |
Знакомство со школой закаливания
Иванова, упражнения для утренней гимнастики Профилактика ОРЗ, плакат “Будь здоров” Познакомить с навыками ЗОЖ, для чего нужен иммунитет |
14. Викторина | Конкурс “Я с природою дружу”, оформление плаката |
Тема 3:Характер и темперамент и возможности человек 10ч. | |
1 .Все мы разные такие | Определение критериев различий людей Земли. Скажи мне кто твой друг... |
2Темпераментный я такой. | Определение своего темперамента, навыки общения с другими людьми. |
3.Что-то с памятью моей стало. | Виды памяти, что такое склероз и как запомнить всё на свете. |
4.Есть сила воли у меня | Волевые черты, зачем нужна воля, проведение игры “Прочитай информацию” |
5.Твои возможности человек | Ты самый сильный, мудрый. Знакомство с рекордами книги Гиннеса, и что я могу сделать. |
Тема 4: Стресс и способы защиты
от него 14ч |
|
1 .Что такое стресс? | Что такое стресс? Стресс человека и животного в чём отличия |
2.Причины стрессов | Игровое занятие “Почему я волнуюсь?” |
3. Как избежать стресса? Все болезни от нервов | Релаксация нужна, научись защищать, сохранить здоровье |
4.Аутотренинг, нервные клетки не восстановишь | Я спокоен, очень спокоен, |
5 Поведение в экстренных ситуациях | Стресс – враг, механизм его действия на здоровье |
6.Занятия без стрессов | Как учиться без стресса, составление памятки “Всё по плечу” |
7. Игровое занятие “Люби себя” | Игровое занятие “Люби себя” |
Тема 5: Влияние музыки на организм человека б часов | |
1 .Музыка, которая мне нравиться | Знакомство с музыкой народов мира, причинами её популярности, |
2. С музыкой на все времена | Опасность громкой музыки, влияние на слух, ох уж эти наушники |
3 Конкурс “Нам песня строить и жить помогает” | Конкурс “Нам песня строить и жить помогает”– угадай мелодию, спой любимую песню |
Тема 6: Основы гигиены и первая доврачебная помощь. 16 часов. | |
1 .Личная гигиена человека. | Понятие о гигиене, гигиена тела, значение водных процедур. Гигиена одежды, обуви. |
2.Сущность закаливания | Роль закаливания в занятиях туризма. Закаливание солнцем, воздухом, водой. |
3.Сущность закаливания | Знакомство с системой Иванова. |
4.Физическйе упражнения и туризм | Систематичность занятий физкультурой для достижения результатов, проведение “Веселых стартов” |
5. Вредные воздействия курения, алкоголя. |
Беседа, конкурс плаката на данную тематику. |
6. Походная медицинская аптечка. Аптечка автолюбителя. |
Составление аптечки, хранение, транспортировка. Перечень лекарственных средств и их назначение. |
7.Основные приёмы оказания первой медицинской помощи | Заболевания . Различные травмы. Ожоги, солнечный тепловой удар. Помощь утопающему, обморожение. Искусственный массаж. Укусы животных. Пищевые отравления. Наложение жгута, обработка ран, промывание желудка |
8.Приемы транспортировки пострадавшего | Изготовление носилок, волокуш, зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения. |
Тема 7: Кожа – зеркало здоровья 4часа | |
1 Кожные покровы человека | Строение кожи, волосяной покров, защита организма от вредных воздействий |
2Личная гигиена кожи | Подбор кремов для кожи, хороши ли тату, пирсинг, маникюр, окрашивание волос. Причины раннего увядания |
Тема 8: Смейтесь на здоровье 4 часа | |
1. Во всём и всегда спасает юмор меня | Смейтесь на здоровье – продлевайте жизнь себе, оптимизм всегда лучше, чем пессимизм. Великие люди о силе смеха. |
2. Конкурс смеха | Самый лучший анекдот |
Тема 9: Курить -здоровью вредить 18часов | |
1. Откуда взялся этот табак? | История вредных привычек Разговор по душам, изменения в растущем организме |
2.Влияние алкоголя на детский организм |
Разговор по душам, изменения в растущем организме |
3. Наркотики и как себя защитить | Разбор наркотических веществ и оценка их влияния на организм |
4.Спид – чума столетия | |
5."Умей сказать нет | Умей сказать нет – как противостоять толпе, не поддаться их влиянию |
6. Можно ли вылечиться | Просмотр кинофильмов “Поломанная жизнь” |
7. Конкурс плакатов | Нет вредным привычкам и их защита |
8. Подготовка выступления | Вся жизнь впереди – себя береги, выступление перед уч-ся нач.школы |
9.Выступление агитбригады | Вся жизнь впереди – себя береги, выступление перед уч-ся нач.школы |
Тема 10: компьютер и наше здоровье 6 часов | |
1. МВТ на службе человека | ИВТ на службе человека плюсы и минусы |
2. Гигиена зрения | Болезни глаз, влияние компьютера, гимнастика для глаз |
3. Организация труда. Гиподинамия | |
Тема11: Правила дорожные 20часов | |
1.Улицы и движение в нашем городе | Улицы и движение в нашем городе. Элементы улиц и дорог |
2 Правила пользования транспортом Основные понятия и термины ПДД | Дорожные знаки и дополнительные средства информации |
3. Причины ДТП | От “бытовой ”привычки – к трагедии на дороге |
4.Где и как переходить улицу. Светофор | Перекрестки и их виды Сигналы светофора с дополнительными секциями |
5. Знаки для пешеходов и для водителей | Азбука дороги |
6. Движение транспортных средств | Езда на велосипеде, скейте, мопеде. Дополнительные требования для движения велосипедистов |
7 Движение по загородным (сельским дорогам) | Движение по загородным (сельским дорогам) |
8. Оказание первой мед. помощи (при переломах и других видах травм) | Оказание первой мед. помощи (при переломах и других видах травм |
9.Поведение участников и очевидцев | Как мы знаем ПДЦ, Дорожные “ ДТП ловушки” |
10.Викторина | Викторина “Знаки дорожные” |
Тема 12:Основы правильного питания 18 часов | |
1.Зачем мы едим, Проблемы излишнего веса | Основы правильного питания, что вообще едят люди |
2. Голод | Понятие голода, всегда ли нужно есть, режим питания |
3 .Диеты | Диеты, расчет массы тела, составление рациона питания |
4. Движение– это жизнь | Есть чтобы жить, комплекс физ.упражнений для проблемных участков тела |
5. Вода, фрукты, овощи всегда | Вегетарианство оправдывает себя? |
6-7. Культура питания | Сервировка стола, традиционные блюда, душевная беседа. Танец живота |
8. Викторина “Здоров будешь все забудешь” |
Викторина “Здоров будешь всё забудешь” |
Тема 13: Итоговое занятие. 2 часа. | Оформление стендов; “Береги здоровье смолоду”. Подведение итогов, награждение самых активных |
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы в ходе работы творческого объединения используются следующие материалы:
- фильмы о природе, природных закономерностях, вредных привычках
- таблицы, знакомящие учащихся со способами
ориентирования,
профилактики заболеваний - таблицы, знакомящие с ядовитыми растениями и
животными, с
различными ситуациями на дорогах, в домах, - аптечка, жгуты, бинты,
- фонограммы песен, звуков леса (голоса птиц), шум воды
- муляжи,
- диски о здоровом питании, аэробике, о ПДД, релаксации
- встречи с интересными людьми
Прогнозируемый результат.
Программа модифицированная. Она формирует разновозрастные и разноуровневые группы детей. Отличается нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Результаты работы объединения будут отражены в концертных программах, на стендах, выставках, конференциях, во внеурочных мероприятиях школы (проведение виктории, конкурсов).
Образовательно-воспитательная работа.
Социальная : | Благоустройство территории ЦДТМ, микрорайона | Сентябрь – апрель |
Участие в программе “Детское движение милосердия”, | По плану ЦДТМ | |
Развитее познавательного интереса и творческих способностей | Занятия в спортивных секциях Беседы, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ, интересными людьми, медицинскими специалистами викторины, праздники. | Сентябрь – июнь |
Участие в массовых мероприятиях округа | По плану ЗОУДО, ЦДТМ |
Литература для педагогов:
- Справочные материалы: Книга для учащихся, М, Просвещение, 1989,
- Андреев Н.В. “Топография и картография, М, Просвещение, 1985,
- Берлянт А.М. “Занимательная психология”, М, Просвещение, 1985,
- Берлин г А.М. “Тесты для подростков”, М, Знание, 1990,
- Гепымин А.В, “Стресс в нашей жизни”, М, Просвещение, 1984,
- Куприн А.М. “Слово о диете”, М, Недра, 1987,
- Кусов В.С. “Основы правильного питания”, М, Недра ,1989,
- Преображенский А.И. “МВТ в нашей жизни”, М, Просвещение, 1997,
- Эделыптейн Л.В. “Как себя вести”, М, Недра, 1978,
- Берлянт А.М. “Рекорды человечества”, М, Мысль, 1986,
- Постликов А.В. “Наркотические вещества”, М, Наука, 1996,
- Салищев К.А. “Релаксация”, 3 издание, М, Издательство МГУ,1999,
- Справочник по ПДД М, 2004г.
- Правила дороги и комментарий ПДЦМ.Мысль2001.
- “Образ жизни и вредные привычки”Запорожченко В.Г.
- “Эмоциональные особенностиформирования личности в детстве”.Гэреслав Г.М.
- “Избранные психологические исследования” БСЭ. В 30т. 3-е изд.
- “Детство и общество”. Эриксон Э.
- “Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности” Ананьев Б.Г.
Список рекомендуемой литературы для родителей
- Борисов В.А. “Алкоголь и дети”.
- Буянов М.И. “Размышление о наркомании”.
- Омельченко Е. “Герои нашего времени. Социологические очерки”.
- Запорожченко В.Г. “Образ жизни и вредные привычки”.
- Лихачёв Д.С. “Письма о добром и прекрасном”
- Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. – М., 1999.
- Джексон Адам Дж.10 секретов здоровья: Современная притча о мудрости и здоровье, которая изменит вашу жизнь. – Киев-Москва-Санкт-Петербург: София.
- Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков.
- Заликина Л. Общий уход. – М.: Медицина, 1982.
- Здоровый ребенок: Федеральная целевая программа на 2002-2006 гг. Утв.Постановлением Правительства №ГК – П12 – 14958.
- Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. – М., 1990.
- Ковалев В.В. Призвание. – М.: Политиздат, 1973.
- Ковинько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых. – М., 1996.
- Либинтов И.А. Здоровье без лекарств. – М., 1997
- Ю.Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М., 2001.
Список рекомендуемой литературы для детей.
- Александров В.А. “Курение и его вред”.
- Бачаева Н.В. “Борьба с вредными привычками”.
- Буянов В. “Размышления о наркомании”.
- Дезарь М. “Губительная сигарета”.
- Запорожченко А. “Денискины рассказы”.